«Мне был очень приятен сочувственный прием нашему родному искусству…». Тенишевы и популяризация русской культуры за рубежом

 
Код статьиS207987840013893-1-1
DOI10.18254/S207987840013893-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Рубеж XIX—XX вв. — время расцвета русской культуры в самых разных ее проявлениях, время поисков и становления национального художественного стиля. Этот период связан с внешним открытием русского искусства, увлеченным интересом к нему со стороны европейских художественных критиков и публики. Процесс популяризации русского искусства за рубежом определялся множеством различных факторов, включая специфику международных отношений. Важную роль здесь играли и конкретные личности, осуществлявшие миссию культурной дипломатии, преданные России и желавшие разделить свою любовь к русским художественным традициям со всем миром. Вклад князя Вячеслава Николаевича и княгини Марии Клавдиевны Тенишевых в дело популяризации русской культуры за рубежом трудно переоценить. Несомненна значимость усилий князя в качестве Генерального комиссара Русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., его поддержка начинаний супруги и те финансовые средства, которые помогли княгине Тенишевой заставить говорить о Талашкине и русском национальном стиле по всей Европе. Но не менее важен художественный и организаторский талант самой М. К. Тенишевой, ее преданность русскому искусству, желание жить и работать во благо России, прославляя ее художественные традиции.

Ключевые словаТенишевы, русское искусство за рубежом, культурная дипломатия, благотворительность, русский национальный стиль, княгиня М. К. Тенишева, князь В. Н. Тенишев, Всемирная выставка в Париже в 1900 г.
Получено28.12.2020
Дата публикации28.02.2021
Кол-во символов54786
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 336

Оценка читателей: голосов 0

1. Вахитова Т. «Русский американец» в Петербурге // Новый журнал. 1994. № 2-3. С. 164—165.

2. Герра Р. М. К. Тенишева. Культура русского зарубежья // Сборник материалов международной научно-практической конференции «М. К. Тенишева: созидание на благо России». Брянск, 2018. С. 4—9.

3. Журавлева Л. С. «Далось мне это не без борьбы» // Альманах «Прометей». М.: Молодая гвардия, 1987. С. 65—79.

4. Кеня И. А., Лупоядова Л. Ю. М. К. Тенишева: созидание на благо России. Брянск: Ладомир, 2018.

5. Кеня И. А. Меценаты русской провинции: князь и княгиня Тенишевы. Брянск: Автограф, 2017.

6. Нарвойт К. Ю. Россия на Всемирной выставке в Париже 1900 г. // Русское искусство. 2005. № 2. С. 140—149.

7. Михайлова С. Н. Меценат и художник: княгиня М. К. Тенишева и коллекционерская деятельность С. В. Малютина // Провинциальный художественный музей в изменяющейся России. Сборник докладов научно-практической конференции. Смоленск, 2001. С. 69—72.

8. Новиков В. И. Тенишев и Тенишева. М., 2013.

9. Озер Дж. Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой. В двух томах. М.: Издательский дом Руденцовых, 2016.

10. Склеенова В. И. История музея «Русская старина». Смоленск, 2012.

11. Склеенова В. И. Хронология событий, описанных во «Впечатлениях моей жизни» // Княгиня М. К. Тенишева. Впечатления моей жизни. Смоленск: Свиток, 2019. С. 278—300.

12. Chuchvaha H. Quiet Feminists: Women Collectors, Exhibitors and Patrons for Embroidery, Lace and Needlework in Late Imperial Russia (1860—1917) // West 86th: A Journal of Decorative Arts, Design History and Material Culture. 2020. V. 27. № 1. P. 45—72.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх