St. John Chrysostom About the Religious Life of Sasanian Iran

 
PIIS230861810025421-3-1
DOI10.37490/S230861810025421-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Church History and Humanitarian Disciplines
Affiliation: Pskov-Caves Theological Seminary
Address: Yurievskaya str., 82A, Pechory, Pskov region, Russia, 181500
Occupation: Associate Professor of the Department of Russian and World History
Affiliation: Pskov State University
Address: 2 Lenin square, Pskov, 180000
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 30
Abstract

The writings of John Chrysostom contain information about the religious life of Persian society. Along with information about the official religion of Sasanian Iran (Zoroastrianism) the John Chrysostom’s writings provide information indicating the gradual spread of Christianity in Persian Empire.

The information about Zoroastrianism reported by John Chrysostom concerns mainly two aspects: (1) the cult of Fire and (2) the priestly estate. The most notable feature of this part of data is the anachronistic identification of the inhabitants of Ancient Babylon as Persians and the resulting definition of the Babylonians as fire worshipers. This can be explained by the fact that in the Late Antiquity non-Roman Asia was associated just with Persia, and all the inhabitants of the territories located east of the Euphrates were perceived as the Persians, no matter what historical era was discussed. John Chrysostom also notes the tendency of Zoroastrian priests (magoi) to perform their rituals in a state of religious ecstasy.

John Chrysostom’s references to the spread of Christianity in Sasanian Iran are more numerous. He reports (1) on the widespread preaching of the Christian faith in Persia, (2) on anti-Christian persecution by the Persians, (3) on the appearance of numerous martyrs in Iran and (4) on the erection of Christian churches there. All this information is confirmed both in Western (i.e. Classical) and in Eastern (i.e. Persian and Syrian) literary sources as well as archaeological excavations.

An analysis of the information reported by John Chrysostom shows that he adhered to the usual for Late Antiquity paradigm of perception of the Oriental world. In addition, it should be noted the reliability of the John Chrysostom’s information about the religious life of Sasanian Iran, which testifies to the reliability of the writings of John Chrysostom as a historical source.

KeywordsJohn Chrysostom, Persians, Persia, Sasanian Iran, Zoroastrianism, Christianity, anti-Christian persecutions
Received27.04.2023
Publication date27.12.2023
Number of characters28369
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В сочинениях выдающегося церковного автора IV в., одного из Учителей Церкви, Патриарха Константинопольского, святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407) весьма заметное место занимают сюжеты, связанные с Персией и персами в целом и сасанидским Ираном в частности. Отдельный пласт «персидского текста» Иоанна Златоуста составляют сведения о состоянии дел в религиозной сфере жизни персидского общества, что вполне объяснимо: персы, как и любые другие варварские народы, вполне обоснованно воспринимались христианскими авторами, с одной стороны, как безбожники и язычники, являющиеся врагами христианской Римской империи и самой веры Христовой, а с другой — в полном соответствии с заповедью Спасителя, данной апостолам в момент Своего Вознесения1 — как объект христианской миссии и потому – в полном соответствии со словами св. ап. Павла о том, что для Бога «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11; см. также: Гал. 3:28) — как потенциальные братья во Христе, которые способны уверовать в истинного Бога и стать членами единой Вселенской Церкви. Следствием такого амбивалентного восприятия персов стало то, что сообщаемая святителем информация о религиозной ситуации в персидском обществе также носит двоякий характер: наряду со сведениями о религиозной жизни персов-зороастрийцев, обладающими явно негативной денотацией, в сочинениях Иоанна Златоуста довольно часто встречаются данные, свидетельствующие о постепенном распространении в персидском обществе христианского вероучения. Рассмотрим те и другие более подробно. 1. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19); «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
2 Зороастризм
3 О реалиях, связанных с зороастризмом, Иоанн Златоуст в своих сочинениях упоминает трижды. В беседе «О статуях» святитель рассматривает известное событие Священной истории Ветхого Завета — безуспешную попытку вавилонского царя Навуходоносора II (605–572) казнить вавилонских отроков Ананию (Седраха), Азарию (Мисаха) и Мисаила (Авденаго) путем их сожжения заживо в огненной печи (Дан. 3:19–94). В связи с этим сюжетом Иоанн Златоуст приводит и сведения, касающиеся ритуальных практик зороастризма. Казалось бы, никакой связи между сюжетом о трех вавилонских отроках и современным святителю сасанидским Ираном нет и быть не может (между ними лежит временной отрезок более чем в семь веков). Однако Иоанн Златоуст такую связь находит. По его мнению, казнь отроков через сжигание в огне была обусловлена тем, что их мучители являлись «персами», а значит огнепоклонниками, и таким образом они планировали не только жестоко покарать троих еврейских юношей за отказ от почитания воздвигнутого Навуходоносором золотого идола, но и принести таким образом жертву огню, который, по мнению святителя, вавилоняне (в его интерпретации — персы) почитали как бога: «Три отрока были ввергнуты в печь и, несмотря на это, не забыли благочестия, их не устрашил пламень, но, объятые огнем, они усерднее сидящих в чертоге и нетерпящих никакого зла воссылали священные те молитвы... Огонь у персов признается богом, и варвары, живущие в той стране, еще и теперь воздают ему поклонение. И потому Бог, желая низложить нечестие в самом основании, попустил такой род казни, чтобы даровать победу своим рабам пред глазами всех поклонников огня, и убедить их самым делом, что боги язычников боятся не только Бога, но и рабов Божиих»2. 2. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 61–62.

views: 76

Readers community rating: votes 0

1. Bibliya. Knigi Svyaschennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. M.: Izd-vo Moskovskoj Patriarkhii Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi, 2016. 1376 s.

2. Bekhistunskaya nadpis' Dariya I // Khrestomatiya po istorii Drevnego Vostoka. V 2 ch. Ch. 2 / Pod red. M.A. Korostovtseva, I.S. Katsnel'sona, V.I. Kuzischina. M.: Vysshaya shkola, 1980. S. 24–32.

3. Gerodot. Istoriya / Per. s drevnegr. G.A. Stratanovskogo. L.: Nauka, 1972. 600 s.

4. Ioann Zlatoust. Beseda na Psalom 113 // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 5. Kn. 1. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1899. S. 326–338.

5. Ioann Zlatoust. Besedy na Deyaniya Apostol'skie // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 9. Kn. 1. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1903. S. 5–478.

6. Ioann Zlatoust. Besedy na Pervoe poslanie k Korinfyanam // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 10. Kn. 1. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1904. S. 5–455.

7. Ioann Zlatoust. Besedy na Poslanie k Rimlyanam // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 9. Kn. 2. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1903. S. 483–859.

8. Ioann Zlatoust. Tolkovanie na svyatogo Matfeya evangelista // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 7. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1901. 912 s.

9. Ioann Zlatoust. Rassuzhdenie protiv iudeev i yazychnikov o tom, chto Iisus Khristos est' istinnyj Bog // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 1. Kn. 1. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1895. S. 605–633.

10. Ioann Zlatoust. Tolkovanie na Vtoroe poslanie k Korinfyanam // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 10. Kn. 2. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1904. S. 459–728.

11. Ioann Zlatoust. Tolkovanie na proroka Isaiyu // Ioann Zlatoust. Polnoe sobranie tvorenij. V 12 t. T. 6. Kn. 1. SPb.: Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya, 1900. S. 5–478.

12. Moisej Khorenskij. Istoriya Armenii / Per. s arm. N.O. Ehmina. M.: tip. V.A. Gattsuk, 1893. 324 s.

13. Nadpis' Kartira na «Kaabe Zoroastra» v Naksh-i Rustame // Kasumova S.Yu. Azerbajdzhan v III–VII vv. (Ehtnokul'turnaya i sotsial'no-ehkonomicheskaya istoriya). Baku: Ehlm, 1993. S. 110–114.

14. Sozomen. Tserkovnaya istoriya Ehrmiya Sozomena Salaminskogo. SPb.: tip. Fishera, 1851. 636 s.

15. Dmitriev V.A. Strany i narody Vostoka v predstavlenii rimlyan ehpokhi Pozdnej Antichnosti (po dannym Ammiana Martsellina) // V mire nauchnykh otkrytij. Seriya «Gumanitarnye i obschestvennye nauki». 2011. № 11.5 (23). S. 1343–1357.

16. Dmitriev V.A. Politicheskaya istoriya Irana v ehpokhu rannikh Sasanidov. SPb.: Nauka, 2019. 186 s.

17. Dmitriev V.A. Voeval li praotets Avraam s persami? (Byt. 14:1–16 v interpretatsii svyatitelya Ioanna Zlatousta) // Metamorfozy istorii. 2022. Vyp. 23. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://history-metamorph.ru/s230861810020213-4-1 (data obrascheniya: 13.03.2023).

18. Kolesnikov A.I. Otnosheniya sasanidskoj administratsii s khristianami v osveschenii raznykh istorikov // Pis'mennye pamyatniki i problemy istorii kul'tury narodov Vostoka. XXIII godichnaya nauchnaya sessiya LO IV AN SSSR (doklady i soobscheniya). 1988. Ch. I. M.: Nauka, 1990. S. 213–221.

19. Kolesnikov A.I. Khristianskaya simvolika na pozdnesasanidskoj i arabo-sasanidskoj medi v Irane VII v. n. eh. // Pravoslavnyj Palestinskij sbornik. Vyp. 35 (98): Sbornik pamyati N.V. Pigulevskoj. SPb.: Dmitrij Bulanin, 1998. S. 196–205.

20. Kolesnikov A.I. Topografiya khristianskikh eparkhij Vostochnogo Irana i Khorasana pri Sasanidakh (III–VII vv.) // Pis'mennye pamyatniki Vostoka. 2015. № 1 (22). S. 118–127.

21. Kolesnikov A.I. Khristianstvo v Vostochnom Irane (Khorasane) i v regionakh Tsentral'noj Azii v III–VIII vv. // Iran-Name. 2015. № 1–2 (33–34). S. 5–23. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.safarabdulloh.kz/img/books/iran-name/Iran-Name%201-2%20 (33-34)%202015%20%20verstka.pdf (data obrascheniya: 18.04.2023).

22. Kolesnikov A.I. Goneniya na khristian v doislamskom Irane // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.pravenc.ru/text/166127.html (data obrascheniya: 18.04.2023).

23. Lukonin V.G. Drevnij i rannesrednevekovyj Iran. Ocherki istorii kul'tury. M.: Vostochnaya literatura, 1987. 296 s.

24. Rybakov B.A. Gerodotova Skifiya. Istoriko-geograficheskij analiz. M.: Nauka, 1979. 248 s.

25. Seleznev N.N. Assirijskaya tserkov' Vostoka. Istoricheskij ocherk. M.: Assirijskaya Tserkov' Vostoka, 2001. 105 s.

26. Tokarev S.A. Rannie formy religii. M.: Politizdat, 1990. 622 s.

27. Chunakova O.M. Pekhlevijskij slovar' zoroastrijskikh terminov, mificheskikh personazhej i mifologicheskikh simvolov. M.: Vostochnaya literatura, 2004. 284 s.

28. Asmussen J.P. Christians in Iran // The Cambridge History of Iran. Vol. 3 (2). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods / Ed. by E. Yarshater. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1983. P. 924–948.

29. Boyce M. Ātaš // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/atas-fire (date of access: 13.03.2023).

30. Clemen C. Magoi // Pauly’s Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, begonnen von G. Wissowa. Hbd. 27. Stuttgart: Alfred Drukenmüller Verlag, 1928. Spt. 509–518.

31. Dandamayev M.A. Magi // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/magi (date of access: 11.04.2023).

32. Drijvers J.W. Ammianus Marcellinus’ Image of Arsaces and Eearly Parthian History // The Late Roman World and its Historian: Interpreting Ammianus Marcellinus. L.; N. Y.: Routledge, 1999. P. 193–206.

33. Filoni F. The Church in Iraq. Washington (DC): Catholic University of America Press, 2017. 195 p.

34. Lerner J. Christianity. II. In Pre-Islamic Persia: Material Remains // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/christianity-ii (date of access: 19.04.2023).

35. Russell J.R. Christianity. I. In Pre-Islamic Persia: Literary Sources // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/christianity-i (date of access: 19.04.2023).

Система Orphus

Loading...
Up