Выявление и развитие детской одаренности: региональный опыт

 
Код статьиS181570410018650-0-1
DOI10.54884/S181570410018650-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Академия наук Республики Саха (Якутия)
Адрес: Российская Федерация, Якутск
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы174-179
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы выявления и развития одаренности детей в  Республике Саха (Якутия), составления базы данных, основанной на анализе журнала наблюдения, и программы развития способностей ребенка с учётом данных от родителей; создание системы работы для раскрытия и развития одаренности каждого ребенка путем реализации образования по пяти направлениям; моделирования образовательной среды для развития общей одаренности, формирования научно-методической базы для эффективной реализации проектов, инновационных программ.Выделены условия обеспечивающие развитие способностей и одаренности у детей в разные возрастные периоды.Рассмотрены результаты внедрения эффективных инструментов раннего развития детей с учетом особенностей социокультурной, образовательной экосистемы Республики Саха (Якутия); создания открытых доступных и качественно новых для родителей, детей и педагогов систем помощи в развитии интеллектуально-творческого потенциала детей с использованием разработанных программ.

Ключевые словаодаренность, способность, выявление и развитие одаренности, модель образовательной среды, эффективная реализация проектов, инновационные программы, Концепция одаренности
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов10387
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) говорится, что «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [1].
2 Государству нужны конкурентоспособные и талантливые специалисты, в связи с этим необходимо сосредоточиться на развитии одаренности детей. Общество, государство заинтересовано в формировании творческих личностей, поэтому нужно создавать условия, чтобы все дети имели возможность развивать свои способности.
3 Процесс развития способностей сложен и достаточно длителен, поэтому способности и одаренность можно и нужно развивать и выявлять как можно раньше.
4 О таланте и одаренности говорили еще в античном мире и в 14-15 веках (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, И.Г. Песталоцци и т.д.). Отечественный педагог К.Д. Ушинский много работал над развитием теории способностей,– в фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания» описал строение каждого органа чувств и раскрыл функции каждого из них. Ф.Фрёбель, первый в мире, педагогическую деятельность посвятил воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. (Воспитание человека и Детский сад) Великие педагоги, учёные пришли к выводу, что способности нужно не только выявлять, но и развивать, начиная с раннего детства.
5 В 20-21 веке был сделан рывок в исследовании одаренности. Фундаментальные работы зарубежных и отечественных ученых (В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.Г. Ковалёва, А.М. Матюшина, А.И. Савенкова, Н.И. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы и др.) определили компоненты одаренности и способностей детей по разным направлениям от рождения и до окончания школы. В отечественной психологии применительно к детям дошкольного возраста разработкой модели детской одаренности занимались Л.А.Венгер и его сотрудники.
6 Традиционно выделяют следующие виды одаренности: когнитивная, академическая, коммуникативная, социальная, эмоциональная, физическая, творческая, музыкальная и лидерская.
7 Механизмов выявления одаренности, разработанных зарубежными учёными, множество, но каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. При выявлении одаренности детей педагогам надо помнить, что любые отборы условны, особенно конкурсы и тесты. В статье описан эксперимент по развитию одарённых детей в Республике Саха (Якутия).
8 Результаты. В Республике Саха (Якутия) коллективом авторов И.И. Комаровой и О.Н. Степановой разработана Концепция выявления одаренности, основанная на совокупности данных педагогического наблюдения, включающих педагогический мониторинг, сведения о родителях и предках, а также графическое тестирование [2].

всего просмотров: 240

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemyvyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 07.06.2021).

2. Степанова О.Н., Комарова И.И., Прокопьева М.Л., Семенов Ю.И. и др. Модель открытого образовательного пространства детского сада «Прометейчик» / под ред. О.Н. Степановой, М.Л. Прокопьевой. Якутск: СМИК, 2019. 304с.

3. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Просвещение, 2006. 239 с.

4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. 207 с.

5. Макарова И.А., Розанова А.С. Особенности обучения и воспитания одаренных детей // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». Июль 2019. №3 (62).

6. Каракчиева И.В., Комарова И.И. Действующая общенациональная система выявления и развития молодых талантов и дошкольники // https://sdo-journal.ru/journalpril/iv-karakchieva-ii-komarova-dejstvuyushhaya-obshhenacionalnaya-sistema-vyyavleniya-i-razvitiya-molodyh-talantov-i-doshkolniki.html.

7. Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкарева Е.В. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.284 с.

8. Смаглий Т.И., Бикбулатов Р.Р. Психолого-педагогические основы развития интеллектуально одаренных школьников. Кастанай: КГПИ, 2017. 174 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх