К вопросу о месте цифровых технологий в системе публичного финансового контроля

 
Код статьиS102694520012036-0-1
DOI10.31857/S102694520012036-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", магистр юриспруденции
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, 20
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 5
Страницы154-158
Аннотация

В статье исследуются правовые аспекты трансформации системы публичного (государственного и муниципального) финансового контроля, наблюдаемые в процессе продолжающегося перехода Российского государства к цифровой экономике и цифровому государственному управлению. Рассмотрены существующие предпосылки для конструирования новой парадигмы контроля в сфере публичных финансов и проанализированы основные новые (цифровые) механизмы, используемые в деятельности контролирующих органов. В работе главным образом были задействованы формально-догматический метод исследования и метод обращения к пограничным отраслевым юридическим наукам. В рамках второго метода были проанализированы некоторые работы по гражданскому и трудовому праву в части использования новых цифровых технологий. Сделан вывод о том, что диджитализация позволяет проводить государственный (муниципальный) финансовый контроль на абсолютно новом уровне, однако это влечет и новые проблемы (риски), выявление и устранение которых только предстоит осуществить.

Ключевые словацифровизация, финансовое право, публичные финансы, государственный контроль, публичный финансовый контроль, цифровые технологии, цифровая трансформация
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 20-311-90010 «Трансформация системы публичного финансового контроля в условиях цифровизации публичного управления».
Получено30.09.2020
Дата публикации24.05.2021
Кол-во символов18727
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На современном этапе развития общественных отношений цифровизация является их неотъемлемой частью. Она затрагивает практически все сферы повседневной жизни, а в некоторых случаях без нее уже просто невозможно обойтись. Не исключение в данном случае и публичные финансы, которые в эру цифровизации общественных отношений также претерпевают существенные изменения. В этой связи меняется подход и к правовому регулированию данной сферы отношений, в т.ч. меняется публичный (государственный и муниципальный) финансовый контроль. Развитие информационных технологий позволяет быстрее и эффективнее администрировать многие процессы в области публичных финансов, в т.ч. процессы осуществления публичного контроля за аккумулированием и расходованием денежных средств публичных финансов. Вместе с тем появляются и новые риски для субъектов и объектов данного вида государственного контроля, что заставляет как органы государственной власти (контролирующие органы), так и бизнес-сообщество оперативно реагировать и принимать необходимые меры для предотвращения таких рисков. Указанные факторы предопределяют актуальность и необходимость проведения фундаментальных правовых исследований, направленных на научное осмысление происходящих процессов, выработку предложений по вопросам организации и правового обеспечения динамично развивающегося как внешнего, так и внутреннего финансового контроля на всех уровнях публичного управления. 
2 Начать необходимо с того, что диджитализация процессов, затрагивающих функционирование публичных финансов, порождает в т.ч. определенное количество новых явлений и понятий, которые до сих пор не были известны науке финансового права: цифровой профиль контролера, цифровой протокол, цифровой бюджет1, использование технологии распределенных реестров (более известная как blockchain)2 и др. Появление данных понятий, с одной стороны, упрощает многие процессы, составляющие механизм проведения публичного финансового контроля, ускоряют и оптимизируют проведение последнего, минимизируют негативное влияние «человеческого фактора», а с другой – ставят перед государством ряд принципиально новых задач, таких как подготовка специализированных кадров в области юриспруденции и IT-технологий для работы (примером такой подготовки может быть онлайн-курс для государственных служащих «Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении», открытый в ВШГУ РАНХиГС)3; надлежащее обеспечение сохранности персональных данных объектов контрольной деятельности, недопущение возможного распространения государственной тайны и т.д. Для выполнения обозначенных выше и связанных с ними других задач необходимо построение новой модели государственного (муниципального) контроля (в т.ч. и финансового), отвечающей современным вызовам, которые возникают вследствие стремительного развития цифровых технологий. 1. См., напр.: Леднева Ю.В. Понятие цифрового бюджета по российскому законодательству // Финансовое право. 2019. № 9.

2. См.: Морозов А.Е. Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7. С. 22 - 26.

3. См.: Цифровая трансформация для госслужащих началась по всей стране. URL: >>>> (дата обращения: 16.05.2020).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 178

Оценка читателей: голосов 0

1. Анисина К.Т., Бадмаев Б.Г., Бит-Шабо И.В. и др. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики / под ред. И.А. Цинделиани. М., 2019.

2. Волос А.А. Гражданско-правовая сущность смарт-контракта // Юрист. 2019. № 7. С. 23–28.

3. Исаев Э.А. Подходы к формированию модели государственного финансового контроля в Российской Федерации // Бюджет. 2018. № 9. С. 44.

4. Исаев Э.А. Подходы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере // Бюджет. 2019. № 5. С. 50.

5. Леднева Ю.В. Понятие цифрового бюджета по российскому законодательству // Финансовое право. 2019. № 9.

6. Лескина Э.И. Применение блокчейн-технологий в сфере труда // Юрист. 2018. № 11.

7. Морозов А.Е. Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7. С. 22 - 26.

8. Нам К.В. Правовые проблемы, связанные с применением блокчейна // Судья. 2019. № 2. С. 24–27.

9. Савельев А.И. Некоторые риски токенизации и блокчейнизации гражданско-правовых отношений // Закон. 2018. № 2. С. 36–51.

10. Сигалов К.Е., Салин П.Б., Чувальникова А.С. Применение технологии блокчейн в праве, политике и сфере государственного управления в России // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 569.

11. Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект // Юрист. 2019. № 3.

12. Dinh T.T.A., Wang J., Chen G. and other. Blockbench: a framework for analyzing private blockchains, in Proceedings of the ACM International Conference on Management of Data, 2017. P. 1085.

Рецензия научного руководителя (Рецензия_научного_руководителя.pdf, 100 Kb) [Link]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх