Levels of Meaning and “Memory of Context” (on Marianna Andreicheva’s Book Dedicated to the Images of Infidels in the Rus Primary Chronicle)

 
PIIS207987840013034-6-1
DOI10.18254/S207987840013034-6
Publication type Review
Source material for review Андрейчева М. Ю. Образы иноверцев в Повести временных лет. СПб.: Нестор-История, 2019.
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameISTORIYA
Edition
Abstract

This is a review of Marianna Andreicheva’s stimulating book (issued in 2019) dedicated to an analysis of several fragments of the Rus Primary Chronicle (‘Povest’ vremennykh let’) concerned with infidels: pagan, Muslim, Jewish, and Catholic. Andreicheva uses basically two methods: the search of literary sources and models of the chronicle fragments (Biblical, Byzantine, etc.), and the study of possible connotations which are not obvious when reading the chronicle itself but which can be understood when analyzing other written material. The author of the review evaluates the level of persuasiveness of Andreicheva’s conclusions (some of which are very persuasive, and some seem to be more disputable) and discusses some general issues concerning this approach.

KeywordsOld Rus, chronicles, Povest’ vremennykh let, images of the other, religion, images of infidels
Received09.11.2020
Publication date30.11.2020
Number of characters25263
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Тема восприятия «другого», и в том числе иноверцев (язычников, мусульман, иудеев, католиков), в Древней Руси достаточно популярна в последнее время1. В частности, две прекрасные монографии на эту тему увидели свет в 2019 г. Если книга А. В. Лаушкина2 посвящена сквозному, систематическому анализу представлений об иноверцах, отразившихся в древнерусских письменных источниках XI—XIII вв., то М. Ю. Андрейчева3 сосредоточилась на внимательном анализе нескольких конкретных сюжетов «Повести временных лет» (далее: ПВЛ), связанных с иноверцами: пассажа о славянах-язычниках, а также половцах во вводной части ПВЛ; сообщений об идоле Перуна (о его установке в 980 г. и низвержении в 988 г.); рассказа о походе на (Волжскую) Булгарию под 985 г.; сказания о выборе веры (под 986—987 гг.); пассажа о нечистых народах под 1096 г. 1. См. обзор историографии: Лаушкин А. В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI—XIII вв. М., 2019. С. 6—12.

2. Лаушкин А. В. Русь и соседи...

3. Андрейчева М. Ю. Образы иноверцев в Повести временных лет. СПб., 2019. Я был оппонентом на кандидатской защите М. Ю. Андрейчевой в 2017 г. (диссертация называлась так же, как книга), и потому здесь воспроизводятся некоторые из соображений, высказанных мною уже в отзыве на ее диссертацию.
2 М. Ю. Андрейчева в основном использует две методики: — поиск литературных источников летописных рассказов, содержащихся в них цитат, парафразов и аллюзий, что позволяет точнее понять смысл летописного текста; — поиск литературных параллелей к конкретным деталям и образам, опять же позволяющий увидеть смыслы текста, неочевидные при его простом прочтении.
3 Эти два метода родственны, но не идентичны: в первом случае необходимо установить факт использования летописцем конкретного источника; во втором речь идет скорее об идеях и представлениях, расхожих в определенный период в определенных кругах. Так получилось, что в первой части исследования (там, где речь идет о славянском язычестве) в большей степени использован первый метод, а во второй части (о мусульманах, иудеях и западных христианах) — в основном второй, хотя отчасти и первый.
4 М. Ю. Андрейчева использует выражение «память контекста»4, под которой понимает вероятные смыслы, которые не считываются непосредственно из летописи, но которые можно постичь, обратившись к другим текстам, где обнаруживаются либо текстуальные параллели к летописному рассказу, либо понятия, образы, детали и т. п., встречающиеся в анализируемом летописном фрагменте, но здесь имеющие иную (нежели лежащая на поверхности в летописи) семантическую нагрузку. Применительно к повествованию о выборе Владимиром веры исследовательница отмечает, что «оно было рассчитано на прочтение адресатом, исторически и богословски сведущим»5. Ориентация на такого читателя, собственно, и оправдывает саму апелляцию к «памяти к контекста». Замечу на полях, что вопрос о том, на какого читателя ориентировались и с какой целью работали древнерусские летописцы, принадлежит к числу важных, но чрезвычайно сложных, вряд поддающихся однозначному решению6. Поэтому в данной рецензии этот вопрос уместно вынести за скобки, приняв за аксиому то, что, очевидно, принимает за таковую М. Ю. Андрейчева: летописцы и хотя бы кто-то из их читателей были способны выстраивать и считывать сложные ассоциативные ряды, о которых идет речь в книге. 4. Андрейчева М. Ю. Образы иноверцев... С. 83, 141, 143.

5. Там же. С. 133.

6. Об этом см., например: Данилевский И. Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 232—267; Гимон Т. В. Для чего писались русские летописи? (вторая версия) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2012. Выпуск 5(13). URL: >>>>

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 415

Readers community rating: votes 0

1. Andrejcheva M. Yu. Obrazy inovertsev v Povesti vremennykh let. SPb., 2019.

2. Vvedenskij A. M. Lingvisticheskie kriterii vyyavleniya istochnikov ustnogo proiskhozhdeniya v letopisanii (na primere raspolozheniya ehnklitiki «sya» v tekste PVL) // Drevnyaya Rus': Voprosy medievistiki. M., 2008. C. 50—56.

3. Guimon T. What Rus’ letopisi were written for? (A second version) // ISTORIYA. 2012. Vol. 3. Issue 5. URL: https://history.jes.su/s207987840000431-3-1/

4. Gimon T. V. Ustnaya traditsiya o sobytiyakh XI v. v srednevekovom Novgorode // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy, 2016 god: Pamyati G.V. Glazyrinoj. M., 2018. S. 157—183.

5. Gimon T. V. Pokhod Vladimira na Volzhskuyu Bulgariyu v 985 g.: kommentarij k letopisnoj stat'e // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy, 2021 god: Vostochnaya Evropa i mir islama. M., 2021 (v pechati).

6. Danilevskij I. N. Povest' vremennykh let: germenevticheskie osnovy izucheniya letopisnykh tekstov. M., 2004.

7. Laushkin A. V. Rus' i sosedi: istoriya ehtnokonfessional'nykh predstavlenij v drevnerusskoj knizhnosti XI–XIII vv. M., 2019.

8. Schavelyov A. S. Slavyanskie legendy o pervykh knyaz'yakh: sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie modelej vlasti u slavyan. M., 2007.

9. Ostrowski D. The Account of Volodimer’s Conversion in the Povest’ vremennykh let: A Chiasmus of Stories // Harvard Ukrainian Studies. 2006. Vol. 28. № 1–4. P. 567—580.

Система Orphus

Loading...
Up