SPIRIT OF LAW - FUNDAMENTAL CATEGORY OF LEGAL SCIENCE

 
PIIS102694520012060-7-1
DOI10.31857/S102694520012060-7
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Professor of the Department of Theory and History of State and Law
Affiliation: Altai State University
Address: Russian Federation, Barnaul, Lenin Ave., 61
Abstract

The article substantiates the relevance of the category «spirit of law» for legal science. Law, as a manifestation of the spirit, can exist «without form», that is, metaphysically. The law can act on relations and the consciousness of their participants outside and outside of their forms and sources. So, when making a judgment, the goals of law are in demand. The amendments made to the Constitution of the Russian Federation in 2020 led to the actualization of the spiritual and moral foundations of Russian law. The author characterizes the manifestation of the spirit of law. He notes that the value of law is primarily spiritual, not instrumental.

Keywordslaw, spirit of law, sense of justice, goal of law, measure, authority, letter of the law, formalism, legal style, idea of law.
Received01.10.2020
Number of characters15396
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» обозначает приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий. Для формирования информационного пространства знаний Указ предусматривает: а) проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан; б) сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
2 В связи с тем, что в юридических текстах содержатся смыслы, идеи и принципы, вызывающие толкование применительно к конкретной правовой ситуации, право в целом можно считать явлением духа. Концептуализация духовности применительно к юридическому исследованию позволяет правильно оценить место и роль права в человеческой цивилизации.
3 Неточное, условное и приблизительное описание духовности получило распространение, благодаря атеистическому контексту дискуссии. Светская духовность страдает от своей поверхности, отсутствия надлежащего источника, изменчивости.
4 Чем мир становится опаснее и непонятнее, тем сильнее в людях пробуждается тяга к духовности, которая бы давала направление и смысл повседневной жизни. Но в современных условиях индивидуум сам принимает решение о своей духовности и сам выстраивает собственную нравственную шкалу, причем на первый план выступают такие понятия как «самоутверждение» и «личный успех».
5 Юриспруденция озабочена упорядочением общества и дальнейшим движением этого общества к благу. А конструкторы нового мирового порядка (глобализации мира) дезориентируют общественное сознание, уводят духовный поиск людей в тупик и фактически разлагают человеческую природу. Главный итог ложно понимаемой духовности – разрушение правопорядка, расчеловечивание человека, нагнетание споров и конфликтов в обществе. В этом заключается большая юридическая проблема.
6 В словаре русского языка С.И. Ожегова духовность определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»1. Авторы самого широкого спектра мировоззрения понимают духовность в качестве средства, формирующего личность человека2. Духовность может пониматься как ценностные основания культуры. Те ценности, которые транслирует духовная культура, оказываются основой для права и нравственности. 1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009. С. 284.

2. Штумпф С.П. Категория «духовность» в понимании современных исследователей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 6; Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. 2005. № 7. С. 19; Алилов А.Н., Гончаров В.Н., Матросова Е.Ю. и др. Духовность и проблемы нравственной культуры современного общества. Новосибирск, 2014. С. 7.
7 «Наличие приоритета духовных ценностей в системе ценностей индивида недостаточно для того, чтобы утверждать, что данный человек духовен. Важно, чтобы человек вел себя в соответствии с этими ценностями даже в самых довлеющих обстоятельствах»3. Этот постулат важен для использования в юридической сфере, если нас интересует искренность и активность правомерного поведения субъектов. 3. Буравлева Н.А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 190.

1. Alilov A.N., Goncharov V.N., Matrosova E.Yu. i dr. Dukhovnost' i problemy nravstvennoj kul'tury sovremennogo obschestva. Novosibirsk, 2014. S. 7.

2. Bajniyazov R.S. Pravosoznanie i pravovoj mentalitet v Rossii: avtoref.dis. … d.yu.n. Saratov., 2000. S. 24.

3. Buravleva N.A. Ponyatie «dukhovnost'» v sovremennoj psikhologii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 12. S. 190.

4. Il'in I.A. O suschnosti pravosoznaniya. M., 1993. S. 230 - 231.

5. Leont'ev D.A. Dukhovnost', samoregulyatsiya i tsennosti // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2005. № 7. S. 19.

6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M., 2009. S. 284.

7. Sorokina Yu.V., Malinovskaya N.V. Pravovoe myshlenie: mnogoobrazie podkhodov // Kontseptsiya pravovogo vospitaniya obschestva: Monografiya. Barnaul, 2014. S. 71.

8. Shtumpf S.P. Kategoriya «dukhovnost'» v ponimanii sovremennykh issledovatelej // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6. S. 6.

Система Orphus

Loading...
Up