Модельная методика оценки эффективности руководителей в системе управления качеством образования

 
Код статьиS181570410018537-5-1
DOI10.54884/S181570410018537-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий специалист Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: ул. Жуковского, 16
Должность: Заместитель руководителя Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: ул. Жуковского, 16
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы39-49
Аннотация

Актуальные тенденции развития системы образования Российской Федерации диктуют новые требования к руководителям в области образования регионального, муниципального, институционального уровней. Важным элементом системы управления качеством образования становится оценка результативности и эффективности деятельности действующих руководителей в области образования, основанная на принципах объективности, открытости, применимости результатов. Возникает необходимость разработки модельной методики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей системы образования всех уровней, учитывающей современные, сбалансированные по целям задачи, поставленные перед системой образования, выстраивающей стратегические цели и показатели их реализации по всем уровням управленческой вертикали. В статье представлена модельная методика оценки эффективности и результативности деятельности руководителей системы образования регионального, муниципального, институционального уровней, целью которой являются методическое сопровождение и поддержка всесторонней и объективной оценки в рамках единых общих подходов, инвариантных к ее уровням. Модельная методика одновременно выступает фактором развития региональной, муниципальной и институциональной систем оценки качества образования и инструментом достижения результатов реализации управленческих задач на всех уровнях системы образования.

Ключевые словакачество образования, руководитель системы образования, региональный, муниципальный, институциональный уровни управления системой образования, модельная методика оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» 2021 года № 073-00006-21-04, научно-исследовательская работа «Разработка методологии анализа и интерпретации данных о системе управления образованием».
Получено09.02.2022
Дата публикации09.02.2022
Кол-во символов21505
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Совершенствование системы образования Российской Федерации диктует особые требования к руководителям в области образования всех уровней (регионального, муниципального, институционального), отличающиеся от требований, которые характеризуют деятельность управленческих работников в других отраслях. В российских условиях управленческие решения, принимаемые руководителями системы образования, их личностные и профессиональные качества играют определяющую роль в повышении качества образования.
2 Понятие «качество образования» закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Данное определение не только задает четкие целевые ориентиры, но и предусматривает особенности современных требований к системе образования.
3 Одним из направлений развития системы управления качеством образования является актуализация действующего законодательства. Так, изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касаются выстраивания управленческой вертикали в системе образования: реализация процедуры согласования назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и городских округов в сфере образования возложена на региональные органы государственного управления в сфере образования. В свою очередь, при назначении руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования процедура согласования назначения возложена на Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (Минпросвещения России) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор) [1]. Таким образом, повышается объективность контроля эффективности и результативности профессиональной деятельности руководителей системы образования всех уровней, контроль приобретает внешний, независимый характер.
4 Однако сложившаяся система оценки качества образования не учитывает многие значимые с точки зрения управления аспекты: при общей педагогической цели для руководителей разных ступеней управления управленческие цели отличаются существенно, что влияет на управленческие задачи, механизмы, инструменты, ресурсы [2]. В целях повышения эффективности системы управления качеством образования актуальным направлением совершенствования системы образования Российской Федерации становятся создание и реализация модели объективной оценки результативности и эффективности деятельности руководителей системы образования с учетом управленческого уровня – регионального, муниципального, институционального.

всего просмотров: 259

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 23.11.2021).

2. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В. Ключевые направления разработки концепции формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. 2021. № 3. С. 7-12.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 20 ноября 2021 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303875/ (дата обращения 23.11.2021).

4. Приказ министра образования Московской области от 04.02.2020 № ПР-134 «Об утверждении концепции региональной системы оценки качества образования Московской области, региональных показателей качества подготовки обучающихся и регламента разработки контрольно-измерительных материалов для проведения региональных процедур качества подготовки обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mo.mosreg.ru/dokumenty/regionalnaya-sistema-ocenki-kachestva-obrazovaniya/12-02-2020-13-30-56-prikaz-ministra-obrazovaniya-moskovskoy-oblasti-ot (дата обращения 23.11.2021).

5. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2021 г. № Р-210 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396875/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 23.11.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх