Растения в культуре: парадигма антропологии

 
Код статьиS086954150017411-2-1
DOI10.31857/S086954150017411-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы5-16
Аннотация

В настоящей обзорной статье авторы анализируют в исторической ретроспективе (от древности до наших дней) полифункциональность растений в культуре народов разных регионов мира, прослеживают полисемантизм, символизм, знаковость и применение в пищевой, медицинской, сакрально-магической, потестарной сферах различных видов местной флоры. Значительное внимание уделяется степени изученности каждой из этих сфер и основным направлениям исследования растений (в том числе этноботанике, или фитоантропологии) в зарубежной и отечественной академических традициях. Статья является введением к тематическому блоку, включающему работы В.Б. Колосовой, К.А. Джернигана и О.С. Беличенко, А.А. Новика и М.В. Домосилецкой, О.Д. Фаис-Леутской, В.Н. Давыдова.

Аннотация (др.)

  

Ключевые словарастения, этноботаника, фитоантропология, фитоалимургия, растительная пища, фитомедицина, биоресурсы
Источник финансированияМатериал публикуется в соответствии с планами НИР ИАЭ РАН и МАЭ РАН
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов17845
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На третий день творения сказал Бог: “…да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле… И произвела земля зелень, траву… и дерево, приносящее плод” (Бытие. Гл. 1. Ст. 11–12). Так появились растения, сыгравшие важнейшую роль в судьбе человека: они стали пищей, средством врачевания, объектом верований и поклонений, элементом магических практик, символом власти. Более того, то, что на первый взгляд казалось древнейшей этноботанической традицией или реликтом уже утраченного канона архаичного травопользования, на поверку становилось вполне востребованным и жизнеспособным культурным элементом повседневности практически во всех регионах мира.
2 Первой, предположительно, зародилась пищевая функция растений. Палеолитическая революция обусловила переход человека к охоте, неолитическая привела к развитию земледелия (Бродель 1986: 120–121). В VII–VI тыс. до н.э. началась и доместикация флоры, появились культурные виды, в первую очередь злаки, хотя потребление человеком дикорастущих растений – начало процесса фитоалимургии – датируется значительно более ранними эпохами. Этот популярный сегодня термин был введен в научный оборот итальянским врачом и ботаником Дж. Тарджони Тоццетти, опубликовавшим в 1767 г. труд “О насущной необходимости в еде. Алимургия, или способ смягчить последствия неурожаев” (Targioni Tozzetti 1988 [1767]). Не менее распространен и его синоним – фуражирование (англ. foraging), заимствованный у зоологов и экологов и обозначающий поиск или добывание животными пищи. В наши дни потребление дикорастущих растений сохраняется как эксплуатация органичного алиментарного наследия в традиционных обществах или проявляется в кулинарно-гастрономических тенденциях постмодернизма; последнее – в качестве составляющей концепции здорового образа жизни и как дань алиментарной моде (Ballarini 2018). “Промоутеров” таких веяний сегодня много, например Р. Реджепи – датско-албанский шеф-повар и совладелец модного ресторана “Noma” в Копенгагене (Foraging… s.d.), который в русле переосмысления скандинавской пищевой традиции сделал ставку на лишайники, мхи, лесные травы, корни растений, древесные грибы (Zilber, Redzepi 2020: 12), или Р. Кофоед – датский шеф-повар и ресторатор (Haist 2020; Borghese 2020).
3 Триумфальное возвращение трав, злаков и плодов в рацион Старого и Нового Света в контексте слома былой устойчивой парадигмы алиментарных ценностей, в частности востребованности мяса и его производных (Мартынова, Фаис-Леутская 2020), обусловлено многими факторами. Свою роль сыграли СМИ и социальные сети, навязывающие обществу символы статуса (Элиас 2001; Dalby A., Dalby R. 2017) и идеалы образа/внешности, к которым должны стремиться все (!). Свою лепту в популяризацию “зеленой” пищи, ранее еды неимущих (ср.: Bourdieu 1979; Элиас 2001; Lajçi 2020), внесли и повышение благосостояния в глобальном масштабе, и интерес богатого общества к “культуре бедности”, отмеченный М. Монтанари (Montanari 1997: 196). Спрос на “растительную еду” продиктован в том числе стремлением к здоровому образу жизни (Pieroni, Quave 2014) – рост потребления калорийной пищи в богатых странах мира уже в середине ХХ в. привел к ухудшению здоровья населения; ожирение и нарушение обмена веществ обрели хронический характер. Призывы к соблюдению диеты и смене рациона не прошли даром: Homo herbivorus (человек травоядный) сегодня вытесняет Homo carnivorus-а (человека плотоядного); все более популярными становятся вегетарианство, сыроедение, веганство. Не случайно именно “зелень” либо ее производные все чаще признаются типичными продуктами и становятся официальными пищевыми маркерами регионов мира, растения или их производные постоянно пополняют список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 922

Оценка читателей: голосов 0

1. Агапкина Т.А. Деревья в традиционной культуре славян: проблема системного описания // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 29–43.

2. Агапкина Т.А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: ива, верба, ракита (род Salix) // Славянский альманах. 2014. № 1–2. С. 283–302.

3. Агапкина Т.А. Символика деревьев в фольклоре и традиционной культуре славян: яблоня // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 1. С. 284–305.

4. Агапкина Т.А. Деревья в славянской народной традиции: очерки. М.: Индрик, 2019.

5. Александренков Э.Г., Фольгадо А. Маниока и касабе // Этнографическое обозрение. 1993. № 5. С. 43–55.

6. Батьянова Е.П., Бронштейн М.М. Мухомор в быту, верованиях, обрядах, искусстве народов Севера // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 46–58.

7. Воробьев Д.В. Введение к специальной теме номера // Сибирские исторические исследования. 2019а. № 1. C. 48–63.

8. Воробьев Д.В. (отв. ред. темы) Этноботаника: человек и мир флоры на Американском континенте // Сибирские исторические исследования. 2019б. № 1. С. 48–123.

9. Гайдуков А.В. Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования / Ред. Р.В. Шиженский. Нижний Новгород: Мининский ун-тет, 2016. C. 24–46.

10. Гресь Р.А. Этноботаника: отечественная и зарубежная парадигмы, направления и перспективы развития // Научный альманах. Науки о земле. 2017. № 1–3 (27). С. 317–327.

11. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965.

12. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.

13. Клеман Д. Роль растений в ритуале трясущейся палатки инну // Сибирские исторические исследования. 2019. № 1. С. 64–89.

14. Колосова В.Б. Лексика и символика славянской народной ботаники: этнолингвистический аспект. М.: Индрик, 2009.

15. Колосова В.Б. Славянская этноботаника: очерк истории // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. VI. Ч. 1 / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб.: Наука, 2010. С. 7–30.

16. Колосова В.Б., Ипполитова А.Б. (отв. ред.) Этноботаника: растения в языке и культуре. СПб.: Наука, 2010.

17. Мартынова М.Ю., Фаис-Леутская О.Д. (отв. ред.) Вкус Европы: антропологическое исследование культуры питания. М.: Кучково поле, 2020.

18. Матусовский А.А. Горький маниок (Manihot esculenta Cranz) в контексте типологии культур индигенных групп Амазонии и Оринокии // Сибирские исторические исследования. 2019. № 1. С. 102–123.

19. Станюкович М.В. “Сын бетельного ореха и листа бетеля”: символика Areca catechu и Piper betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. 2010. Т. VI. Ч. 1. С. 306–340.

20. Станюкович М.В. Черное и белое. Бетель, чернение и подпиливание зубов и колониальные предрассудки // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Маклаевский сборник. Вып. 5 / Отв. ред, сост. М.В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 243–264.

21. Степанова О.Б. Галлюциногены растительного происхождения, жевание, рот, слюна и речь в традиционной культуре селькупов // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Маклаевский сборник. СПб: МАЭ РАН, 2015. Вып. 5. С. 205–221.

22. Судник Е.М., Цивьян Т.В. Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica) // Балто-славянские исследования 1980 / Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов. М.: Наука, 1981. С. 300–317.

23. Топоров В.Н. Заметки о растительном коде основного мифа (перец, петрушка и т.п.) // Балканский лингвистический сборник / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1977. С. 196–207.

24. Топоров В.Н. К семантике мифологических представлений о грибах // Balcanica: Лингвистические исследования / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1979. С. 234–279.

25. Харитонова В.И., Ожиганова А.А., Купряшина Н.А. В поисках духовности и здоровья (новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 207. М.: ИЭА РАН, 2008.

26. Цивьян Т.В. “Повесть конопли”: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста / Отв. ред. Е.М. Судник, Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1977. С. 305–317.

27. Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2012.

28. Bensky D., Gamble A. Chinese Herbal Medicine: Materia Medica Revised Edition. Seattle: Eastland Press, 1993.

29. Bonjar S. Evaluation of Antibacterial Properties of Some Medicinal Plants Used in Iran // Journal of Ethnopharmacology. 2004 (October). No. 94 (2–3). P. 301–305.

30. Bourdieu P. La distinction. Critique sociale du jugement. Paris: Éditions de Minuit, 1979.

31. Cunnighan S. Encyclopedia of Magiсal Herbs. Woodbury: Llewellyn Publications, 1985.

32. Dalby A., Dalby R. Gifts of the Gods: A History of Food in Greece. L.: Reaktion Books, 2017.

33. Howard M. Traditional Folk Remedies. L.: Century, Ebury Press, 1987.

34. Lajçi B. Etnologji: rite, doke e zakone shqiptare. Prishtinë: Instituti Albanologjik, 2020.

35. Nunn J.F. Ancient Egyptian medicine. L.: British Museum Press, 1996.

36. Pieroni A., Quave C.L. (eds.) Ethnobotany and Biocultural Diversities in the Balkans: Perspectives on Sustainable Rural Development and Reconciliation. N.Y.: Springer, 2014.

37. Riccò I. Pluralismo terapeutico e medicina popolare: dalla segnatura alle medicine alternative // Lares. 2019. N. 3. P. 475–492.

38. Saki K. et al. An Ethnobotanical Study of Medicinal Plants with Narcotic, Sedative and Analgesic Effects in West of Iran // Journal of Biological Regulators & Homeostatic Agents. 2016. Vol. 30 (3). P. 807–810.

39. Saporetti C. Testi da Tell Yelkhi del periodo Isin-Larsa – II // Mesopotamia. Rivista di Archeologia, Epigrafia e Storia Orientale Antica. 2001. Vol. XXXVI. P. 89–102.

40. Siniscalchi V., Harper K. Food Values in Europe. L.: Bloomsbury, 2019.

41. Strmiska M.F. Modern Paganism in World Cultures // Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives / Ed. M.F. Strmiska. Santa Barbara: ABC-Clio, 2005. P. 18–22.

42. Unschuld P.U. Medicine in China: A History of Pharmaceutics. Berkeley: University of California Press, 1986.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Автамонов 1902 – Автамонов Я.А. Символика растений в великорусских песнях // Журнал Министерства народного просвещения. 1902. № 11. С. 46–101; № 12. С. 234–288.

Афанасьев 2013 – Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Академический проект, 2013. 

Бенедикт 2004 [1946] – Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. СПб.: Наука, 2004. 

Бродель 1986 – Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Т. I. М.: Прогресс, 1986.

Бытие – Книга Бытие. Гл. 1. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/biblija/bytie/txt01.html

Джарылгасинова, Крюков 1985 – Джарылгасинова Р.Ш., Крюков М.В. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М.: Наука, 1985.

Джарылгасинова, Крюков 1989 – Джарылгасинова Р.Ш., Крюков М.В. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989.

Джарылгасинова, Крюков 1993 – Джарылгасинова Р.Ш., Крюков М.В. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Восточная литература, 1993.

Зеленин 1937 – Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1937.

Золотницкий 2014 – Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. СПб.: Девриен, 1914.

Ли Ши-чжэнь 2004 – Ли Ши-чжэнь. Китайские целебные травы. Классический труд по фармакологии. М.: Центрполиграф, 2004. 

Мак-Налти 2011 – Мак-Налти У.К. Масонство: символы, тайны, учения. М.: Арт-Родник, 2011. 

Потебня 2011 – Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. М.: Книга по Требованию, 2011.

Пропп 2006 – Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: опыт историко-этнографического исследования. М.: Лабиринт, 2006.

Скраливецкий 2018 – Скраливецкий Е. Мир самурая на оправе меча. СПб.: Атлант, 2018. 

Токарев 1957 – Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX века. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

Токарев 1977 – Токарев С.А. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX в. Весенние праздники. Т. 2. М.: Наука, 1977.

Токарев 1978 – Токарев С.А. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX в. Летне-осенние праздники. Т. 3. М.: Наука, 1978.

Толстой 1995–2012 – Толстой Н.И. (ред.). Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. М.: Международные отношения, 1995–2012. 

Топоров 1982 – Топоров В.Н. Растения // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 368–371.

Фрэзер 1996 – Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 

Холл 1996 – Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-Пресс, 1996.

Элиас 2001 – Элиас Н. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 

Ballarini 2018 – Ballarini G. “Foraging”, nome nuovo per erbe antiche // AgriCulture. Fidaf. Georgofili INFO. 04.04.2018. https://www.fidaf.it/index.php/foraging-nome-nuovo-per-erbe-antiche

Borghese 2020 – Borghese A. Angelika – Plant-Based Pop-up Restaurant by Rasmus Kofoed // L’Officiel. 07.18.2020. https://www.lofficiel.at/en/travel%20&%20gourmet/angelika-plant-based-pop-up-restaurant-by-rasmus-kofoed 

Burnett, Dennis 1997 – Burnett C.J., Dennis M.D. Scotland’s Heraldic Heritage, The Lion Rejoicing. Edinburgh: The Stationery Office, 1997.

Coss, Keen 2003 – Coss P.R., Keen M.H. (eds.) Heraldry, Pageantry and Social Display in Medieval England. Woodbridge: Boydell Press, 2003.

Foraging… s.d. – Foraging: l’arte di andar per erbe // Cibo360.it. s.d. https://www.cibo360.it/alimentazione/cibi/verdura/foraging.htm (дата обращения: 15.02.2021).

Formenti 2000 – Formenti A. Fitoterapia // Le Medicine complementari / A cura di P. Bellavite et al. Milano: Utet periodoci, 2000. Р. 36–62.

Haist 2020 – Haist L. Comfort Food #13: Rasmus Kofoed – Learnings from a Shift in Focus // Die Gemeinschaft. 29.04.2020. https://die-gemeinschaft.net/en/2020/04/29/comfort-food-rasmus-kofoed-corona

Jacquart, Micheau 1990 – Jacquart D., Micheau F. La medicine arabe et l’Occident mèdièval. Paris: Maisonneuve et Larose, 1990. 

JEE n.d. – Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine // BMC. Part of Springer Nature. https://ethnobiomed.biomedcentral.com (дата обращения: 20.02.2021).

Jones 1946 – Jones W.H.S. Philosophy and Medicine in Ancient Greece. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1946.

Krishna, Amirthalingam 2014 – Krishna N., Amirthalingam M. Sacred Plants of India. L.: Penguin, 2014. 

Montanari 1997 – Montanari M. La fame e l’abbondanza. Roma-Bari: Laterza, 1997.

Naranjo 1983 – Naranjo P. Ayahuasca: Ethnomedicina y mitología. Quito: Ediciones Libri Mundi, 1983.

Plinio 1984–1985, 1986 – Plinio Secondo G. Naturalis historia/Storia Naturale. Vol. III*–III**: Botanica. Bologna: Einaudi, 1984–1985; Vol. IV: Medicina e farmacologia. Bologna: Einaudi, 1986.

Smith, MacKinnon 2007 – Smith A., MacKinnon J.B. The 100-Mile Diet. N.Y.: Random House, 2007.

Targioni Tozzetti 1988 [1767] – Targioni Tozzetti G. De alimenti urgentia. Alimurgia o sia modo di rendere men gravi le carestie. Firenze. 1767 // Bigliazzi L., Bigliazzi L. Il Giornale Agrario Toscano e l’Accademia dei Georgofili. Firenze: Parenti, 1988. P. 41–70.

Tirta 2004 – Tirta M. Mitologjia ndër shqiptarë. Tiranë: Akademia e Shkencave e Shqipërisë, Instituti i Kulturës Popullore, 2004.

Zilber, Redzepi 2020 – Zilber D., Redzepi R. The Noma Guide to Fermentation. N.Y.: Workman Publishing, 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх