Бэс – апотропей. Египетские терракотовые статуэтки с изображением бога Бэса из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

 
Код статьиS086919080017322-1-1
DOI10.31857/S086919080015280-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аффилиация: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы243-256
Аннотация

В статье рассматриваются восемь предметов древнеегипетской терракотовой пластики греко-римского времени, хранящиеся в запасниках ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве; три из них ранее не публиковались. Пять из них были приобретены В.С.Голенищевым в Египте, три происходят из других источников. Статуэтки объединены общей стилистикой – они выполнены в виде древнеегипетского бога Бэса, стоящего в напряженной позе с руками на коленях и, по-видимому, символизирующего борца, готового к схватке со злыми силами. Основная часть статуэток относится к Птолемеевскому и Римскому периодам, однако один предмет следует датировать более ранней эпохой – V–IV вв. до н.э. Бог Бэс считался защитником в самые опасные и критические периоды жизни человека (роды, сон, болезнь, смерть) и потому получил широкую популярность в Египте. Вероятно, по отношению к семье Бэс играл ту же роль, что и Лары в древнем Риме, которые защищали дом, очаг и семью. Если древнеегипетские богини, например, Исида и Таурт, способствовали женской плодовитости и рождению здорового потомства, то функция Бэса была шире – гарантировать эффективную защиту всего, относящегося к женской сфере (плодовитость, зачатие, беременность и роды). Бэс неразрывно связан с богом-ребенком Хором/Харпократом и охранял младенцев и детей от многочисленных видимых и невидимых опасностей – от злых духов и болезней до укусов змей и скорпионов. Благодаря своим апотропеическим свойствам изображения Бэса становятся популярным символом на различных предметах домашнего обихода; в самых разных формах изображения Бэса украшали особую часть дома – спальню. Статуэтки Бэса преобладают в домашнем контексте, однако они встречаются и в гробничном инвентаре, что связано со способностью Бэса охранять «сон» умершего: Бэс считался способным отгонять злых духов в темное время суток, кроме того, как «божество перехода» он внедряется также и в сферу последнего «переходного» состояния умирающего человека.

Ключевые словагреко-римский Египет, египетские терракоты, бог Бэс, древнеегипетская религия, «народная» религия, В.С. Голенищев, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда № 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)».
Получено30.10.2021
Дата публикации12.05.2022
Кол-во символов29166
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В египетском собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина имеется восемь терракотовых статуэток, объединенных общей семантикой и демонстрирующих апотропеические функции бога Бэса. Пять статуэток происходит из собрания В.С. Голенищева; две – из Музея-института классического Востока (МИКВ)1 и Музейного фонда, одна статуэтка в начале 2021 г. была передана в дар в ГМИИ частным лицом. 1. Материалы о МИКВ см.: [Томашевич, 2003, с. 150–164].
2 КАТАЛОГ ТЕРРАКОТОВЫХ СТАТУЭТОК
3 1. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 1). Инв. № I, 1а 6465. Государственный музейный фонд (1928). Датировка: V–IV вв. до н.э. Сохранность: целый; небольшие сколы на правой руке и потертости на поверхности. Размеры: высота 8,5 см, ширина 2–3,9 см, толщина 1,3–2,5 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества, с детализацией; задняя сторона простая, подрезана, заглажена и подлощена; низ статуэтки сформован на плоской поверхности. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-коричневая (7.5YR6/4), с небольшой примесью кварцевого песка, известняка и растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: неравномерный окислительный. Примечание: поверхность статуэтки неоднородного цвета, со следами копоти, вероятно, от некачественного обжига. Публикации: нет. Аналогии: Cf. [Török, 1995, pl. XVIII, no.10].
4 2. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 2). Инв. № I, 1а 457. Из Музея-института классического Востока (1924). Датировка: Птолемеевский период. Сохранность: утрачена верхняя часть головного убора, сколы и потертости на поверхности. Размеры: высота 9,6 см, ширина 2,0–3,7 см, толщина 1,2–2,4 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и тщательно заглажены; оттиск лицевой стороны слабо детализированный; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,0–1,1 см; низ статуэтки подрезан. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (7.5YR4/3), со средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), с небольшой примесью золотистой слюды и растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание, коричневый ангоб (5YR4/4), местами потемневший до темно-коричневого (5YR3/1); на задней стороне ангоб сохранился плохо. Обжиг: неравномерный окислительный. Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне и в боковых швах. Публикации: [Ходжаш, 2004, с. 99, кат. 68]. Аналогии: Cf. [Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 19 l (Oxford, Ashmolean Mus. 1962. 235); Kaufmann, 1913, S. 71, Abb. 40; Dunand, 1990, p. 44; Martin, 1981, pl. 27, no.1331].
5 3. Статуэтка стоящего Бэса (илл. 3). Инв. № I, 1а 8034. Из собрания А. В. Кондратьева (2021). Датировка: Греко-римский период. Сохранность: небольшие сколы и потертости поверхности. Размеры: высота 6,6 см, ширина 1,3–2,5 см, толщина 0,4–1,5 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества; задняя сторона простая, подрезана и заглажена. Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная, неравномерной окраски, в основном коричневая (2.5YR4/3, 5YR4/2), местами красная (10R5/6), со средним количеством кварцевого песка, слюды и коричневого шамота, с небольшой примесью растительных частиц, редкими включениями известняка Способ отделки внешней поверхности: без отделки. Обжиг: неравномерный окислительный. Публикации: нет Аналогии: Cf. [Bayer-Niemeier, 1988, Nr.438].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 469

Оценка читателей: голосов 0

1. Анохина Е.А., Дюжева О.П., Томашевич О.В. Египет IV–I тысячелетия до н.э. Больше, чем путеводитель. М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2017.

2. Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

3. Васильева О. А., Малых С. Е. Древнеегипетские рельефные керамические сосуды греко-римского времени из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вестник древней истории. 2016. №4. С. 981–1010.

4. Коростовцев М.А. Древнеегипетские находки в СССР. Вестник истории мировой культуры. 1957. № 2. С. 72–87.

5. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М.: Наука, 1976.

6. Томашевич О.В. Древнеегипетский бог Хор и святой Георгий. Lanterna nostra. К юбилею проф. И.Л. Маяк. СПб.: Алетейя, 2014. C. 23–33.

7. Томашевич О.В. Египтолог Владимир Викентьев – создатель музея нового типа. Памятники и люди. М.: Восточная литература, 2003. С. 141–172.

8. Ходжаш С.И. Изображения древнеегипетского бога Бэса в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог. М.: Восточная литература, 2004.

9. Шайд Дж. Религия римлян. М.: Новое издательство, 2006 [Shaid J. Religion of the Romans. Moscow: Novoe izdatelstvo, 2006 (in Russian)].

10. Штаерман Е.М. Лары. Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 38–39.

11. Abdelwahed Y.E.H. Houses in Graeco-Roman Egypt. Arenas for Ritual Activity. Oxford: Archaeopress Publishing Ltd., 2016.

12. Altenmüller H. Die Apotropaia und die Götter Mittelägyptens: eine typologische und religionsgeschichtliche Untersuchung der sogenannten „Zaubermesser“ des Mittleren Reichs. Diss. Teil I. München, 1965.

13. Ashton S.-A. Petrie’s Ptolemaic and Roman Memphis. London: Institute of archaeology, 2003.

14. Bailey D. Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London: British Museum Press, 2008.

15. Bayer-Niemeier E. Griechisch-römische Terrakotten. Liebighaus – Museum Alte Plastik. Bildwerke der Sammlung Kaufmann I. Frankfurt: Verl. Gutenberg, 1988.

16. Berlev O., Hodjash S. The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1982.

17. Blackman A.M. Middle-Egyptian Stories. Bruxelles: Edition de la Fondation Egyptologique Reine Elisabeth, 1972.

18. Borriello M.R., Giove T. (eds.). The Egyptian Collection of the National Archaeological Museum of Naples. Napoli: Electa, 2000.

19. Brandl H., Bakr M.I., Kalloniatis F. (eds.). Egyptian Antiquities from the Eastern Nile Delta. Cairo, Berlin: MIN, 2014

20. Breccia E. Terrecotte figurate greche e greco-egizie del museo di Alessandria. (Monuments de l’Égypte gréco-romaine, II.2). Bergamo: Officine dell’Istituto italiano d’arti grafiche, 1934.

21. Dasen V. Dwarfs in ancient Egypt and Greece. Oxford: Clarendon Press, 1993.

22. Dunand Fr. Catalogue des terres сuites gréco-romaines d’Égypte. Paris: Réunion des musées nationaux, 1990.

23. Ewigleben C., Grumbkow J. von. Götter, Gräber und Grotesken. Tonfiguren aus dem Alltagsleben im römischen Ägypten. Hamburg: Museum für Kunst und Gewerbe, 1991.

24. Fischer J. Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Die Sammlungen Sieglin und Schreiber. Dresden, Leipzig, Stuttgart, Tübingen. Tübingen: E. Wasmuth, 1994.

25. Fjeldhagen M. Catalogue Graeco-Roman Terracottasfrom Egypt. Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen: Ny Carlsberg Glyptotek, 1995.

26. Frankfurter D. Religion in Roman Egypt. Assimilation and Resistance. Princeton: Princeton University Press, 1998.

27. Gardiner A.H. Late Egyptian Stories. Bruxelles: Edition de la Fondation Egyptologique Reine Elisabeth, 1932.

28. Götter und Pharaonen. Roemer- und Pelizaeus-Museum Hildesheim; 29. Mai – 16. September 1979. Mainz: Von Zabern, 1979.

29. Goyon J.-Cl. Textes mythologiques II. ‘Les révélations du mystère des Quatre Boules’. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 1975. 75. Pp. 349–399.

30. Griesbach J. (Hrsg.). GRYPTISCH. Griechisch–Ägyptisch. Tonfiguren vom Nil. Würzburg: Museum der Universität Würzburg, 2013.

31. Kaufmann C.M. Ägyptische Terrakotten der griechisch-römischen und koptischen Epoche. Kairo: Diemer, Finck und Baylaender, 1913.

32. Kothay A., Liptay E. (eds.). Egyptian Artefacts of the Museum of Fine Arts Budapest. Budapest: Museum of Fine Arts Budapest, 2013.

33. Lauer J.-Ph., Picard Ch. Les statues ptolémaïques du Sarapeion de Memphis. Paris: Presses universitaires de France, 1955.

34. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. III. Zürich, München: Artemis Verlag, 1986.

35. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. IV. Zürich, München: Artemis Verlag, 1988.

36. Malaise M. Bes et la famille isiaque. Chronique d’Egypte. 2004. LXXIX. Pp. 266–292.

37. Malaise M. Bès et les croyances solaires. Israelit-Groll S. (ed.). Studies in Egyptology presented to Miriam Lichtheim. Vol. 2. Jerusalem: Magnes Press, Hebrew University, 1990. Pp. 680–729.

38. Manniche L. ‘Bes’ Rooms. Nyord R., Ryhold K. (eds.). Lotus and Laurel: Studies on Egyptian Language and Religion in Honour of Paul John Frandsen. (CNI Publications 39). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2015. Pp. 209–232.

39. Martin G. T. The Sacred Animal Necropolis at North Saqqara. The Southern Dependencies of the Main Temple Complex. London: Egypt Exploration Society, 1981.

40. Meeks D. Le nom du dieu Bes et se simplifications mythologiques. Luft U. (ed.). Studia Aegyptiaca XIV. The Intellectual Heritage of Egypt. Studies Presented to László Kákosy on the Occasion of His 60th Birthday. Budapest: La chaire d’Egyptologie, 1992. Pp. 423–436.

41. Nachtergael G. Les terres cuites ‘du Fayum’ dans les maisons de l’Égypte romaine. Chronique d’Égypte. 60. 1985. Pp. 223–239.

42. Nile into Tiber. Egypt in the Roman World. Proceedings of the 3rd International Conference of Isis Studies, Faculty of Archaeology, Leiden University, May 11–14 2005. Bricault L., Versluys M.J., Meyboom P.G.P. (eds.). Leiden, Boston: Brill, 2007.

43. Pamminger P. Ägyptische Kleinkunst aus der Sammlung Gustav Memminger Gebundene Ausgabe – 1. Januar 1990. Wiesbaden: Partner Verlags GmbH, 1990.

44. Pelizaeus-Museum Hildesheim. Die Ägyptische Sammlung. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1993.

45. Petrie W.M.F. Kahun, Gurob and Hawara. London: K. Paul, Trench, Trübner, 1890.

46. Quibell J.E. The Ramesseum and The Tomb of Ptah-hetep. London: Bernard Quaritch, 1898.

47. Quibell J.E. Tomb of Yuaa and Thuiu. Le Caire: l’Institut français d’archéologie orientale, 1908.

48. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. VII. Halbband 14. Stuttgart: J.B. Metzler, 1912.

49. Roeder G. Ägyptische Bronzefiguren. Bd. 6.1. Mitteilungen aus der Ägyptischen Sammlung: Ägyptisches Museum und Papyrussammlung. Berlin: s.n., 1956.

50. Török L. Hellenistic and Roman Terracottas in Egypt. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 1995.

51. Vink F. Boundaries of Protection. Function and significance of the framing (lines) on Middle Kingdom apotropaia, in particular magic wands. Miniaci G., Grajetzki W. (eds.). The World of Middle Kingdom Egypt (2000–1550 BC): Contributions on archaeology, art, religion, and written sources. II. London : Golden House Publications, 2016. Pp. 257–284.

52. Volokhine Yu. Quelques aspects de Bès dans les temples égyptiens de l’époque Gréco-romaines. Bricault L., Versluys M. (eds.). Isis on the Nile. Egyptian Gods in Hellenistic and Roman Egypt. Proceedings of the 4th International Conference of Isis Studies, Liège, November 27–29, 2008. Leiden, Boston: Brill, 2010. Pp. 233–255.

53. Walker S., Higgs P. (eds.). Cleopatra of Egypt. From History to Myth. London: The British Museum Press, 2001.

54. Wb. I – Wörterbuch der ägyptischen Sprache. Hrsg. von Erman A., Grapow H. Bd. I. Berlin: Akademie Verlag, 1955.

55. Weber W. Die ägyptisch-griechischen Terrakotten. (Königliche Museen zu Berlin. Mitteilungen aus der ägyptischen Sammlung, II). Berlin: K. Curtius, 1914.

56. Wilkinson R.H. Symbol and Magic in Egyptian Art. London: Thames and Hudson, 1999.

Ил. 1. Статуэтка стоящего Бэса (© ГМИИ, I,1а 6465) Ил. 2. Статуэтка стоящего Бэса (© ГМИИ, I,1а 457) Ил. 3. Статуэтка стоящего Бэса (© ГМИИ, I,1а 8034) Ил. 4. Статуэтка стоящего Бэса (© ГМИИ, I,1а 426 (апотропей_илл.pdf, 3,084 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх