Регулирование политических инвестиционных рисков

 
Код статьиS013122270000620-3-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 62 Выпуск №7
Страницы48-56
Аннотация

Рассматриваются основные методы управления политическими инвестиционными рисками на корпоративном уровне, содействие со стороны государства и международные соглашения, направленные на защиту инвестиций и обеспечение прав инвесторов. Сделан вывод, что долгосрочным экономическим интересам России и защите ее зарубежных инвестиций от политических рисков отвечает расширение ее участия в развитии международно-правовой основы регулирования политических инвестиционных рисков на глобальном и региональном уровнях, а также нормализация политических отношений с ведущими развитыми странами.

 

Ключевые словаполитические риски, управление рисками, зарубежные инвестиции, санкции, защита инвестиций, страхование инвестиций, Россия, ЕС
Источник финансированияИсследование выполнено в Национальном исследовательском Институте мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-28-00097 “Оптимизация российских внешних инвестиционных связей в условиях ухудшения отношений с ЕС”).
Получено19.08.2018
Дата публикации24.08.2018
Кол-во символов31418
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ухудшение политических отношений России с развитыми странами привело к повышению рисков в деятельности российских компаний за рубежом. Оно затронуло практически все сферы внешнеэкономических связей, а особенно сильно – инвестиционную сферу, чрезвычайно чувствительную к изменениям, происходящим в международной политике. В связи с этим российским компаниям, осуществляющим инвестиции за рубежом, приходится уделять возникающим в этой связи рискам повышенное внимание. Наряду с управлением ими в рамках корпоративного риск-менеджмента, возрастает потребность компаний в содействии со стороны государства, а также в страховых услугах. В условиях внешнеполитической неопределенности повышается значение международных соглашений, заключаемых на двустороннем и многостороннем уровнях в целях защиты инвестиций и обеспечения прав инвесторов.
2

Корпоративный риск-менеджмент

3 Возрастанием внешнеполитических рисков озабочены не только российские компании, столкнувшиеся с санкциями и ухудшением восприятия России за рубежом. Аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) отмечают общее усиление ряда таких рисков. В основе лежат ослабление доверия между странами, непредсказуемость поведения ведущих мировых игроков, расширение практики вмешательства в дела других стран, нарастание националистических настроений и протекционистских тенденций во внешнеэкономической политике [1].
4 По сравнению с другими сферами экономической деятельности, например с торговлей, инвестиционные риски имеют особенно высокую цену, которая растет вместе со стоимостью проекта. В критической ситуации вывод уже сделанных капиталовложений может сопровождаться существенными потерями, либо оказаться полностью заблокированным. Поэтому инвесторы уделяют особенно большое внимание управлению рисками, или корпоративному риск-менеджменту.
5 В управлении рисками корпорации ставят перед собой в основном две цели: во-первых, уменьшить вероятность наступления рисков и, во-вторых, сократить размер возможных убытков. В той или иной степени указанные цели преследует каждый инструмент риск-менеджмента. Поэтому распределение конкретных способов управления рисками по перечисленным группам носит довольно условный характер. Как правило, все доступные инструменты, а также страхование и государственное содействие используются в комплексе, что создает синергический эффект. Риск-менеджмент является неотъемлемой частью общей стратегии компании, а “…хорошая программа управления рисками позволяет фирме оптимально координировать свою инвестиционную и финансовую политику” [2].
6 Первым шагом является выявление вероятных рисков, их анализ и сопоставление с ожидаемыми доходами. Изучению подлежит история и текущая политическая ситуация в стране, где предполагается осуществить инвестиции. Большую помощь могут оказать местные эксперты, доклады ведущих мировых исследовательских центров и международных организаций. Если страна представляет интерес для инвестиционной деятельности, далее следует создание постоянно действующей системы мониторинга рисков, охватывающей не только страну пребывания, но и всю мировую экономику.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1939

Оценка читателей: голосов 0

1. The Global Risks Report 2018. Geneva, World Economic Forum, 2018. Available at: http://reports.weforum.org/global-risks-2018/ (accessed 27.1.2018).

2. Froot K., Scharfstein D., Stein J. Risk Management: Coordinating Corporate Investment and Financing Policies. The Journal of Finance, December 1993, vol. 48, iss. 5, pp. 1629-1658. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1540-6261.1993.tb05123.x/full (accessed 27.01.2018).

3. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками. Москва, Проспект, 2003. 160 с. [Chernova G.V., Kudryavtsev A.A. Upravlenie riskami [Risk-management]. Moscow, Prospekt, 2003. 160 p.]

4. Crockford N. An Introduction to Risk Management. Cambridge, Woodhead-Faulkner, 1986. 144 p.

5. Portfolio Risk Management and Investment Policies. Thessaloniki, Black Sea Trade and Development Bank, June 6, 2013. 66 p. Available at: http://www.bstdb.org/about-us/key-documents/Porfolio_Risk_Management_and_Investments_Policies.pdf (accessed 27.01.2018).

6. Ewan R. Act Now to Minimize Your Political Risk in Foreign Markets. 16.09.2016. Available at: http://www.tradeready.ca/2016/topics/import-export-trade-management/act-now-minimize-political-risk-foreign-markets/ (accessed 27.01.2018).

7. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. Москва, Статут, 2003. 349 с. [Asoskov A.V. Pravovye formy uchastiya yuridicheskikh lits v mezhdunarodnom kommercheskom oborote [Legal forms of participation of legal entities in international commercial turnover]. Moscow, Statut, 2003. 349 p.]

8. Yackee J.W. Political Risk and International Investment Law. Duke Journal of Comparative & International Law, vol. 24, no. 3 (Spring 2014), pp. 477-500. Available at: http://scholarship.law.duke.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1406&context=djcil (accessed 27.01.2018).

9. Gordon K. Investment Guarantees and Political Risk Insurance: Institutions, Incentives and Development. OECD Investment Policy Perspectives, 2008, pp. 91-122. Available at: https://www.oecd.org/finance/insurance/44230805.pdf (accessed 27.01.2018).

10. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. Москва, Книгодел, 2006. 160 с. [Zubchenko L.A. Inostrannye investitsii [Foreign investments]. Moscow, Knigodel, 2006. 160 p.]

11. The Overseas Private Investment Corporation. Available at: https://www.opic.gov/what-we-offer/political-risk-insurance (accessed 27.01.2018).

12. Официальный сайт ЭКСАР. Available at: http://www.exiar.ru/ (accessed 27.01.2018).

13. Алексеева Т. Россия в пространстве глобального восприятия. Международные процессы, 2007, май-август, cc. 52-63. [Alekseeva T. Rossiya v prostranstve global’nogo vospriyatiya [Russia in the space of global perception]. International Trends, 2007, May-August, cc. 52-63.]

14. Back to Russia: как Минфин подготовился к возвращению капиталов. РБК, 16.01.2018. Available at: https://www.rbc.ru/economics/16/01/2018/5a5ce4f29a794720b25c196e (accessed 27.01.2018).

15. Taleb N. The Black Swan: the Impact of the Highly Improbable. NewYork, RandomHouse, 2007. 480 p.

16. Вашингтонская Конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. [Convention on the settlement of investment disputes between states and nationals of other states (In Russ.)] Available at: http://sccinstitute.com/media/69150/icsid_convention_ru.pdf (accessed 27.01.2018).

17. MIGA Annual Report 2016. Available at: https://www.miga.org/Documents/Annual_Report_2016.pdf (accessed 27.01.2018).

18. OECD Codes of Liberalisation of Capital Movements and of Current Invisible Operations. Available at: http://www.oecd.org/investment/codes.htm (accessed 27.01.2018).

19. The OECD Code of Liberalisation of Capital Movements: Recent Developments. OECD Report to the G20. April 2016. Available at: http://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/OECD-G20-Note-Code-Review-April-2016.pdf (accessed 27.01.2018).

20. Гудков И. Решение Суда ЕС по делу “Комиссия против Словакии”: хорошая новость для российских инвесторов в европейский ТЭК. Вся Европа, 2011, № 10 (59). [Gudkov I. Reshenie Suda ES po delu “Komissiya protiv Slovakii”: khoroshaya novost' dlya rossiiskikh investorov v evropeiskii TEK [Decision of the EU Court in the case “Commission vs Slovakia”: good news for Russian investors in the European energy sector]. Vsya Evropa, 2011, no. 10 (59).] Available at: http://alleuropalux.org/?p=2900 (accessed 27.01.2018).

21. Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы. Брюссель, 2004. [The Energy Charter Treaty with related documents. Brussels, 2004 (InRuss.)] Available at: http://www.encharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Legal/ECT-ru.pdf (accessed 27.01.2018).

22. Мовсумов О. Договор к Энергетической хартии и интересы российских инвесторов за рубежом. Инвестиции в России, 2001, № 1. [Movsumov O. Dogovor k Energeticheskoi khartii i interesy rossiiskikh investorov za rubezhom [The Energy Charter Treaty and the interests of Russian investors abroad]. Investitsii v Rossii, 2001, no. 1.] Available at: http://www.ivrv.ru/2001/rus/p0101/p010102.htm (accessed 27.01.2018).

23. Конопляник А., Руснак У. Энергетическая хартия без России. Ведомости, 12.04.2015. [Konoplyanik A., Rusnak U. Energeticheskaya khartiya bez Rossii [The Energy Charter without Russia]. Vedomosti, 12.04.2015.] Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/04/13/energeticheskaya-hartiya-bez-rossii (accessed 27.01.2018).

24. Москвин В.А. Вхождение инвестиционных проектов в мир социальных систем. Научный доклад. Москва, Институт экономики, 04.02.2016. [Moskvin V.A. Vkhozhdenie investitsionnykh proektov v mir sotsial'nykh system. Nauchnyi doklad [Entering of investment projects in the world of social systems.Scientific report]. Institut ekonomiki, 04.02.2016]. Available at: http://inecon.org/docs/Moskvin_paper_20160204.pdf (accessed 27.01.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх