Квалиметрический подход к оценке качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: управленческий аспект

 
Код статьиS181570410018536-4-1
DOI10.54884/S181570410018536-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий лабораторией
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Аффилиация:
Санкт-Петербургский университет промышленных технологий
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация:
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы30-38
Аннотация

В статье анализируется проблема создания целостной эффективной системы поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогов в условиях муниципальной системы, отмечается современное понимание многозначности рассмотрения непрерывного образования, его личностно-развивающий характер, творческое воплощение, институциональная поддержка и ступенчатое развитие. Дано обоснование базового теоретического фундамента данного исследования с опорой на особенности муниципального образования, специфики исследования проблем качества образования и его критериев и показателей. На основе применения квалиметрического подхода описан алгоритм процесса оценки качества, его стадии – концептуализации, процессуализации, оценивания и др. Представлены результаты исследования в форме оценочных процедур, разработки образовательно-развивающих эффектов, критериев и показателей продуктивного сопровождения непрерывного образования педагогических кадров.

Ключевые словакачество образования, квалиметрический подход, алгоритм оценки качества, муниципальная образовательная система, критерии и показатели качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров
Получено09.02.2022
Дата публикации09.02.2022
Кол-во символов16519
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В условиях модернизации российской системы образования обостряется проблема повышения эффективности непрерывного образования педагогических кадров, приближения содержания этой деятельности к реальному практическому опыту. Это соответствует государственной и региональной политике по реализации системных приоритетов в части развития кадрового потенциала различных территорий. Необходимость своевременной и массовой профессиональной переподготовки специалистов и руководителей для обеспечения социально-экономических реформ в стране предполагает построение более гибкой системы непрерывного образования кадров, реагирующей на современные социально-экономические вызовы и запросы конкретных территорий [4].
2 Реальный анализ современной практики и научные исследования свидетельствуют о необходимости повышения результативности деятельности по сопровождению и поддержке непрерывного образования от мономоделей, ориентированных на действующие методические службы, к полифункциональной модели, предназначенной для саморазвития специалиста в непрерывном образовании [14].
3 В то же время, как отмечают многие исследователи, современная ситуация не позволяет говорить о каких-либо прорывных изменениях в системе образования без кардинального пересмотра концептуальных подходов к подготовке педагогических кадров, обновления требований к профессиональным компетенциям педагога, становлению учителя цифрового будущего [3].
4 Формирование целостной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальной территории опирается на существующие теоретические разработки и диссертационные работы, касающиеся методологии и стратегий развития и прогнозирования территориальных образовательных систем (З.Г. Найденова, О.В. Ковальчук, В.П. Панасюк и др.), повышения качества непрерывного образования педагогических кадров в муниципальных территориях через создание систем ресурсных центров: кадрового, нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения (М.В. Александрова, В.В. Ветров, Т.Ю. Ломакина, Н.Ю. Посталюк, Л. В. Резинкина, Р.М. Шерайзина и др.), реформирования профессионального образования на основе развития социального партнерства (Б.С. Апарц и др.) [9].
5 Проблема развития персонала в рамках муниципального образования сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал (преподавателей, методистов и др.), работодатели пытаются решить этот вопрос на основе профессионального развития работника, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв. Все это осуществляется в условиях муниципальной образовательной среды [6].
6 Известный специалист в области разработки проблем качества образования профессор В.П. Панасюк анализирует широкий спектр подходов к проектированию систем оценки качества образования. При этом он подчеркивает значительное продвижение в решении данной проблемы в сфере государственной политики и региональной практики и раскрывает проблемное поле развития этой системы. К позитивным решениям в этой области автор относит: построение мониторинговых систем различного уровня; создание единой информационно-коммуникативной среды и разностороннего банка данных для управления качеством образования; использование на разных образовательных уровнях процедур проверочных работ, он-лайн тестирование по учебным дисциплинам; практики проведения публичных диктантов и общественного аудита [8].

всего просмотров: 271

Оценка читателей: голосов 0

1. Гринев, А. В. Использование наукометрических показателей при оценке публикационной активности в современной России / А. В. Гринев // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 10. С. 993-1002. DOI 10.31857/S0869-58738910993-1002.

2. Касьянов, П. Е. Современные методы патентной аналитики как инструмент оценки и управления инновационной деятельностью / П. Е. Касьянов // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 2. С. 132-144. DOI 10.19181/smtp.2019.1.2.8.

3. Колыхматов, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2020. 135 с.

4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] /http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf

5. Марон, А.Е., Монахова, Л.Ю. Моделирование региональной системы повышения квалификации педагогических работников в условиях развития пространства непрерывного образования Российской Федерации / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова [и др.]. Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», 2020. 320 с.

6. Марон, А. Е., Резинкина, Л.В. Эволюция теорий образования взрослых: от педагогики грамотности к практической андрагогике / А. Е. Марон, Л. В. Резинкина // Человек и образование. 2015. № 2(43). С. 9-13.

7. Матвиевская, Е. Г. Оценка качества непрерывного образования воспитателей дошкольных образовательных организаций / Е. Г. Матвиевская, А. А. Муратова // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 311.

8. Панасюк В.П. Рекомендации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования в Ленинградской области: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2011. 122 с.

9. Резинкина, Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис...д-ра пед.наук по сп-ти 13.00.01. В.Новгород, 2017. 215 с.

10. Резинкина, Л.В., Марон, А.Е. Муниципальная модель повышения качества непрерывного образования педагогических кадров / Л. В. Резинкина, А. Е. Марон // Человек и образование. 2019. № 1(58). С. 72-76.

11. Спасенников, В. В. Наукометрические индикаторы и особенности оценки эффективности научной деятельности ученых с использованием индексов цитирования (обзор отечественных и зарубежных исследований) / В. В. Спасенников, К. Ю. Андросов // Эргодизайн. 2021. № 3(13). С. 219-232. DOI 10.30987/2658-4026-2021-3-219-232.

12. Старцев, М. В. Оценка взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе на основе системно-квалиметрического подхода / М. В. Старцев // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. – № 1. С. 57-62.

13. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф., Юшкова В.В. Квалиметрический подход в образовании//Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 30-41.

14. Шаршов И.А., Старцев М.В. Системно-квалиметрический подход к построению модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т.1. № 9. С. 177-183.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх