Отдельные аспекты государственной политики в сфере развития технологии искусственного интеллекта

 
Код статьиS013207690009086-6-1
DOI10.31857/S013207690009086-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Руководитель проектов
Аффилиация: ПАО МТС
Адрес: Российская Федерация,
Аннотация

В последние несколько лет заметен обоснованный интерес к технологиям искусственного интеллекта (ИИ). Их применение становится источником значительных потенциальных выгод, а внедрение в экономической и социальных сферах способно повысить эффективность бизнеса, а также улучшить качество жизни и благосостояния общества. Хотя некоторые авторы и отмечают опасение по поводу возможных социальных проблем, связанных с высвобождением рабочих мест при внедрении решений с применением ИИ, тем не менее данные последствия находятся в отдаленной перспективе и уступают тем очевидным преимуществам внедрения, которые можно оценить уже сейчас.

Позиции Российской Федерации в различных отчетах и рейтингах инновационного развития, отражающих текущее состояние научных исследований, разработки и внедрения ИИ-решений, демонстрируют отставание, несмотря на сильную отечественную физико-математическую школу и наличие крупных технологических компаний. Осознавая важность развития технологий как одного из драйверов развития экономики, а также необходимость обеспечить технологический суверенитет в сфере искусственного интеллекта, должностные лица стали формировать повестку, стимулирующую развитие технологий ИИ с целью достижения мировых лидерских позиций.

Однако реализация технологической повестки невозможна без вовлечения частного сектора экономики, ведь разработка и внедрение ИИ-решений в конечном итоге реализуется ресурсами бизнеса и проводимая политика должна опираться на партнерство с представителями высокотехнологичной отрасли.

Основой для такого партнерства с индустрией стала не только финансовая поддержка отрасли, но и изменение образовательных стандартов, поддержка научных исследований, снятие нормативных барьеров и др. В результате в настоящий момент коммерческие компании вовлечены в реализацию отдельных мероприятий публичной повестки.

Возникшая взаимодополняемость нашла отражение в нескольких публично-частных активностях в мероприятиях которых присутствуют и вопросы нормативного регулирования отношений, возникающих в связи с применением технологии ИИ.

Задача данной статьи исследовать такие активности и мероприятия, связанные с разработкой нормативно-правовых актов, а также обозначить некоторые иные формы развития отрасли ИИ, в том числе вопросы нормативно-технического регулирования.

 

 

Ключевые словаИскусственный интеллект, национальная технологическая инициатива, Цифровая экономика, Федеральные проекты, Техническое регулирование
Получено04.04.2020
Кол-во символов44361
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Отдельные аспекты государственной политики в сфере развития технологии искусственного интеллекта

2 Редакция от 28 февраля 2019 г.
3
Автор: Кислый Валентин Анатольевич, руководитель проектов Центра по регуляторному сопровождению цифровых проектов ПАО «МТС» CC BY-NC-ND Attribution Non-Commercial No Derivatives Ключевые слова: Искусственный интеллект, НТИ, Цифровая экономика, Федеральные проекты, Техническое регулирование Ссылка на документ
4 Оглавление
5

Вступление

В последние несколько лет заметен обоснованный интерес к технологиям искусственного интеллекта (ИИ). Их применение становится источником значительных потенциальных выгод, а внедрение в экономической и социальных сферах способно повысить эффективность бизнеса, а также улучшить качество жизни и благосостояния общества.1 Хотя некоторые авторы и отмечают опасение по поводу возможных социальных проблем, связанных с высвобождением рабочих мест при внедрении решений с применением ИИ, тем не менее данные последствия находятся в отдаленной перспективе и уступают тем очевидным преимуществам внедрения, которые можно оценить уже сейчас. Позиции Российской Федерации в различных отчетах и рейтингах инновационного развития, отражающих текущее состояние научных исследований, разработки и внедрения ИИ-решений, демонстрируют отставание, несмотря на сильную отечественную физико-математическую школу и наличие крупных технологических компаний.2 Осознавая важность развития технологий как одного из драйверов развития экономики, а также необходимость обеспечить технологический суверенитет в сфере искусственного интеллекта, должностные лица стали формировать повестку, стимулирующую развитие технологий ИИ с целью достижения мировых лидерских позиций.3 Однако реализация технологической повестки невозможна без вовлечения частного сектора экономики, ведь разработка и внедрение ИИ-решений в конечном итоге реализуется ресурсами бизнеса и проводимая политика должна опираться на партнерство с представителями высокотехнологичной отрасли. Основой для такого партнерства с индустрией стала не только финансовая поддержка отрасли, но и изменение образовательных стандартов, поддержка научных исследований, снятие нормативных барьеров и др. В результате в настоящий момент коммерческие компании вовлечены в реализацию отдельных мероприятий публичной повестки. Возникшая взаимодополняемость нашла отражение в нескольких публично-частных активностях в мероприятиях которых присутствуют и вопросы нормативного регулирования отношений, возникающих в связи с применением технологии ИИ.4 Задача данной статьи исследовать такие активности и мероприятия, связанные с разработкой нормативно-правовых актов, а также обозначить некоторые иные формы развития отрасли ИИ, в том числе вопросы нормативно-технического регулирования.
1. В качестве примера, раскрывающего столь общую формулировку, можно привести ситуацию внедрения ИИ в медицинской диагностике. В настоящее время невозможно обеспечить высококвалифицированными врачами все медицинские учреждения, особенно в удаленных регионах. Однако развитие диагностического программного обеспечения с элементами ИИ и, в частности, с применением технологии компьютерного зрения, способно значительно повысить качество диагностики, проводимое медицинским персоналом не обладающим высокой квалификацией. В конечном итоге для граждан повыситься доступность к качественной медицинской помощи. См, например: A.I. Is Learning to Read Mammograms [Электронный ресурс] // nytimes.com: Url: >>>> (дата обращения: 24.01.2020).

2. См, например, следующие рейтинги:

3. Совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // kremlin.ru: Url: >>>> (дата обращения: 07.01.2020).

4. Под публично-частными активностями понимается объединение ресурсов государства и бизнеса для реализации мероприятий, заложенных в программных документах.

1.  ■1. A.I. Is Learning to Read Mammograms [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // nytimes.com: Url: https://www.nytimes.com/2020/01/01/health/breast-cancer-mammogram-artificial-intelligence.html (40B0 >1@0I5=8O: 24.01.2020).

2. 2. Artificial Intelligence Index [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // hai.stanford.edu: Url: https://hai.stanford.edu/sites/g/files/sbiybj10986/f/ai_index_2019_report.pdf

3. 3. The Global AI Index [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // tortoisemedia.com: Url: https://www.tortoisemedia.com/intelligence/ai/

4. 4. The Global Innovation Index [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // globalinnovationindex.org Url: https://www.globalinnovationindex.org/Home

5. (40B0 >1@0I5=8O: 05.01.2020).

6. 5. !>25I0=85 ?> 2>?@>A0;>389 2 >1;0AB8 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // kremlin.ru: Url: http://kremlin.ru/events/president/news/60630 (40B0 >1@0I5=8O: 07.01.2020).

7. 6. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 29

8. 7. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 30

9. 8. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 23.03.2018 3. !482-@

10. 9. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 3 0?@5;O 2018 3. !576-@

11. 10. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 28 0?@5;O 2018 3. !830-@

12. 11. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 5

13. 12. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 21 O=20@O 2020 3. !40-@

14. 13. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 29.09.2017 !1184 л ?>@O4:5 @07@01>B:8 8 @50;870F88 ?;0=>2 ?@8OB89 (л4>@>6=KE :0@B╗) ?> A>25@H5=AB2>20=8N 70:>=>40B5;LAB20 8 CAB@0=5=8N 042 2 F5;OE >15A?5G5=8O @50;870F88 0F8>=0;L=>9 B5E=>;>38G5A:>9 8=8F80B82K 8 2=5A5=88 87B>@K5 0:BK @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88╗.

15. 14. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 549

16. 15. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 550

17. 16. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 551

18. 17. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 555

19. 18. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 05.12.2019 !1598

20. 19. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sk.ru Url: http://sk.ru/foundation/legal/m/sklegal11/23859.aspx (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

21. 20. 8=M:>=>AA88 ?>43>B>28;> ?@>5:B :>=F5?F88 @53C;8@>20=8O 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 8 @>1>B>B5E=8:8 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // economy.gov.ru Url: https://economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovilo_proekt_koncepcii_regulirovaniya_iskusstvennogo_intellekta_i_robototehniki.html (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

22. 21. @E8?>2 .., 0C2 .. л =5:>B>@KE 2>?@>A0E B5>@5B8G5A:8E >A=>20=89 @0728B8O 70:>=>40B5;LAB20 > @>1>B>B5E=8:5: 0A?5:BK 2>;8 8 ?@02>AC1J5:B=>AB8╗ // 0:>=. 2017. !5.

23. 22. AA;54>20=85 2 >1;0AB8 @0728B8O 70:>=>40B5;LAB20 > @>1>B>B5=8:5 8 :815@D878G5A:8E A8AB5?@545;5=8O ?>=OB8O :815@D878G5A:8E A8AB5@O4:0 22>40 8E 2 M:A?;C0B0F8N 8 3@0640=A:89 >1>@>B, >?@545;5=8O >B25BAB25==>AB8, 2018 3., AB@. 173-175

24. 23. л 0725 65B @>1>B =0?8A0BL A8=8N, A>740BL H5452@?╗ 0: 8A:CAAB25==K9 8=B5;;5:B CG8BAO B2>@8BL [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // meduza.io: Url: https://meduza.io/slides/razve-mozhet-robot-napisat-simfoniyu-sozdat-shedevr-kak-iskusstvennyy-intellekt-uchitsya-tvorit (40B0 >1@0I5=8O: 08.01.2020).

25. 24. 8AA5@B0F8O >@E0Ba .. =0 B5AC1J5:B=>ABL 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 2 AD5@5 ?@020 8=B5;;5:BC0;L=>9 A>1AB25==>AB8: 3@0640=A:>-?@02>2K5 ?@>1;5==K9 @5AC@A] // dis.rgiis.ru: Url: http://dis.rgiis.ru/files/dis/d40100102/Morhat/morhat_p_m_dissertaciya.pdf (40B0 >1@0I5=8O: 11.01.2020).

26. 25. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sk.ru: Url: https://sk.ru/foundation/legal/m/sklegal11/23418.aspx (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

27. 26. 5@5G5=L ?>@CG5=89 ?> 8B>3025I0=8O ?> 2>?@>A0;>389 2 >1;0AB8 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // kremlin.ru: Url: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/60748 (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

28. 27. 0:>=>?@>5:B ! 896438-7   ?@>2545=88 M:A?5@8 CAB0=>2;5=8N A?5F80;L=>3> @53C;8@>20=8O 2 F5;OE A>740=8O =5>1E>48289 4;O @07@01>B:8 8 2=54@5=8O B5E=>;>389 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 2 AC1J5:B5 >AA89A:>9 $545@0F88 - 3>@>45 D545@0;L=>3> 7=0G5=8O >A:25 8 2=5A5=88 873> 70:>=0 " ?5@A>=0;L=KE 40==KE" [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sozd.duma.gov.ru: Url: https://sozd.duma.gov.ru/bill/896438-7 (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

29. 28. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sk.ru: Url: http://sk.ru/foundation/legal/p/03.aspx (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

30. 29. @>5:B ?0A?>@B0 $  A:CAAB25==K9 8=B5;;5:B [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // data-economy.ru: Url: https://files.data-economy.ru/Protocol/Ai/AI11122019.pdf (40B0 >1@0I5=8O: 28.02.2020).

31. 30. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // iso.org: Url:https://www.iso.org/committee/6794475/x/catalogue/p/1/u/0/w/0/d/0 (40B0 >1@0I5=8O: 10.01.2020).

32. 31. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // iso.org: Url:https://www.iso.org/ru/committee/6794475/x/catalogue/p/0/u/1/w/0/d/0 (40B0 >1@0I5=8O: 10.01.2020).

33. 32. #:07 @57845=B0 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 10.10.2019 ! 490 л @0728B88 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 2 >AA89A:>9 $545@0F88╗

34. 33. >4?8A0=K A>3;0H5=8O > =0B5E=>;>38G=KE =0?@02;5=89 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // kremlin.ru: Url: http://kremlin.ru/events/president/news/60971 (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

35. 34. '5 @0728B8N 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // vedomosti.ru: Url: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/11/09/815838-alyans (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх