Рец. на: Харючи Г.П. Вавлё Ненянг (Ваули Пиеттомин): историко-этнографические очерки. СПб., 2018

 
Код статьиS086954150013133-6-1
DOI10.31857/S086954150013133-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Харючи Г.П. Вавлё Ненянг (Ваули Пиеттомин): историко-этнографические очерки. СПб.: Историческая иллюстрация, 2018. 176 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН
Адрес: ул. Малыгина 86, Тюмень, 625026, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы194-198
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов12099
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 О народных героях написаны сотни статей и книг. Одни герои являются легендарными, как, например, Робин Гуд или Тиль Уленшпигель, другие – как Степан Разин или Емельян Пугачев – историческими. В отличие от отношения к деяниям вымышленных персонажей, оценка подвигов исторических личностей современниками и потомками далеко не всегда сводится к единому знаменателю. Одним из таких спорных героев является ненец Вавлё из рода Ненянг (в официальных источниках и фольклоре – Ваули Пиеттомин), который в 1830–1840-е годы возмущал спокойствие на Обдорском Севере. Именно о нем попыталась рассказать читателям салехардский краевед Г.П. Харючи в своей новой книге, вышедшей в 2018 г. в Санкт-Петербурге.
2 Приведем краткие сведения о Вавлё Ненянге. Происходил он из семьи, кочевавшей в низовьях р. Таз. В течение 10 лет с сообщниками грабил богатых соплеменников, отбирая у них оленей и пожитки. В 1839 г. был арестован и сослан на поселение в Сургутский уезд. Через два месяца бежал оттуда в Тазовскую тундру, собрал ватагу из малооленных ненцев и хантов и продолжил воровство и грабежи. Вавлё объявил себя старшиной над всеми инородцами Обдорской волости. Он обещал людям сместить ставленника царской власти хантыйского князя Тайшина, снизить налоги и повысить цены на пушнину. В январе 1841 г. его заманили в Обдорск, схватили и препроводили в Берёзов. После долгого следствия в 1843 г. Вавлё был осужден и сослан в Восточную Сибирь, где его следы и затерялись (Квашнин 2015).
3 Назвать книгу Г.П. Харючи сборником историко-этнографических очерков нельзя. Далеко не весь текст можно в полной мере отнести к этому виду повествования. После стандартного введения идет первая глава – “Исторический контекст”. Там кратко очерчены исторические процессы в Западной Сибири первой половины XIX в., на фоне которых действовал Вавлё. Во второй главе в описание личности героя вставлены пространные рассказы и воспоминания не только о нем, но и о других представителях рода Ненянг. Эти тексты вполне можно было бы вынести в раздел “Приложения”, а некоторые не публиковать вовсе как не имеющие прямого отношения к личности Вавлё. Третья глава посвящена собственно “движению Ваули Пиеттомина”. В четвертой главе собраны сведения о произведениях художественной литературы и искусства, в которых нашел отражение образ Вавлё Ненянга. Пятая глава почти полностью состоит из текстов протоколов разных лет об “увековечении памяти народного героя”. Их тоже можно было спокойно вынести в приложения. Далее следует Заключение, в котором нет четкого обобщения материалов. Приложения весьма разнообразны. Здесь есть фотокопии официальных документов, обложки книг о Ваули, фрагменты фольклорных текстов и произведений художественной литературы о нем. В последнем приложении, на мой взгляд, совершенно не к месту напечатаны выдержки из “Устава об управлении инородцев” 1822 г.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 686

Оценка читателей: голосов 0

1. Аюпов О.Р. Последний военный вождь или Ваули Пиеттомин: загадки и версии // Культура Ямала. № 3–4. 2001. С. 22–23.

2. Квашнин Ю.Н. Вавлё Ненянг (опыт обобщения материалов и составления родословной) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 3 (30). С. 135–145.

3. Лёзова С.В. Сибирские ненцы (самоеды) в середине XIX века: диалог кочевников и чиновников // Древности Ямала. Вып. 1. Екатеринбург: УрО РАН, 2000.

4. Пушкарёва Е.Т. Ненецкие песни-хынабцы. Сюжетика, семантика и поэтика. М.: Восточная литература РАН, 2000.

5. Felińska E. Wspomnienia z podrozy do Syberii, pobytu w Berezowie i Saratowie. T. 1. Wilno, 1852.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Ваули 1940 – Ваули Пиеттомин. Из истории социальных движений хантэ и ненцев в XIX в. // Ред. К.Е. Розанчугов. Омск: Областное гос. изд-во, 1940.

В Тазовском 2019 – В Тазовском районе открыли памятник Ваули Пиеттомину // ИА “СеверПресс”. 17.09.2019. https://sever-press.ru/2019/09/17/v-tazovskom-rajone-otkryli-pamjatnikmestnomu-robin-gudu/

Система Orphus

Загрузка...
Вверх