Трансформация этикета гостеприимства у казахов

 
Код статьиS086954150009609-9-1
DOI10.31857/S086954150009609-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры археологии, этнологии и музеологии, исторический факультет
Аффилиация: Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Адрес: пр. аль-Фараби 71, ГУК 3, Алматы, A15E3B4, Республика Казахстан
Должность: и. о. доцента
Аффилиация: Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак
Адрес: пр. аль-Фараби 73, Алматы, A15E3E7, Республика Казахстан
Должность: преподаватель
Аффилиация: Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Адрес: пр. аль-Фараби 71, ГУК 3, Алматы, A15E3B4, Республика Казахстан
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы153-167
Аннотация

В данной статье рассматривается традиционный институт гостеприимства в казахском обществе, который подвергся влиянию глобализации и урбанизации. Исследование основано на материалах, собранных авторами во время экспедиций в различные регионы Казахстана, Монголии и России. На основе указанного источника, а также данных специальной литературы были проанализированы некоторые особенности казахского этикета: различение гостей по категориям, обряд их приема, правила поведения хозяев и пришедших в дом людей, зависящий от старшинства порядок рассаживания за столом и распределения блюд с кусками мяса, а также гендерные роли во время приема гостей. Авторы рассматривают общее и частное, традиционное и новое в этикете. Несмотря на то, что обычаи гостеприимства претерпели существенные изменения, они по-прежнему остаются одной из важнейших ценностей казахского общества.

Ключевые словакатегории гостей, этикет, традиция, трапеза, угощение (дәм), құт, дарообмен, “божий гость”, ритуал
Получено18.06.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов44598
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Гостеприимство – важнейшая составляющая жизни казахов, трансформировавшаяся в особую черту национального характера. Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но обычаи гостеприимства соблюсти. Традиционный этикет этого народа сформировался под воздействием исторических процессов, идеологических устоев, благодаря особым этнокультурным связям и географической обособленности. Он призван поощрять и маркировать структурированное и дифференцированное отношение членов общества, выражен в стереотипах поведения, коммуникации между людьми, их отношении к животным, природным объектам, предметам быта и способах их использования. Казахский этикет показывает мировоззрение и ценностные ориентиры народа. В нем переплетены средневековые элементы, правила поведения, связанные как с советским сознанием, так и с современным мышлением; по этой причине в казахском этикете можно выделить разновременные пласты ХІХ–ХХІ вв.
2 Главной задачей данной статьи является анализ и сопоставление традиционного и современного обычаев приема гостей. Этот ритуал (в повседневном и праздничном вариантах) и дарообмен являются важной составляющей казахского этикета. Существует представление, что во время счастливых событий нужно приглашать гостей. Для этого совершается определенная материальная трата, балансирующая пришедшую по воле Всевышнего радостную энергию, – если обмена приходящей и исходящей энергий не происходит, то, как считается, человек подвергает себя опасности сглаза или прихода какой-либо напасти (Тохтабаева 2013: 157).
3 Основными источниками данного исследования послужили опубликованные в разное время работы по фольклористике и этнографии, художественная литература и полевые материалы авторов, собранные у казахов Западной Монголии (Баян-Улгийский аймак), Южного и Западного Казахстана и России.
4 Отдельные описания обрядов гостеприимства, правил поведения гостей и нравов казахов в XVIII–XIX вв. содержатся в трудах дореволюционных российских и зарубежных исследователей (краеведов-любителей, естествоиспытателей, путешественников, военных чиновников и т.д.). Это такие авторы, как А. Диваев, Х. Кустанаев, Р. Каруц, Н. Гродеков, Л. Баллюзек, И. Андреев, И. Ибрагимов, В. Радлов, А. Левшин, С. Руденко и др. Например, книга Н.И. Гродекова представляет собой труд по этнографии и обычному праву киргизов Сырдарьинской обл. второй половины ХІХ в. В седьмой главе коротко описан обычай обязательного гостеприимства кунакасы, связанный с представлениями об общности родовой собственности и основанный на легенде о невыделенном имуществе Алаша (Гродеков 2011: 102).
5 Особое внимание различным аспектам этнокультурной традиции уделяли также этнографы СССР и постсоветских стран. Так, в работах И.Г. Анчабадзе (Анчабадзе 1985), И.Л. Бабич (Бабич 1995), А.К. Байбурина и Топоркова (Байбурин, Топорков 1990), Б.Х. Бгажнокова (Бгажноков 1978; 1985), посвященных в основном народам Кавказа, выделяются функции гостепримства (защитная, коммуникативная, информационная, престижная и др.), типы гостей и виды приема гостей (в зависимости от их возраста, статуса, личных качеств, степени родства и др.), описываются стереотипные формы поведения. Широкий круг вопросов, связанных с этикетными ситуациями в 80-е годы ХХ в., рассмотрен в сборнике статей “Этикет у народов Передней Азии” (Байбурин, Решетов 1988). Появление данного труда открыло новое направление в этнологии.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1637

Оценка читателей: голосов 0

1. Алимбай 2012 – Алимбай Н. Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дəстүрлi жүйесi (Традиционная система этнографических категорий, понятий и названии у казахов). Энциклопедия. Т. 4. Алматы: Слон, 2012.

2. Ауэзов 1978 – Ауэзов М. Путь Абая. В 2 т. Т. І. Алматы: Жаушы, 1978.

3. ПМА 1 – Полевые материалы авторов. Экспедиция в с. Миялы Балхашского р-на Алматинской обл. Республики Казахстан, май 2000 г.

4. ПМА 2 – Полевые материалы авторов. Экспедиция в Шалкарский р-н Актюбинской обл. Республики Казахстан, июнь 2006 г.

5. ПМА 3 – Полевые материалы авторов. Экспедиция в Кызылординскую обл. Республики Казахстан, май, июнь 2005 г.

6. ПМА 4 – Полевые материалы авторов. Экспедиция в Баян-Ульгийский аймак Западно-Монгольского округа Монголии, август 2005 г.

7. ПМА 5 – Полевые материалы авторов. Экспедиция в с. Байбек Красноярского р-на Астраханской обл. России, август 2007 года.

8. Тұрманжанов 2004 – Тұрманжанов Ө. Қазақтың мақал-мәтелдері (Казахские пословицы и поговорки). Алматы: Раритет, 2004.

9. Ажигали С.Е. (отв. ред.) Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы: Гылым, 2001.

10. Анчабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостепримства // Советская этнография. 1985. № 4. С. 110–120.

11. Аргынбаев Х.А. Казак халкындагы семья мен неке (Семья и брак у казахов). Алма-Ата: Ғылым баспасы, 1973.

12. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 1995.

13. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990.

14. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978.

15. Бгажноков Б.Х. Прием почетного гостя в традиционной культуре адыгских (черкесских) народов // Этнические стереотипы поведения / А.К. Байбурин. Л.: Наука, 1985. С. 179–200.

16. Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области: юридический быт. М.: Восточная литература, 2011.

17. Ерназаров Ж.Т. Семейная обрядность казахов: символ и ритуал. Алматы, 2003. -200 с.

18. Ильминский Н.И. Древний обычай распределения кусков мяса, сохранившийся у киргизов. Пояснение одного места в Истории моголов Рашид-Эддина (письмо Н.И. Ильминского к П.С. Савельеву). СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1860.

19. Кабдолдина Г.А. Қыдырма қонақ (бродящий гость) // Традиционная система этнографических категорий, понятий и названий у казахов. Энциклопедия. Т. ІV. Алматы: Алем Даму интеграция, 2012. С. 130–131.

20. Кенжеахметулы С. Казахские народные традиции и обряды: научно-популярная литература. Алматы: Ана тілі, 2001.

21. Кенжеахметулы С. Национальная кухня казахов. Алматы: Алматы кітап, 2005.

22. Қатран Д. Қазақтың дәстүрлі ас тағам мәдениеті (тарихи этнологиялық зерттеу). Алматы: ҚазМӨҒЗИ, 2002.

23. Мейрманова Г.А. Традиция благословения у казахов // Живая старина. 2010. № 3. С. 15–18.

24. Сагнаева С.К., Коспанов А.А.. Институт гостеприимства в казахском обществе (по материалам Западно-Казахстанской области) // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем / Отв. ред. С.Е. Ажигали. Алматы: Гылым, 2001. С. 230–244.

25. Сураганова З.К. Основа и функции казахского обычая гостеприимства «қонақасы». Вестник КазНУ. Серия историческая. 2006. № 2 (41). С. 175–181.

26. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX – нач. XX в.). Алма-Ата: Гылым, 1991.

27. Тохтабаева Ш.Ж. Этикет казахов. Алматы: Дайк-Пресс, 2013.

28. Шаханова Н.Ж. Традиционная пища казахов как историко-этнографический источник: по материалам кочевых и полукочевых групп. Дис. … канд. ист. наук. Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова, Ленинград, 1987.

29. Этикет у народов Передней Азии / А. К. Байбурин, А. М. Решетов. М.: Наука, 1988.

30. Ісләмжанұлы К. Қазақтың отбасы фольклоры (Семейный фольклор казахов). Алматы: Арыс, 2007.

31. Michaels P.A. An Ethnohistorical Journey through Kazakh Hospitality // Everyday Life in Central Asia: Past and Present / J. Sahadeo, R. Zanca. Bloomington: Indiana University Press, 2007. P. 145–159.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх