Святитель Иоанн Златоуст о религиозной жизни сасанидского Ирана

 
Код статьиS230861810025421-3-1
DOI10.37490/S230861810025421-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин
Аффилиация: Псково-Печерская духовная семинария
Адрес: Псков, 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82А
Должность: Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: 180000 г. Псков, пл. Ленина, д. 2
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 30
Аннотация

В сочинениях Иоанна Златоуста содержатся сведения о религиозной жизни персидского общества. Наряду со сведениями об официальной религии сасанидского Ирана —  зороастризме — святитель сообщает о распространении в персидском обществе христианства.

Информация, сообщаемая Иоанном Златоустом о зороастризме, касается главным образом двух аспектов: культа огня у персов и жреческого сословия.

Упоминания Иоанна Златоуста о христианстве более многочисленны: он сообщает о широкой проповеди в Персии христианского вероучения, об антихристианских гонениях в Иране и появлении здесь многочисленных мучеников, а также о строительстве в государстве Сасанидов христианских храмов.

Анализ сообщаемой Иоанном Златоустом информации позволяет говорить о ее достоверности и показывает, что святитель придерживался традиционной для позднеантичной эпохи парадигмы восприятия Востока, свойственной носителям как языческого, так и христианского мировоззрения.

Ключевые словаИоанн Златоуст, персы, Персия, сасанидский Иран, зороастризм, христианство, антихристианские гонения
Получено27.04.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов28369
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В сочинениях выдающегося церковного автора IV в., одного из Учителей Церкви, Патриарха Константинопольского, святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407) весьма заметное место занимают сюжеты, связанные с Персией и персами в целом и сасанидским Ираном в частности. Отдельный пласт «персидского текста» Иоанна Златоуста составляют сведения о состоянии дел в религиозной сфере жизни персидского общества, что вполне объяснимо: персы, как и любые другие варварские народы, вполне обоснованно воспринимались христианскими авторами, с одной стороны, как безбожники и язычники, являющиеся врагами христианской Римской империи и самой веры Христовой, а с другой — в полном соответствии с заповедью Спасителя, данной апостолам в момент Своего Вознесения1 — как объект христианской миссии и потому – в полном соответствии со словами св. ап. Павла о том, что для Бога «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11; см. также: Гал. 3:28) — как потенциальные братья во Христе, которые способны уверовать в истинного Бога и стать членами единой Вселенской Церкви. Следствием такого амбивалентного восприятия персов стало то, что сообщаемая святителем информация о религиозной ситуации в персидском обществе также носит двоякий характер: наряду со сведениями о религиозной жизни персов-зороастрийцев, обладающими явно негативной денотацией, в сочинениях Иоанна Златоуста довольно часто встречаются данные, свидетельствующие о постепенном распространении в персидском обществе христианского вероучения. Рассмотрим те и другие более подробно. 1. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19); «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
2 Зороастризм
3 О реалиях, связанных с зороастризмом, Иоанн Златоуст в своих сочинениях упоминает трижды. В беседе «О статуях» святитель рассматривает известное событие Священной истории Ветхого Завета — безуспешную попытку вавилонского царя Навуходоносора II (605–572) казнить вавилонских отроков Ананию (Седраха), Азарию (Мисаха) и Мисаила (Авденаго) путем их сожжения заживо в огненной печи (Дан. 3:19–94). В связи с этим сюжетом Иоанн Златоуст приводит и сведения, касающиеся ритуальных практик зороастризма. Казалось бы, никакой связи между сюжетом о трех вавилонских отроках и современным святителю сасанидским Ираном нет и быть не может (между ними лежит временной отрезок более чем в семь веков). Однако Иоанн Златоуст такую связь находит. По его мнению, казнь отроков через сжигание в огне была обусловлена тем, что их мучители являлись «персами», а значит огнепоклонниками, и таким образом они планировали не только жестоко покарать троих еврейских юношей за отказ от почитания воздвигнутого Навуходоносором золотого идола, но и принести таким образом жертву огню, который, по мнению святителя, вавилоняне (в его интерпретации — персы) почитали как бога: «Три отрока были ввергнуты в печь и, несмотря на это, не забыли благочестия, их не устрашил пламень, но, объятые огнем, они усерднее сидящих в чертоге и нетерпящих никакого зла воссылали священные те молитвы... Огонь у персов признается богом, и варвары, живущие в той стране, еще и теперь воздают ему поклонение. И потому Бог, желая низложить нечестие в самом основании, попустил такой род казни, чтобы даровать победу своим рабам пред глазами всех поклонников огня, и убедить их самым делом, что боги язычников боятся не только Бога, но и рабов Божиих»2. 2. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 61–62.

всего просмотров: 66

Оценка читателей: голосов 0

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. 1376 с.

2. Бехистунская надпись Дария I // Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 24–32.

3. Геродот. История / Пер. с древнегр. Г.А. Стратановского. Л.: Наука, 1972. 600 с.

4. Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 113 // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 5. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1899. С. 326–338.

5. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 9. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1903. С. 5–478.

6. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1904. С. 5–455.

7. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 9. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1903. С. 483–859.

8. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 7. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1901. 912 с.

9. Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 1. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1895. С. 605–633.

10. Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1904. С. 459–728.

11. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 6. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1900. С. 5–478.

12. Моисей Хоренский. История Армении / Пер. с арм. Н.О. Эмина. М.: тип. В.А. Гатцук, 1893. 324 с.

13. Надпись Картира на «Каабе Зороастра» в Накш-и Рустаме // Касумова С.Ю. Азербайджан в III–VII вв. (Этнокультурная и социально-экономическая история). Баку: Элм, 1993. С. 110–114.

14. Созомен. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб.: тип. Фишера, 1851. 636 с.

15. Дмитриев В.А. Страны и народы Востока в представлении римлян эпохи Поздней Античности (по данным Аммиана Марцеллина) // В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2011. № 11.5 (23). С. 1343–1357.

16. Дмитриев В.А. Политическая история Ирана в эпоху ранних Сасанидов. СПб.: Наука, 2019. 186 с.

17. Дмитриев В.А. Воевал ли праотец Авраам с персами? (Быт. 14:1–16 в интерпретации святителя Иоанна Златоуста) // Метаморфозы истории. 2022. Вып. 23. [Электронный ресурс] URL: https://history-metamorph.ru/s230861810020213-4-1 (дата обращения: 13.03.2023).

18. Колесников А.И. Отношения сасанидской администрации с христианами в освещении разных историков // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988. Ч. I. М.: Наука, 1990. С. 213–221.

19. Колесников А.И. Христианская символика на позднесасанидской и арабо-сасанидской меди в Иране VII в. н. э. // Православный Палестинский сборник. Вып. 35 (98): Сборник памяти Н.В. Пигулевской. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 196–205.

20. Колесников А.И. Топография христианских епархий Восточного Ирана и Хорасана при Сасанидах (III–VII вв.) // Письменные памятники Востока. 2015. № 1 (22). С. 118–127.

21. Колесников А.И. Христианство в Восточном Иране (Хорасане) и в регионах Центральной Азии в III–VIII вв. // Иран-Наме. 2015. № 1–2 (33–34). С. 5–23. [Электронный ресурс] URL: https://www.safarabdulloh.kz/img/books/iran-name/Iran-Name%201-2%20 (33-34)%202015%20%20verstka.pdf (дата обращения: 18.04.2023).

22. Колесников А.И. Гонения на христиан в доисламском Иране // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravenc.ru/text/166127.html (дата обращения: 18.04.2023).

23. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. М.: Восточная литература, 1987. 296 с.

24. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М.: Наука, 1979. 248 с.

25. Селезнев Н.Н. Ассирийская церковь Востока. Исторический очерк. М.: Ассирийская Церковь Востока, 2001. 105 с.

26. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.

27. Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М.: Восточная литература, 2004. 284 с.

28. Asmussen J.P. Christians in Iran // The Cambridge History of Iran. Vol. 3 (2). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods / Ed. by E. Yarshater. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1983. P. 924–948.

29. Boyce M. Ātaš // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/atas-fire (date of access: 13.03.2023).

30. Clemen C. Magoi // Pauly’s Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, begonnen von G. Wissowa. Hbd. 27. Stuttgart: Alfred Drukenmüller Verlag, 1928. Spt. 509–518.

31. Dandamayev M.A. Magi // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/magi (date of access: 11.04.2023).

32. Drijvers J.W. Ammianus Marcellinus’ Image of Arsaces and Eearly Parthian History // The Late Roman World and its Historian: Interpreting Ammianus Marcellinus. L.; N. Y.: Routledge, 1999. P. 193–206.

33. Filoni F. The Church in Iraq. Washington (DC): Catholic University of America Press, 2017. 195 p.

34. Lerner J. Christianity. II. In Pre-Islamic Persia: Material Remains // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/christianity-ii (date of access: 19.04.2023).

35. Russell J.R. Christianity. I. In Pre-Islamic Persia: Literary Sources // Encyclopaedia Iranica. Online Edition. [Electronic resource] URL: https://iranicaonline.org/articles/christianity-i (date of access: 19.04.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх