Identification and development of children's giftedness: regional experience

 
PIIS181570410018650-0-1
DOI10.54884/S181570410018650-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior researcher
Affiliation: Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)
Address: Russian Federation, Yakutsk
Journal nameMan and Education
Edition
Pages174-179
Abstract

The article discusses the issues of identifying and developing the giftedness of children in the Republic of Sakha (Yakutia), compiling a database based on the analysis of the observation log, and a program for developing the child's abilities, taking into account data from the parents; creation of a work system for the disclosure and development of the giftedness of each child through the implementation of education in five areas; modeling the educational environment for the development of general giftedness, the formation of a scientific and methodological base for the effective implementation of projects, innovative programs. The conditions providing the development of abilities and giftedness in children at different age periods are highlighted. The author studies results of the introduction of effective tools for the early development of children, taking into account the peculiarities of the socio-cultural, educational ecosystem of the Republic of Sakha (Yakutia); creation of open systems, accessible and qualitatively new for parents, children and teachers, systems of assistance in the development of the intellectual and creative potential of children using the developed programs.

Keywordsgiftedness, ability, identification and development of giftedness, model of the educational environment, effective implementation of projects, innovative programs, Concept of giftedness
Received16.02.2022
Publication date16.02.2022
Number of characters10387
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) говорится, что «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [1].
2 Государству нужны конкурентоспособные и талантливые специалисты, в связи с этим необходимо сосредоточиться на развитии одаренности детей. Общество, государство заинтересовано в формировании творческих личностей, поэтому нужно создавать условия, чтобы все дети имели возможность развивать свои способности.
3 Процесс развития способностей сложен и достаточно длителен, поэтому способности и одаренность можно и нужно развивать и выявлять как можно раньше.
4 О таланте и одаренности говорили еще в античном мире и в 14-15 веках (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, И.Г. Песталоцци и т.д.). Отечественный педагог К.Д. Ушинский много работал над развитием теории способностей,– в фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания» описал строение каждого органа чувств и раскрыл функции каждого из них. Ф.Фрёбель, первый в мире, педагогическую деятельность посвятил воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. (Воспитание человека и Детский сад) Великие педагоги, учёные пришли к выводу, что способности нужно не только выявлять, но и развивать, начиная с раннего детства.
5 В 20-21 веке был сделан рывок в исследовании одаренности. Фундаментальные работы зарубежных и отечественных ученых (В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.Г. Ковалёва, А.М. Матюшина, А.И. Савенкова, Н.И. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы и др.) определили компоненты одаренности и способностей детей по разным направлениям от рождения и до окончания школы. В отечественной психологии применительно к детям дошкольного возраста разработкой модели детской одаренности занимались Л.А.Венгер и его сотрудники.
6 Традиционно выделяют следующие виды одаренности: когнитивная, академическая, коммуникативная, социальная, эмоциональная, физическая, творческая, музыкальная и лидерская.
7 Механизмов выявления одаренности, разработанных зарубежными учёными, множество, но каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. При выявлении одаренности детей педагогам надо помнить, что любые отборы условны, особенно конкурсы и тесты. В статье описан эксперимент по развитию одарённых детей в Республике Саха (Якутия).
8 Результаты. В Республике Саха (Якутия) коллективом авторов И.И. Комаровой и О.Н. Степановой разработана Концепция выявления одаренности, основанная на совокупности данных педагогического наблюдения, включающих педагогический мониторинг, сведения о родителях и предках, а также графическое тестирование [2].

views: 239

Readers community rating: votes 0

1. 1. The concept of a nationwide system for identifying and developing young talents” (approved by the President of the Russian Federation on 03.04.2012 No. Pr-827). Available at: URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemyvyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (date of access: 06/07/2021). (In Russ.)

2. Stepanova ON, Komarova II, Prokopyeva ML, and Semenov Yu.I. (2019) Model of the open educational space of the kindergarten "Prometeychik". Yakutsk: SMIK. (In Russ.)

3. Avdeeva N.I., Shumakova N.B. A gifted child in a mainstream school. M .: Education, 2006. (In Russ.)

4. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. (2013). Giftedness: Nature and Diagnostics. M .: ANO "TsNPRO". (In Russ.)

5. Makarova I.A., A.S. Rozanova (2019) ‘Peculiarities of teaching and upbringing of gifted children’, Electronic Scientific and Educational Journal of VGSPU "Faces of Knowledge". No. 3 (62). July. (In Russ.)

6. Karakchieva I.V., Komarova I.I. The current nationwide system for the identification and development of young talents and preschoolers. Available at: https://sdo-journal.ru/journalpril/iv-karakchieva-ii-komarova-dejstvuyushhaya-obshhenacionalnaya-sistema-vyyavleniya-i-razvitiya-molodyh-talantov- doshkolniki.html (date of access: 06/07/2021). (In Russ.)

7. Sergeeva T.F., Pronina N.A., Sechkareva E.V. (2011) The system of working with gifted children: theory and practice. Rostov n / a .: Phoenix, (In Russ.)

8. Smagliy T.I., Bikbulatov R.R. (2017) Psychological and pedagogical foundations of the development of intellectually gifted schoolchildren. Kostanay: KSPI. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up