Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности

 
Код статьиS020595920015229-7-1
DOI10.31857/S020595920015229-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры психологии личности факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность:  Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация
Должность: Заместитель заведующего кафедрой социальной психологии
Аффилиация: Московский государственный университет, Московский институт психоанализа
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 3
Страницы87-96
Аннотация

Переход агрессии в “киберформу” ознаменовал интерес к тем социально-психологическим и пользовательским факторам и механизмам, которые стоят за рискованным и агрессивным онлайн-поведением. Способы поведения в ситуациях киберагрессии рассматриваются как один из результатов цифровой социальности, под которой понимается в том числе приобретаемая человеком в процессе межличностного онлайн-общения совокупность качеств и особенностей, связанных с принятием и соблюдением специфических норм цифровой среды и с выполнением на их основе различных социальных функций. Помимо задачи выявления социально-психологических факторов столкновения подростков и молодых людей с киберагрессией, через призму различных ролей в ситуации флейминга как наиболее часто встречающегося вида киберагрессии в статье анализируются особенности цифровой социальности, формирующейся в результате приобретения опыта социального онлайн-взаимодействия. 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 17–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из восьми федеральных округов России оценивали свой опыт и возможную реакцию на столкновение с флеймингом (на основе “ситуации-виньетки”), а также заполняли методики оценки пользовательской активности, соблюдения правил общения онлайн и офлайн, интернет-зависимости, личностных черт, толерантности, эмпатии, агрессивности. Согласно результатам, роль свидетеля агрессии — ведущая в онлайне у подростков и молодых людей — нередко недооценивается родителями подростков. Риск столкновения с флеймингом выше при более высокой пользовательской активности, особенно у подростков 12–13 лет, а наблюдение за онлайн-агрессией связано с меньшей толерантностью и сознательностью, меньшей готовностью соблюдать правила вежливого общения онлайн и офлайн, большей агрессивностью и нейротизмом. Выбор активной агрессивной роли связан с еще более высоким уровнем агрессивности и низким уровнем доброжелательности и толерантности, а выбор активной просоциальной роли — с более высокими показателями доброжелательности, эмпатии, толерантности и готовности соблюдать правила общения в реальной жизни и в интернете.

Ключевые словакиберагрессия, подростки, социальные роли, флейминг, толерантность, агрессивность, личностные черты
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-013-00857 “Социокультурные и личностные предикторы деструктивного и аутодеструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи”
Получено04.06.2021
Дата публикации12.06.2021
Кол-во символов26248
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 5, всего просмотров: 2037

Оценка читателей: голосов 0

1. Бандура А., Уотерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, 2000.

2. Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 223–227.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2009.

4. Григорян Л.К., Горинова Е.В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 142–157.

5. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.12.2017).

6. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 115–124.

7. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. Учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011.

8. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80.

9. Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Экспресс опросник “Индекс толерантности” // Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. С. 46–51.

10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

11. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 2. № 38. С. 3–20.

12. Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 35. № 3. С. 17–31.

13. Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: The moderating role of parents and peers // Computers in Human Behavior. 2014. № 33. P. 235–241.

14. Bauman S., Underwood M.K., Card N. Definitions: Another perspective and a proposal for beginning with cyberaggression // Principles of cyberbullying research: Definitions, measures, and methodology / Ed. by S. Bauman, J. Walker & D. Cross. NY: Routledge, 2013. P. 41–46.

15. Corcoran L., Guckin C., Prentice G. Cyberbullying or Cyber Aggression?: A Review of Existing Definitions of Cyber-Based Peer-to-Peer Aggression // Societies. 2015. V. 5. №. 2. Р. 245–255.

16. Grigg D.W. Cyber-Aggression: Definition and Concept of Cyberbullying // Journal of Psychologists and Counsellors in Schools. 2010. V. 20. № 2. Р. 143–156.

17. Machackova H., Dedkova L., Sevcikova A., Cerna A. Bystanders’ Supportive and Passive Responses to Cyberaggression // Journ. of School Violence. 2016. V. 17. № 1. Р. 99–110.

18. Moor P.J., Heuvelman A., Verleur R. Flaming on YouTube // Computers in human behavior. 2010. Vol. 26. № 6. P. 1536–1546.

19. Moreno-Ruiz D., Martínez-Ferrer B., García-Bacete F. Parenting styles, cyberaggression, and cybervictimization among adolescents // Computers in Human Behavior. 2019. № 93. Р. 252–259.

20. O’Sullivan P.B., Flanagin A.J. Reconceptualizing ‘flaming’ and other problematic messages // New Media & Society. 2003. Vol. 5. № 1. Р. 69–94.

21. Pfetsch J. Who is who in cyberbullying? Conceptual and empirical perspectives on bystanders in cyberbullying // A Social-ecological approach to cyberbullying / Ed. by M. Wright. NY: Nova Publishing, 2016. P. 121–150.

22. Voggeser B.J., Singh R.K., Göritz A.S. Self-control in Online Discussions: Disinhibited Online Behavior as a Failure to Recognize Social Cues // Frontiers in Psychology. 2018. № 8. Article 2372. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.02372/full

23. Wright M.F., Wachs S. Adolescents’ Cyber Victimization: The Influence of Technologies, Gender, and Gender Stereotype Traits // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. V. 17. № 4. Article 1293.

24. Zimmerman A. G., Ybarra G. J. Online aggression: The influences of anonymity and social modeling. Psychology of Popular Media Culture. 2016. V. 5 № 2. Р. 181–193.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх