Направления и проблемы развития отечественной психологии в послевоенные годы (по материалам конференции в Ленинградском университете 1947 г.)

 
Код статьиS020595920014248-8-1
DOI10.31857/S020595920014248-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Должность: профессор кафедры социальной психологии СПбГУ
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 2
Страницы88-97
Аннотация

Статья посвящена научному осмыслению итогов конференции по актуальным вопросам психологии, проходившей в Ленинградском университете 1–5 октября 1947 г. На конференции обсуждались актуальные фундаментальные и прикладные проблемы советской психологии, а также вопросы психологического образования в университетах и средних школах. В докладах рассматривались пути развития психологии, обсуждались психофизическая и психофизиологическая проблемы, психология отношений и мотивации личности, детская психология, зоопсихология, требования к преподаванию психологии в школах. Особое внимание было уделено развитию психологии в республиках СССР. С программным докладом выступил Б.Г. Ананьев, который отметил, что создается новая научная психология, опирающаяся на учения И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. В качестве главных задач отечественной психологии были выделены психофизическая и психофизиологическая проблемы, которые должны решаться комплексно. Обсуждались основные принципы и области психологии. Экспериментальному изучению взаимосвязи психологических и физиологических переменных был посвящен доклад В.Н. Мясищева. В докладе П.О. Макарова были представлены результаты исследования микрофизиологии предощущений и ощущений. Психология мыслительной деятельности изучалась А.В. Ярмоленко и С.М. Василевским. Динамику восприятия экспериментально исследовали М.Д. Александрова, Л.М. Веккер, А.А. Прессман. В.Н. Мясищев показал, что высшая ступень развития личности определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и ее самосознанием. Проблему мотивации деятельности в детской психологии обсуждала А.А. Люблинская. Три доклада были посвящены экспериментальным исследованиям в зоопсихологии. Также обсуждались результаты изучения фиксированной установки в грузинской школе психологии, история становления психологии в Армении, на Украине, в Эстонии. Сделан вывод о высоком научном значении конференции для дальнейшего развития отечественной психологии.

Ключевые словаистория психологии, проблемы, принципы, области психологии, психофизиологическая проблема, отношения личности
Получено23.03.2021
Дата публикации04.04.2021
Кол-во символов27605
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 894

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова М.Д. О пространственной динамике зрительного восприятия формы // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 110–111.

2. Ананьев Б.Г. Новые пути развития психологической науки в СССР // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. С. 5–17.

3. Василевский С.М. Ошибки изобретательской мысли в психологическом освещении // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 61–72.

4. Веккер Л.М. Динамика осязательного восприятия пространства // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 112–114.

5. Иванов И.В. О психологических вопросах воспитания детей, находившихся на временно оккупированной фашистами советской территории // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 41–46.

6. Люблинская А.А. Проблема мотивации деятельности в детской психологии // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. С. 36–40.

7. Мазманян М.А. Из истории психологии в Армении // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 125–129.

8. Макаров П.О. Микрофизиология предощущений и ощущений // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. С. 78–91.

9. Мясищев В.Н. О связи электроэнцефалограммы с психическими процессами // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949, с. 93–99.

10. Мясищев В.Н. Проблема личности и советская психология // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 25–35.

11. Натадзе Р.Г. К вопросу о формировании фиксированной установки на основе представлений // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 47–55.

12. Прангишвили А.С. Проблема основ уверенности воспоминания в современной психологии // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 57–60.

13. Прессман А.А. О взаимоотношении зрительного и осязательного восприятия в развитии детского сознания // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 115–117.

14. Раевский А.Н. 30 лет развития психологической науки на советской Украине // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 19–24.

15. Рамуль К.А. О постановке опытов на уроках психологии // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 131–134.

16. Рогинский Г.З. Особенности осязания у низших обезьян // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 100–102.

17. Самарин Ю.А. О задачах и методике преподавания психологии в средней школе // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 135–140.

18. Семагин В.Н. Об изменении инстинктивной деятельности и навыков под влиянием фармакологических веществ // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 107–109.

19. Спицын Е.Ю. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. М.: Изд-во “Концептуал”, 2015. Кн. 4. C. 7–8.

20. Тарасов Г.А. Изучение инстинктов птиц в заповеднике “Семь островов” // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. С. 103–106.

21. Шемякин А.И. К вопросу о взглядах Г.В. Плеханова на отношение психики к идеологии // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 118–124.

22. Ярмоленко А.В. К вопросу о психологии многоязычия // Материалы университетской психологической конференции 1–5 октября 1947 г. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. C. 73–77.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх