Spiritual and moral development of the rising generation of Russians as a task of general musical education

 
PIIS181570410019259-9-1
DOI10.54884/S181570410019259-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: Institute of education management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Leading researcher of laboratory of general mathematical education and informatization
Affiliation: Institute for strategy of education development of RAE
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages59-65
Abstract

In the context of the challenges of our time, the formation of spiritual and moral principles, the formation of basic national values and guidelines, the foundations of multiculturalism and tolerance among schoolchildren are of particular relevance for general education, which, in turn, are the main directions of the concept of spiritual and moral development of the younger generation of Russians. Updating these trends, the authors consider them as didactic tasks of school education and, as a result, general music education. The article offers the description of the components of the selected didactic tasks, as well as the means and educational elements of the content of teaching music, contributing to their achievement.

Keywordsschoolchildren’s spiritual and moral development, basic national values and guidelines, multiculturalism, tolerance, musical culture, didactic tasks of music education, music teaching at school
Received17.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters16601
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1  Современный мир находится в состоянии социальных и духовно-нравственных перемен. Причиной этому явилось множество факторов, и главные из них – процессы цифровизации, внедряющиеся практически во все сферы жизнедеятельности общества, особенно ввиду сложной эпидемиологической ситуации. Отныне виртуальная реальность [8] «добровольно-принудительно» занимает неотъемлемое место в жизни каждого человека любого возраста и статуса. Меняется не просто образ жизни: происходит своего рода мировоззренческая революция, трансформация человеческого сознания и ощущения действительности, в которой реальный и виртуальные миры слились в целостном пространстве.
2 Мир движется в сторону научно-технического прогресса, удобства и мобильности, но духовная составляющая общества продолжает пребывать в кризисном состоянии. В первую очередь это влияет на подрастающее поколение, утопающее в изобилии медийности, социальных сетях и прочих компонентах виртуального пространства. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ООО) изложены требования о воспитании межличностной толерантности, о развитии «этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д. (см. Раздел II, п. 11.6 «Музыка» [15]).
3 Таким образом, становление духовно-нравственных начал у школьников является и сегодня одной из наиболее актуальных проблем современности. В контексте педагогической науки, как мы уже отмечали ранее в своих работах [11, 12, 13], особое внимание этой проблематике уделяли и внесли большой вклад в ее развитие и философское осмысление К.А. Абдульханова-Славская, А.Г. Адамова, Л.В. Баева, А.А. Евская, И.Ф. Кефели, И.С. Кон, А.И. Осипов, В.И. Павлов, А.И. Титоренко, Ж.Т. Тощенко и др.
4 «Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем завершеннее этот последний, тем более завершенной является она сама» [2, с. 165]. Личность, как отражение, как малая копия видимого и невидимого Мира, настолько многогранна, настолько гармонична и противоречива единовременно, что невозможно ее развить и постигнуть, не руководствуясь знаниями и смыслами разных и множественных областей науки и искусства.
5 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (2009 г.), авторами – разработчиками которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [5], особое внимание уделяется базовым национальным ценностям, метапредметные по сущности своей: патриотизм, толерантность, традиционные российские религии, семья, социальная солидарность, искусство и литература, гражданственность, творчество, наука, природа, человечество, труд.
6 Соглашаясь с мнением, что главенствующее место в жизни общества, должны занимать ценности культурной идентичности народа, понимание его ментальности, идеологии, сознания и вместе с тем уважение и восприятие ценностей других народов [1, 10, 12, 14]; считаем, что фактически любой школьный предмет, особенно гуманитарной направленности, должен служить инструментом развития духовности и нравственности у подрастающего поколения, а также развитию толерантности в системе межличностных и межгрупповых отношений для предотвращения различного рода межличностных конфликтов, достижения мира, согласия и взаимопонимания.

views: 333

Readers community rating: votes 0

1. Abramov R.P., Gareev M.I., Litvinyuk I.V. Tsennostnye orientatsii i mezhlichnostnaya tolerantnost' sovremennykh podrostkov // Akademiya professional'nogo obrazovaniya. – 2019. – № 9 (88). – S. 68-78.

2. Beskova I.A., Gerasimova I.A., Merkulov I.P. Fenomen soznaniya. – M.: Progress-Traditsiya, 2010. – 367 s.

3. Bystrov V.Yu. Granitsy tolerantnosti // Vestnik SPbGU. Filosofiya i konfliktologiya. – 2020. – № 1. – S. 24-34.

4. Vouba V.G. Realizatsiya ehsteticheskoj i ehticheskoj funktsij muzykal'nogo iskusstva kak osnova formirovaniya nravstvennykh orientatsij u mladshikh podrostkov // Chelovecheskij kapital. – 2015. – № 4 (76). – S. 36-40.

5. Danilyuk A. Ya. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obschego obrazovaniya: proekt/ A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. Ros. akad. obrazovaniya. ― M.: Prosveschenie, 2009. ― 29 s. ― (Standarty vtorogo pokoleniya)

6. Istoriya mirovoj muzyki: Zhanry. Stili. Napravleniya / [avt.-sost. A. Minakova, S. Minakov]. – M.: Ehksmo, 2010. – 554 s.

7. Karyagina Yu.A. Polikul'turnost' kak integrativnoe kachestvo lichnosti // Vestnik OGU. – 2006. – № 13 (63). – S. 11-12.

8. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Koroleva N.Yu. Virtual'naya real'nost': genezis ponyatiya i tendentsii ispol'zovaniya v obrazovanii // Informatika i obrazovanie. –2020. – №10 (319). – S. 6-16.

9. Nepoklonova E.O., Tokareva P.V., Kipnes L.V. Formirovanie polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy v protsesse podgotovki sovremennykh spetsialistov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – 2020. – № 6 (85). – S. 289-292.

10. Nuzhnova N.M. Podgotovka uchitelej k resheniyu zadach dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v nachal'nom obrazovanii s ispol'zovaniem kejs-stadi // Prepodavatel' XXI vek. – 2019. – № 2. – S. 180-191.

11. Ryzhova N.I., Tulusheva I.V., Grishanin N.V., Tulub'ev V.B. Polikul'turnost' kak aktual'naya sostavlyayuschaya napravlenij razvitiya sistemy sovremennogo rossijskogo obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. – 2019. – № 65-2. – S. 204-207.

12. Ryzhova N.I., Efimova E.P., Zinkevich N.A. Tvorcheskoe nasledie akademika D.S. Likhacheva kak osnova dukhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennykh shkol'nikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5. (URL: http://www.scienceeducation.ru/111-10379 - data obrascheniya: 29.01.2021).

13. Tokareva P.V. Vyzovy sovremennosti kak aktual'naya osnova poiska reshenij po obnovleniyu podkhodov k obucheniyu muzyke v obscheobrazovatel'noj shkole / «Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve», posvyaschennaya 100-letiyu so dnya rozhdeniya A.D. Sakharova: Materialy XIKh Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauch.-prakt. konf., Bijsk, 20 maya 2021 goda. – Bijsk: AGGPU im. V.M. Shukshina, 2021, – S. 123 – 127

14. Toschenko Zh. T. Tsennosti molodezhi i molodezhnaya politika: kak soedinit' ikh vmeste? // Materialy XIII Mezhdunarodnykh Likhachevskikh nauchnykh chtenij, 16-17 maya 2013 g. – SPb., 2013. – S. 177-182.

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya (URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1897/ - data obrascheniya: 9.07.2021)

Система Orphus

Loading...
Up