ДУХ ПРАВА – ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

 
Код статьиS102694520012060-7-1
DOI10.31857/S102694520012060-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и истории государства и права
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Барнаул, пр. Ленина, 61
Аннотация

В статье обосновывается актуальность категории «дух права» для юридической науки. Право, как явление духа, может существовать «безвидно», то есть метафизически. Право может действовать на отношения и сознание их участников вне и помимо своих форм и источников. Так, при вынесении судебного решения оказываются востребованными цели права. Поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, обусловили актуализацию духовно-нравственных оснований российского права. Автор характеризует проявления духа права. Он отмечает, что ценность права в первую очередь духовна, а не инструментальна.

Ключевые словаправо, дух права, правосознание, цель права, мера, авторитет, буква закона, формализм, юридический стиль, идея права.
Получено01.10.2020
Кол-во символов15396
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» обозначает приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий. Для формирования информационного пространства знаний Указ предусматривает: а) проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан; б) сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
2 В связи с тем, что в юридических текстах содержатся смыслы, идеи и принципы, вызывающие толкование применительно к конкретной правовой ситуации, право в целом можно считать явлением духа. Концептуализация духовности применительно к юридическому исследованию позволяет правильно оценить место и роль права в человеческой цивилизации.
3 Неточное, условное и приблизительное описание духовности получило распространение, благодаря атеистическому контексту дискуссии. Светская духовность страдает от своей поверхности, отсутствия надлежащего источника, изменчивости.
4 Чем мир становится опаснее и непонятнее, тем сильнее в людях пробуждается тяга к духовности, которая бы давала направление и смысл повседневной жизни. Но в современных условиях индивидуум сам принимает решение о своей духовности и сам выстраивает собственную нравственную шкалу, причем на первый план выступают такие понятия как «самоутверждение» и «личный успех».
5 Юриспруденция озабочена упорядочением общества и дальнейшим движением этого общества к благу. А конструкторы нового мирового порядка (глобализации мира) дезориентируют общественное сознание, уводят духовный поиск людей в тупик и фактически разлагают человеческую природу. Главный итог ложно понимаемой духовности – разрушение правопорядка, расчеловечивание человека, нагнетание споров и конфликтов в обществе. В этом заключается большая юридическая проблема.
6 В словаре русского языка С.И. Ожегова духовность определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»1. Авторы самого широкого спектра мировоззрения понимают духовность в качестве средства, формирующего личность человека2. Духовность может пониматься как ценностные основания культуры. Те ценности, которые транслирует духовная культура, оказываются основой для права и нравственности. 1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009. С. 284.

2. Штумпф С.П. Категория «духовность» в понимании современных исследователей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 6; Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. 2005. № 7. С. 19; Алилов А.Н., Гончаров В.Н., Матросова Е.Ю. и др. Духовность и проблемы нравственной культуры современного общества. Новосибирск, 2014. С. 7.
7 «Наличие приоритета духовных ценностей в системе ценностей индивида недостаточно для того, чтобы утверждать, что данный человек духовен. Важно, чтобы человек вел себя в соответствии с этими ценностями даже в самых довлеющих обстоятельствах»3. Этот постулат важен для использования в юридической сфере, если нас интересует искренность и активность правомерного поведения субъектов. 3. Буравлева Н.А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 190.

1. Алилов А.Н., Гончаров В.Н., Матросова Е.Ю. и др. Духовность и проблемы нравственной культуры современного общества. Новосибирск, 2014. С. 7.

2. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: автореф.дис. … д.ю.н. Саратов., 2000. С. 24.

3. Буравлева Н.А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 190.

4. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 230 - 231.

5. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. 2005. № 7. С. 19.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009. С. 284.

7. Сорокина Ю.В., Малиновская Н.В. Правовое мышление: многообразие подходов // Концепция правового воспитания общества: Монография. Барнаул, 2014. С. 71.

8. Штумпф С.П. Категория «духовность» в понимании современных исследователей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх