Some aspects of state policy in the field of artificial intelligence technology

 
PIIS013207690009086-6-1
DOI10.31857/S013207690009086-6
Publication type Article
Status Approved
Authors
Affiliation: PJSC MTS
Address: Russian Federation,
Abstract

In the past few years, interest in artificial intelligence (AI) technologies has been noticeable. Their application becomes a source of significant potential benefits, and implementation in the economic and social spheres can increase business efficiency, as well as improve the quality of life and well-being of society. Although some authors note concerns about possible social problems associated with job vacancies when implementing AI solutions, nevertheless, these consequences are in the long term and are inferior to those obvious advantages of implementation that can be assessed now.

 

The positions of the Russian Federation in various reports and ratings of innovative development, reflecting the current state of scientific research, development and implementation of AI solutions, demonstrate a lag, despite the strong domestic physics and mathematics school and the presence of large technology companies. Recognizing the importance of technology development as one of the drivers of economic development, as well as the need to ensure technological sovereignty in the field of artificial intelligence, officials began to formulate an agenda that stimulates the development of AI technologies in order to achieve world leadership positions.

However, the implementation of the technological agenda is impossible without the involvement of the private sector of the economy, because the development and implementation of AI solutions is ultimately implemented by business resources and the policy should be based on partnership with representatives of the high-tech industry.

The basis for such a partnership with the industry was not only financial support for the industry, but also a change in educational standards, support for scientific research, removal of regulatory barriers, etc. As a result, commercial companies are currently involved in the implementation of certain public events.

The resulting complementarity was reflected in several public-private activities in the events of which there are also issues of regulatory regulation of relations arising in connection with the use of AI technology.

The objective of this article is to investigate such activities and activities related to the development of regulatory legal acts, as well as to outline some other forms of development of the AI industry, including regulatory and technical regulation issues.

KeywordsArtificial Intelligence, National Technology Initiative, Digital Economy, Federal Projects, Technical Regulation
Received04.04.2020
Number of characters44361
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Отдельные аспекты государственной политики в сфере развития технологии искусственного интеллекта

2 Редакция от 28 февраля 2019 г.
3
Автор: Кислый Валентин Анатольевич, руководитель проектов Центра по регуляторному сопровождению цифровых проектов ПАО «МТС» CC BY-NC-ND Attribution Non-Commercial No Derivatives Ключевые слова: Искусственный интеллект, НТИ, Цифровая экономика, Федеральные проекты, Техническое регулирование Ссылка на документ
4 Оглавление
5

Вступление

В последние несколько лет заметен обоснованный интерес к технологиям искусственного интеллекта (ИИ). Их применение становится источником значительных потенциальных выгод, а внедрение в экономической и социальных сферах способно повысить эффективность бизнеса, а также улучшить качество жизни и благосостояния общества.1 Хотя некоторые авторы и отмечают опасение по поводу возможных социальных проблем, связанных с высвобождением рабочих мест при внедрении решений с применением ИИ, тем не менее данные последствия находятся в отдаленной перспективе и уступают тем очевидным преимуществам внедрения, которые можно оценить уже сейчас. Позиции Российской Федерации в различных отчетах и рейтингах инновационного развития, отражающих текущее состояние научных исследований, разработки и внедрения ИИ-решений, демонстрируют отставание, несмотря на сильную отечественную физико-математическую школу и наличие крупных технологических компаний.2 Осознавая важность развития технологий как одного из драйверов развития экономики, а также необходимость обеспечить технологический суверенитет в сфере искусственного интеллекта, должностные лица стали формировать повестку, стимулирующую развитие технологий ИИ с целью достижения мировых лидерских позиций.3 Однако реализация технологической повестки невозможна без вовлечения частного сектора экономики, ведь разработка и внедрение ИИ-решений в конечном итоге реализуется ресурсами бизнеса и проводимая политика должна опираться на партнерство с представителями высокотехнологичной отрасли. Основой для такого партнерства с индустрией стала не только финансовая поддержка отрасли, но и изменение образовательных стандартов, поддержка научных исследований, снятие нормативных барьеров и др. В результате в настоящий момент коммерческие компании вовлечены в реализацию отдельных мероприятий публичной повестки. Возникшая взаимодополняемость нашла отражение в нескольких публично-частных активностях в мероприятиях которых присутствуют и вопросы нормативного регулирования отношений, возникающих в связи с применением технологии ИИ.4 Задача данной статьи исследовать такие активности и мероприятия, связанные с разработкой нормативно-правовых актов, а также обозначить некоторые иные формы развития отрасли ИИ, в том числе вопросы нормативно-технического регулирования.
1. В качестве примера, раскрывающего столь общую формулировку, можно привести ситуацию внедрения ИИ в медицинской диагностике. В настоящее время невозможно обеспечить высококвалифицированными врачами все медицинские учреждения, особенно в удаленных регионах. Однако развитие диагностического программного обеспечения с элементами ИИ и, в частности, с применением технологии компьютерного зрения, способно значительно повысить качество диагностики, проводимое медицинским персоналом не обладающим высокой квалификацией. В конечном итоге для граждан повыситься доступность к качественной медицинской помощи. См, например: A.I. Is Learning to Read Mammograms [Электронный ресурс] // nytimes.com: Url: >>>> (дата обращения: 24.01.2020).

2. См, например, следующие рейтинги:

3. Совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // kremlin.ru: Url: >>>> (дата обращения: 07.01.2020).

4. Под публично-частными активностями понимается объединение ресурсов государства и бизнеса для реализации мероприятий, заложенных в программных документах.

1.  ■1. A.I. Is Learning to Read Mammograms [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // nytimes.com: Url: https://www.nytimes.com/2020/01/01/health/breast-cancer-mammogram-artificial-intelligence.html (40B0 >1@0I5=8O: 24.01.2020).

2. 2. Artificial Intelligence Index [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // hai.stanford.edu: Url: https://hai.stanford.edu/sites/g/files/sbiybj10986/f/ai_index_2019_report.pdf

3. 3. The Global AI Index [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // tortoisemedia.com: Url: https://www.tortoisemedia.com/intelligence/ai/

4. 4. The Global Innovation Index [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // globalinnovationindex.org Url: https://www.globalinnovationindex.org/Home

5. (40B0 >1@0I5=8O: 05.01.2020).

6. 5. !>25I0=85 ?> 2>?@>A0;>389 2 >1;0AB8 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // kremlin.ru: Url: http://kremlin.ru/events/president/news/60630 (40B0 >1@0I5=8O: 07.01.2020).

7. 6. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 29

8. 7. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 30

9. 8. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 23.03.2018 3. !482-@

10. 9. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 3 0?@5;O 2018 3. !576-@

11. 10. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 28 0?@5;O 2018 3. !830-@

12. 11. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 5

13. 12. 0A?>@O65=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 21 O=20@O 2020 3. !40-@

14. 13. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 29.09.2017 !1184 л ?>@O4:5 @07@01>B:8 8 @50;870F88 ?;0=>2 ?@8OB89 (л4>@>6=KE :0@B╗) ?> A>25@H5=AB2>20=8N 70:>=>40B5;LAB20 8 CAB@0=5=8N 042 2 F5;OE >15A?5G5=8O @50;870F88 0F8>=0;L=>9 B5E=>;>38G5A:>9 8=8F80B82K 8 2=5A5=88 87B>@K5 0:BK @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88╗.

15. 14. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 549

16. 15. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 550

17. 16. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 551

18. 17. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 03.05.2019 ! 555

19. 18. >AB0=>2;5=85 @028B5;LAB20 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 05.12.2019 !1598

20. 19. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sk.ru Url: http://sk.ru/foundation/legal/m/sklegal11/23859.aspx (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

21. 20. 8=M:>=>AA88 ?>43>B>28;> ?@>5:B :>=F5?F88 @53C;8@>20=8O 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 8 @>1>B>B5E=8:8 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // economy.gov.ru Url: https://economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovilo_proekt_koncepcii_regulirovaniya_iskusstvennogo_intellekta_i_robototehniki.html (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

22. 21. @E8?>2 .., 0C2 .. л =5:>B>@KE 2>?@>A0E B5>@5B8G5A:8E >A=>20=89 @0728B8O 70:>=>40B5;LAB20 > @>1>B>B5E=8:5: 0A?5:BK 2>;8 8 ?@02>AC1J5:B=>AB8╗ // 0:>=. 2017. !5.

23. 22. AA;54>20=85 2 >1;0AB8 @0728B8O 70:>=>40B5;LAB20 > @>1>B>B5=8:5 8 :815@D878G5A:8E A8AB5?@545;5=8O ?>=OB8O :815@D878G5A:8E A8AB5@O4:0 22>40 8E 2 M:A?;C0B0F8N 8 3@0640=A:89 >1>@>B, >?@545;5=8O >B25BAB25==>AB8, 2018 3., AB@. 173-175

24. 23. л 0725 65B @>1>B =0?8A0BL A8=8N, A>740BL H5452@?╗ 0: 8A:CAAB25==K9 8=B5;;5:B CG8BAO B2>@8BL [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // meduza.io: Url: https://meduza.io/slides/razve-mozhet-robot-napisat-simfoniyu-sozdat-shedevr-kak-iskusstvennyy-intellekt-uchitsya-tvorit (40B0 >1@0I5=8O: 08.01.2020).

25. 24. 8AA5@B0F8O >@E0Ba .. =0 B5AC1J5:B=>ABL 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 2 AD5@5 ?@020 8=B5;;5:BC0;L=>9 A>1AB25==>AB8: 3@0640=A:>-?@02>2K5 ?@>1;5==K9 @5AC@A] // dis.rgiis.ru: Url: http://dis.rgiis.ru/files/dis/d40100102/Morhat/morhat_p_m_dissertaciya.pdf (40B0 >1@0I5=8O: 11.01.2020).

26. 25. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sk.ru: Url: https://sk.ru/foundation/legal/m/sklegal11/23418.aspx (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

27. 26. 5@5G5=L ?>@CG5=89 ?> 8B>3025I0=8O ?> 2>?@>A0;>389 2 >1;0AB8 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // kremlin.ru: Url: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/60748 (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

28. 27. 0:>=>?@>5:B ! 896438-7   ?@>2545=88 M:A?5@8 CAB0=>2;5=8N A?5F80;L=>3> @53C;8@>20=8O 2 F5;OE A>740=8O =5>1E>48289 4;O @07@01>B:8 8 2=54@5=8O B5E=>;>389 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 2 AC1J5:B5 >AA89A:>9 $545@0F88 - 3>@>45 D545@0;L=>3> 7=0G5=8O >A:25 8 2=5A5=88 873> 70:>=0 " ?5@A>=0;L=KE 40==KE" [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sozd.duma.gov.ru: Url: https://sozd.duma.gov.ru/bill/896438-7 (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

29. 28. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // sk.ru: Url: http://sk.ru/foundation/legal/p/03.aspx (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020).

30. 29. @>5:B ?0A?>@B0 $  A:CAAB25==K9 8=B5;;5:B [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // data-economy.ru: Url: https://files.data-economy.ru/Protocol/Ai/AI11122019.pdf (40B0 >1@0I5=8O: 28.02.2020).

31. 30. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // iso.org: Url:https://www.iso.org/committee/6794475/x/catalogue/p/1/u/0/w/0/d/0 (40B0 >1@0I5=8O: 10.01.2020).

32. 31. [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // iso.org: Url:https://www.iso.org/ru/committee/6794475/x/catalogue/p/0/u/1/w/0/d/0 (40B0 >1@0I5=8O: 10.01.2020).

33. 32. #:07 @57845=B0 >AA89A:>9 $545@0F88 >B 10.10.2019 ! 490 л @0728B88 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 2 >AA89A:>9 $545@0F88╗

34. 33. >4?8A0=K A>3;0H5=8O > =0B5E=>;>38G=KE =0?@02;5=89 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // kremlin.ru: Url: http://kremlin.ru/events/president/news/60971 (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

35. 34. '5 @0728B8N 8A:CAAB25==>3> 8=B5;;5:B0 [-;5:B@>==K9 @5AC@A] // vedomosti.ru: Url: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/11/09/815838-alyans (40B0 >1@0I5=8O: 11.02.2020)

Система Orphus

Loading...
Up