Interrelation of socio-psychological characteristics of difficult communication and psychological well-being of pedagogical university students

 
PIIS181570410020615-1-1
DOI10.54884/S181570410020615-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Student of Department of Practical Psychology
Affiliation: Voronezh State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Voronezh
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages86-91
Abstract

The article discusses the approaches of Russian and foreign researchers to the problems of difficult communication and psychological well-being of the personality. Harmonious interpersonal interaction, the absence of conflicts and various barriers in communication between partners is considered the most important determinant of a person's psychological well-being. The purpose of the work was to discover the relationship between the social and psychological characteristics of difficult communication and the components of the psychological well-being of students of psychological, pedagogical and humanitarian faculties using the methods “Social and psychological characteristics of communication” by V.A. Labunskaya, “Scale of psychological well-being” by K. Ryff adapted by T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko, as well as Spearman's rank correlation method. As a result of the empirical study, 10 correlations were established between the socio-psychological characteristics of difficult communication and the main components of students’ psychological well-being of the pedagogical university. The data obtained can be used by university teachers in the development of appropriate courses and methodological materials for work with students.

Keywordsdifficult communication, expressive–speech difficulties, social–perceptual difficulties, communication conditions, interaction skills, students, psychological well–being of the personality
Received09.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters8548
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В современной психологической науке человек постоянно изучается как субъект разнообразных видов деятельности. Планомерно осуществляется поиск характеристик активности личности, способствующих достижению позитивных изменений как в ней самой, так и в окружающем мире. Зачастую психологи-исследователи акцентируют свое внимание на изучении факторов, влияющих на продуктивность общения человека и его деятельности в целом. В то же время возникающие при этом сложности остаются малоизученными, несмотря на наличие большого интереса, проявляемого к данной проблеме.
2 Согласно многочисленным данным можно отметить существование специфического феномена затрудненного общения, означающего неналаженное, расстроенное, нарушенное, дискомфортное, неэффективное общение и приводящего к возникновению конфликта. С точки зрения В.Н. Куницыной [1], коммуникативные сложности рождаются в первую очередь в сознании собеседников и проявляются через их переживания. Отечественные авторы отмечают главные причины, приводящие к различным сбоям в процессе общения – это и состояние внутреннего напряжения, и недовольство, и тревога, создающие неблагоприятный эмоциональный фон. А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев подчеркивают субъективную природу психологических трудностей, возникающих в процессе коммуникации [2]. Так называемые «субъективные трудности» неизбежно приводят к объективной картине нарушений – недостижению поставленных целей, неполучению ожидаемого результата, неудовлетворению мотивов. По словам Л.А. Петровской, затрудненное общение главным образом детерминируется спецификой человеческой природы и отношений между людьми [3]. Следует отметить, что общение – это «трудный» процесс социально-психологического характера, в котором ставятся и достигаются конкретные задачи посредством речи партнеров, их умения грамотно взаимодействовать, правильного восприятия друг друга, внешних условий.
3 В работе Б.Д. Парыгина [4] указывается на существование психологических барьеров – устойчивых установок, процессов, свойств, состояний, мешающих человеку открыто проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные потенциальные возможности. Наличие данных личностных образований в определенных ситуациях вызывает сбои в общении. Необходимо учитывать также и социально-перцептивную сферу личности, поскольку неправильное восприятие и понимание людьми друг друга, нестабильная самооценка могут являться причиной появления коммуникативных затруднений.
4 Содержательная классификация трудностей в общении представлена в работе В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой, Е.Д. Бреуса [5]. По мнению исследователей, они могут быть иметь объективный либо субъективный характер; осознаваться или не осознаваться человеком; возникать в определенных ситуациях или присутствовать постоянно; зависеть от культурных, возрастных особенностей и т.д. Следовательно, по словам И.П. Шкуратовой [6], каждый аспект общения позволяет выделять новые критерии для классификации причин трудностей в общении.

views: 297

Readers community rating: votes 0

1. Kunitsyna V.N. Trudnosti mezhlichnostnogo obscheniya: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. SPb., 1991.

2. Bodalev A.A., Kovalev G.A. Psikhologicheskie trudnosti obscheniya i ikh preodolenie // Pedagogika. 1992. № 5-6.

3. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: sotsial'no-psikhologicheskij trening. M.: Bukinist, 1989. 216 s.

4. Parygin B.D. Sotsial'no-psikhologicheskij bar'er i ego priroda // Filosofiya i sotsial'naya psikhologiya. 1975. Vyp. 3.

5. Labunskaya V.A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obscheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2001. 288 s.

6. Shkuratova I.P. Motivatsionnaya osnova trudnostej obscheniya // Psikhologicheskie trudnosti obscheniya: diagnostika i korrektsiya: tez. dokl. Vsesoyuzn. konf. Rostov n/D., 1990. S.7-10.

7. Polischuk E.S. Psikhologicheskoe blagopoluchie studencheskoj molodezhi s raznym urovnem rolevoj viktimnosti // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016. T.8, № 1. S. 35-44.

8. Minyurova S.A., Zausenko I.V. Lichnostnye determinanty psikhologicheskogo blagopoluchiya pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. S. 94-101.

9. Arendachuk I.V. Sotsial'no-psikhologicheskie riski v zhiznedeyatel'nosti sovremennogo studenta // Psikhologiya i pedagogika na sovremennom ehtape. 2015. № 6. S. 13-18.

10. Bradburn N. The structure of psychological well – being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. 332 p.

11. Diener E. et al. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. № 125 (2). P. 276-302.

12. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P.719-727.

Система Orphus

Loading...
Up