Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения россиян как задача общего музыкального образования

 
Код статьиS181570410019259-9-1
DOI10.54884/S181570410019259-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Институт управления образованием Российской академии образования
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации
Аффилиация: Институт стратегии развития образования РАО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы59-65
Аннотация

В контексте вызовов современности особую актуальность для общего образования приобретает становление духовно-нравственных начал, формирование базовых национальных ценностей и ориентиров, основ поликультурности и толерантности у школьников, что, в свою очередь, является основными направлениями концепции духовно-нравственного развития подрастающего поколения россиян. Актуализируя эти тренды, авторы рассматривают их в качестве дидактических задач школьного образования и, как следствие, общего музыкального образования. В статье предложено описание составляющих выделенных дидактических задач, а также средства и учебные элементы содержания обучения музыке, способствующие их достижению.

Ключевые словадуховно-нравственное развитие школьников, базовые национальные ценности и ориентиры, поликультурность, толерантность, музыкальная культура, дидактические задачи музыкального образования, обучение музыке в школе
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов16601
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1  Современный мир находится в состоянии социальных и духовно-нравственных перемен. Причиной этому явилось множество факторов, и главные из них – процессы цифровизации, внедряющиеся практически во все сферы жизнедеятельности общества, особенно ввиду сложной эпидемиологической ситуации. Отныне виртуальная реальность [8] «добровольно-принудительно» занимает неотъемлемое место в жизни каждого человека любого возраста и статуса. Меняется не просто образ жизни: происходит своего рода мировоззренческая революция, трансформация человеческого сознания и ощущения действительности, в которой реальный и виртуальные миры слились в целостном пространстве.
2 Мир движется в сторону научно-технического прогресса, удобства и мобильности, но духовная составляющая общества продолжает пребывать в кризисном состоянии. В первую очередь это влияет на подрастающее поколение, утопающее в изобилии медийности, социальных сетях и прочих компонентах виртуального пространства. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ООО) изложены требования о воспитании межличностной толерантности, о развитии «этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д. (см. Раздел II, п. 11.6 «Музыка» [15]).
3 Таким образом, становление духовно-нравственных начал у школьников является и сегодня одной из наиболее актуальных проблем современности. В контексте педагогической науки, как мы уже отмечали ранее в своих работах [11, 12, 13], особое внимание этой проблематике уделяли и внесли большой вклад в ее развитие и философское осмысление К.А. Абдульханова-Славская, А.Г. Адамова, Л.В. Баева, А.А. Евская, И.Ф. Кефели, И.С. Кон, А.И. Осипов, В.И. Павлов, А.И. Титоренко, Ж.Т. Тощенко и др.
4 «Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем завершеннее этот последний, тем более завершенной является она сама» [2, с. 165]. Личность, как отражение, как малая копия видимого и невидимого Мира, настолько многогранна, настолько гармонична и противоречива единовременно, что невозможно ее развить и постигнуть, не руководствуясь знаниями и смыслами разных и множественных областей науки и искусства.
5 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (2009 г.), авторами – разработчиками которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [5], особое внимание уделяется базовым национальным ценностям, метапредметные по сущности своей: патриотизм, толерантность, традиционные российские религии, семья, социальная солидарность, искусство и литература, гражданственность, творчество, наука, природа, человечество, труд.
6 Соглашаясь с мнением, что главенствующее место в жизни общества, должны занимать ценности культурной идентичности народа, понимание его ментальности, идеологии, сознания и вместе с тем уважение и восприятие ценностей других народов [1, 10, 12, 14]; считаем, что фактически любой школьный предмет, особенно гуманитарной направленности, должен служить инструментом развития духовности и нравственности у подрастающего поколения, а также развитию толерантности в системе межличностных и межгрупповых отношений для предотвращения различного рода межличностных конфликтов, достижения мира, согласия и взаимопонимания.

всего просмотров: 336

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамов Р.П., Гареев М.И., Литвинюк И.В. Ценностные ориентации и межличностная толерантность современных подростков // Академия профессионального образования. – 2019. – № 9 (88). – С. 68-78.

2. Бескова И.А., Герасимова И.А., Меркулов И.П. Феномен сознания. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 367 с.

3. Быстров В.Ю. Границы толерантности // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. – 2020. – № 1. – С. 24-34.

4. Воуба В.Г. Реализация эстетической и этической функций музыкального искусства как основа формирования нравственных ориентаций у младших подростков // Человеческий капитал. – 2015. – № 4 (76). – С. 36-40.

5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения)

6. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / [авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010. – 554 с.

7. Карягина Ю.А. Поликультурность как интегративное качество личности // Вестник ОГУ. – 2006. – № 13 (63). – С. 11-12.

8. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Королева Н.Ю. Виртуальная реальность: генезис понятия и тенденции использования в образовании // Информатика и образование. –2020. – №10 (319). – С. 6-16.

9. Непоклонова Е.О., Токарева П.В., Кипнес Л.В. Формирование поликультурной образовательной среды в процессе подготовки современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 289-292.

10. Нужнова Н.М. Подготовка учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании с использованием кейс-стади // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 2. – С. 180-191.

11. Рыжова Н.И., Тулушева И.В., Гришанин Н.В., Тулубьев В.Б. Поликультурность как актуальная составляющая направлений развития системы современного российского образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-2. – С. 204-207.

12. Рыжова Н.И., Ефимова Е.П., Зинкевич Н.А. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. (URL: http://www.scienceeducation.ru/111-10379 - дата обращения: 29.01.2021).

13. Токарева П.В. Вызовы современности как актуальная основа поиска решений по обновлению подходов к обучению музыке в общеобразовательной школе / «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова: Материалы XIХ Всероссийской с международным участием науч.-практ. конф., Бийск, 20 мая 2021 года. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021, – С. 123 – 127

14. Тощенко Ж. Т. Ценности молодежи и молодежная политика: как соединить их вместе? // Материалы XIII Международных Лихачевских научных чтений, 16-17 мая 2013 г. – СПб., 2013. – С. 177-182.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1897/ - дата обращения: 9.07.2021)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх