Bargut Oboo in Eastern Mongolia

 
PIIS086954150012352-7-1
DOI10.31857/S086954150012352-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences
Address: 6 Sakhyanovoy Str., Ulan-Ude, 670047, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№5
Pages95-109
Abstract

The focus of the article is description and identification of individual sacral objects (oboo) in Eastern Mongolia, venerated by the residents of the Bargut somon Gurban Zagal (Gurban Zagal sum, in Mongolian) of the Dornod Aymak. The research draws on the outcome of fieldwork carried out in Gurban Zagal in August 2019. Among the Bargut cult places and local traditions of worship identified, there are the sacred mountains of Tsagaan-chuluutai, or “White Stone” (Tsagaan Chuluutai oboo, in Mongolian), and Delger-munh, or “Eternal Prosperity” (Delger munh oboo, in Mongolian). An examination of traditional religious representations of the Barguts of Eastern Mongolia shows once again that the ethnic history and cult rites of the Barguts correlate with the religious-ritual system of the Buryat in the context of Mongolian traditional culture. As the field data demonstrate, in ritual practices in some places of residence of the Barguts of Eastern Mongolia, there is no special mention of “host spirits” of the Barguzin Valley and the Olkhon Islands located in Bargujin-Tokum – the historical homeland of the Barguts.

KeywordsBarguts, bargut cult places, oboo, sacral space, somon Gurban Zagal, Bogdo-uula, Barhan-uula
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation [AAAA-A17-117021310268-2]
Publication date28.12.2020
Number of characters30987
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Баргуты – одно из кочевых племен монгольского народа с древней историей. В ранних письменных памятниках эпохи государства Тан можно найти упоминания о баргутах. Материалы свидетельствуют о том, что основу формирования этого этноса составили кочевые племена ба-йе-гу и хорихан, обитавшие в древности у горы Носа (Хинганский перевал) в бассейне р. Уда (Тувшиннима 2008: 102).
2 Этнические общности, именуемые баргутами, в настоящее время компактно расселены в пределах современного Хулун-Буирского аймака Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики (далее – АРВМ КНР), расположенного в западной части Северо-Восточного Китая на границе с Россией и Монголией. Всего на территории АРВМ КНР проживают представители более чем 30 национальностей (этнических групп). Некитайцы (неханьцы) составляют примерно 12% населения, среди которого преобладают, безусловно, монгольские группы (из них: монголов – 173 тыс. человек, баргутов – 60 тыс., бурят – 7632 человека).
3 Баргуты Хулун-Буира делятся на старых (монг. хуушан барга) и новых (монг. шэнэ барга) баргутов. Численность первых не превышает 20 тыс. человек. В основном они сосредоточены в рамках самостоятельного административно-территориального образования старых баргутов (Хуушан барга хошуу) с центром в г. Баян Хурэ (Баян Хурээ балгас). Новые баргуты, общей численностью 40 тыс. человек, проживают в двух хошунах: в Восточном хошуне Новой Барги (Шэнэ Баргын Зуун Хошуу) с центром в г. Амгалан-Булаг и в Западном хошуне Новой Барги (Шэнэ Баргын Баруун Хошуу) с центром в г. Алтан-Эмээл (Там же: 6).
4 В ходе наших полевых исследований выяснилось, что сами представители этой этнической группы утверждают, что баргуты, проживающие в Восточной Монголии (сомон Гурбан Загал), являются выходцами из Северо-Восточного Китая – территории основного этнического ядра баргутов (Хулунбуирский аймак АРВМ КНР). Часть их, переселившаяся в Монголию в Дорнодский аймак с административным центром в г. Чойбалсан, образовала одноименный сомон Хулунбуир. Сегодня баргуты Монголии компактно проживают на востоке страны в сельских поселениях Гурбан Загал1 (в 800 км от столицы) и Хулунбуир (в 500 км от столицы). 1. Сум – сельская административно-территориальная единица в Монголии. В Бурятии в советское время подобное образование называлось c(h)омон и представляло собой центральную усадьбу того или иного коллективного хозяйства.
5 В работе монгольского исследователя Б. Балдана есть сведения о том, что предки баргутов сомона Гурбан Загал жили между озерами Хулун и Буйр в долине р. Оршун (Оршун гол). Именно оттуда в 1916 г. под предводительством Манлай-батора Дамдинсурэна 340 человек (87 семей) перекочевали в Монголию в сомон Гурбан Загал (Балдан 2016: 36). Характеристика отдельных групп баргутов, их основные миграции в контексте этнической истории монголов и бурят подробно рассмотрены в работах этнографа Б.Р. Зориктуева (Зориктуев 2011, 2013).
6 Актуальность исследования. Историография. Актуальным представляется изучение баргутского традиционного мира через сакральные объекты. Значительная часть культовых мест находится на северо-востоке АРВМ КНР (в пределах Хулунбуирского аймака), некоторые расположены в восточных областях Монголии (в пределах Дорнодского аймака). Наше исследование отвечает современным этнографическим тенденциям, характеризующимся ростом интереса к локальной обрядовой традиции групп, находящихся вдали от основного этнического ядра, в частности, к историческим корням и традиционной культуре баргутов. По словам руководителя баргутской общины Монголии Ж.Л. Гомбо, “все это просто обязывает проводить исследования в любом формате, продолжать встречи с представителями баргутских этнических групп”. Ж.Л. Гомбо утверждает, что на сегодня общая численность баргутов Монголии и Внутренней Монголии КНР приближается к 95 тыс. человек (ПМА 2019б).

Number of purchasers: 0, views: 174

Readers community rating: votes 0

1. Abaeva, L.L. 1992. Kul’t gor i buddizm v Buriatii (evoliutsiia verovanii i kul’tov selenginskikh buriat) [The Mountains Cult and Buddhism in Buryatia: The Evolution of Convictions and Cults of the Selenga Buryats]. Moscow: Nauka.

2. Adiaa, B.B. 2015. Mongol garvaltny ug iazguuryn oillogo [Explanations of the Descent of Mongolian People. P. 5]. Ulaanbaatar: Arvin sudar.

3. Badamkhatan, S., and G. Tserenkhand, eds. 2012. Mongol Ulsyn ugsaatny zui (mongol, tureg, khamnigan ovogt ugsaatny zui) (XIX–XX zuuny zaag ue). T. III [Ethnography of Mongolian Peoples (Mongolian, Turkic, Evenkian Ethnos: The 19–20th Centuries). Vol. III]. Ulaanbaatar: Monsudar, 2012.

4. Baiardalai. 2009. Khuuchin bargachuudyn bөөgiin shashin shүtleg. Khөlөnbuiryn barga [Shaman Beliefs of Old Barguts: Barguts of the Hulunbuirsky Region]. Khulunbuir: Өvөr Mongolyn soelyn khevleliin khoroo.

5. Baldan, B. 2016. Istoricheskii obzor proiskhozhdeniia bargutov [Historical Survey of the Origin of the Barguts]. In Barguty: istoriia i sovremennost’ [Barguts: History and Modernity], edited by B.V. Bazarov, 31–39. Irkutsk: Ottisk.

6. Bazarov, B.V., ed. 2016. Barguty: istoriia i sovremennost’ [Barguts: History and Modernity]. Irkutsk: Ottisk.

7. Dalai, Ch. 1959. Mongolyn bөөgiin mөrgөliin tovch tuukh. T. I (5) [Brief History of Mongolian Shamanism. Vol. I (5)]. Ulaanbaatar: Shinzhlekh Ukhaan; Deed Bolovsrolyn Khureelengiin Erdem Shingelgeenii khevleliin gazar.

8. Dugarov, D.S. 1991. Istoricheskie korni belogo shamanstva (na materiale obriadovogo fol’klora buriat) [Historical Roots of White Shamanism (On the Material of Rite Folklore Buryats)]. Moscow: Nauka.

9. Galdanova, G.R., N.L. Zhukovskaia, and G.N. Ochirova. 1987. Kul’t Daian Derkhe v Mongolii i Buriatii [Cult Dayan Derhe in Mongolia and Buryatia]. In Traditsionnye verovaniia i byt narodov Sibiri. XIX – nachalo XX v. [Traditional Beliefs and Life of the Peoples of Siberia: 19th – Early 20th Century], edited by I.N. Gemuev and A.M. Sagalaev, 52–64. Novosibirsk: Nauka.

10. Ganbold, M. 2001. Altain uriankhain ulamzhlalt shүtleg [Traditional Beliefs of Altai Uryanhaians]. Ulaanbaatar: Soembo Printing.

11. Gomboev, B.Ts. 2006. Kul’tovye mesta Barguzinskoi doliny [Kult Places of Barguzinsky Valley]. Ulan-Ude: Izdatel’sko-poligraficheskii kompleks FGOU VPO VSGAKI.

12. Konovalov, P.B. 2016. Bargudzhin-Tokum i etnicheskaia genealogiia buriat [Bargujin-Tokum and Ethnic Genealogy Buryats]. In Barguty: istoriia i sovremennost’ [Barguts: History and Modernity]. Irkutsk: Ottisk.

13. Miagmarsambuu, T.G. 2018. Bargyn tuukh, ugsaatny zui. Т. II [History and Ethnography of Barguts. Vol. 2]. Ulaanbaatar: Soembo Printing.

14. Miiagasheva, S.B. 2016. Obriad pochitaniia oboo u starykh bargutov kak faktor etnicheskoi identifikatsii [The Rite of Honoring Oboo at Old Barguts as a Factor of Ethnic Identification]. Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta 15: 35–47. http://izvestiageoarh.isu.ru/ru/article/file?id=25

15. Mikhailov, T.M. 1980. Iz istorii buriatskogo shamanizma (s drevneishikh vremen po XVIII v.) [From the History of Buryat Shamanism (From Ancient Times to the 18th Century)]. Novosibirsk: Nauka.

16. Nanzatov, B.Z. 2016. K voprosu o rannei etnicheskoi istorii bargu-buriatskoi obshchnosti [To the Question of the Early Ethnic History of the Bargu-Burat Community]. Oriental Studies 1: 99–106. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-23-1-99-106

17. Navaan, D. 1980. Ertnii mongolyn tuukhiin dursgalnuud [Historical Notes on Ancient Mongols]. Ulaanbaatar: BNMAU-un Soölyn yaamna hevlel.

18. Nimaev, D.D. 1993. O srednevekovykh khori i bargutakh [On Medieval Hori’s and Barguts]. In Etnicheskaia istoriia narodov Yuzhnoi Sibiri i Tsentral’noi Azii [Ethnic History of the Peoples of South Siberia and Central Asia], edited by B.R. Zoriktuev, 144–166. Novosibirsk: Nauka.

19. Nimaev, D.D. 2000. Buriaty: etnogenez i etnicheskaia istoriia [Buryats: Ethnogenesis and Ethnic History]. Ulan-Ude: Izdatel’sko-poligraficheskii kompleks VSGAKI.

20. Өlzii, Kh.Zh. 1999. Barga Mongolyn tүүkh. Ugsaatny zuin sudalgaand zoriulav [History of Bargut of Mongolia: It is Devoted to Ethnographic Researches]. Ulaanbaatar: Sodpress.

21. Sodnomtseren, Kh. 2016. Barga mongolchuud [Barga Mongoly]. In Barguty: istoriia i sovremennost’ [Barguts: History and Modernity], edited by B.V. Bazarov, 15–25. Irkutsk: Ottisk.

22. Sukhbaatar, G. 1971. Sian’bi naryn ugsaa garal, soel, azh akhui, niigmiin baiguulal (nen ertenees m.e. IV zuun) [Xianbi: Ethnic Origin, Culture and Life, Social Structure (From Ancient Times to the 4th Century]. Ulaanbaatar: Shinzhlekh Ukhaany Akademiin Khevlel.

23. Tserenkhand, G. 2012. Barga. Ugsaa – tuukhiin toim [(Barguts: General Overview of History and Ethnography]. In Mongol Ulsyn ugsaatny zui (Mongol, tureg, khamnigan ovogt ugsaatny zui)(XIX–XX zuuny zaag ue). III bot’ [Ethnography of Mongolian Peoples (Mongolian, Turkic, Evenkian Ethnos. The 19th–20th Centuries. P. III], edited by S. Badamkhatan and G. Tserenkhand, 101–153. Ulaanbaatar: Monsudar.

24. Tserensodnom, D. 1997. Mongolyn burkhany shashny uran zokhiol (Terguun devter) [Mongolian Buddhism: Writings and Texts. Bk. 1]. Ulaanbaatar: Моngolyn Shinzhlekh ukhaany akademiin hevlel.

25. Tuvshinniam, G. 1985. Bargachuudyn tүүkhen irelt [History of Origin of Bargut]. Khailaar: Өvөr Mongolyn soelyn khevleliin khoroo.

26. Tuvshinniam, G. 2008. Istoriia proiskhozhdeniia bargutov [History of Barguts Origin]. Ulan-Ude: Izdatel’stvo BNTs SO RAN.

27. Zhukovskaia, N.L. 2002. Kochevniki Mongolii. Kul’tura. Traditsii. Simvolika [Nomads of Mongolia: Culture, Traditions, Symbolics]. Moscow: Vostochnaia literatura.

28. Zoriktuev, B.R. 2011. Aktual’nye problemy etnicheskoi istorii mongolov i buriat [Topical Problems of Ethnic History of Mongols and Buryats]. Moscow: Vostochnaia literatura.

29. Zoriktuev, B.R. 2013. Zagadki istorii starykh bargutov Kitaia [Mysteries of the History Old Barguts of China]. Novye issledovaniia Tuvy 3: 95–111. https://www.tuva.asia/journal/issue_19/6482-zoriktuev.html



Additional sources and materials

Источники и материалы

БАМРС 2002 – Большой академический монгольско-русский словарь: В 4 т. Т. 4, Х–Я / Отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2002.

БРС 1973 – Бурятско-русский словарь / Сост. К.М. Черемисов. М.: Советская энциклопедия, 1973.

Ванчикова, Миягашева 2017 – Ванчикова Ц.П., Миягашева С.Б. Летопись О. Амаржаргала “О происхождении и историческом развитии барга-бурят” как источник интерпретации этнической истории традиционной культуры барга-бурятской общности // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 4. С. 179–189. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2017-12-4-179-189

ПМА 1993 – Полевые материалы автора. Экспедиция в с. Эдэрмэг Кижингинского р-на, Бурятия. Июнь 1993 г. (информант: Шагдаров Нима, 1920 г.р.).

ПМА 2015 – Полевые материалы автора. Экспедиция в села Улюн (Баргузинский р-он), Курумкан (Курумканский р-он), Бурятия. Июнь 2015 г. (информанты: Хобраков Борис, 1957 г.р.; Дармаев Банзар, 1953 г.р.; Базаров Бадма, 1958 г.р.).

ПМА 2019а – Полевые материалы автора. Экспедиция в сомон Гурбан Загал Дорнодский аймак, Восточная Монголия. Август 2019 г. (информанты: Д. Батмунх, 1952 г.р.; Д. Туул, 1949 г.р.; Ч. Жамсаран, 1953 г.р.; А. Тудэбдорж, 1959 г.р.; Л. Сосорбурам, 1948 г.р.; Санжи, 1969 г.р.; Ч. Батдэлгэр, 1989 г.р.; Д. Доржбаатар, 1968 г.р.; С. Галбадрах, 1993 г.р.; Д. Гомбодорж, 1990 г.р.).

ПМА 2019б – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Улан-Батор, Монголия. Август 2019 г. (информант: Ж.Л. Гомбо, 1949 г.р.).

Система Orphus

Loading...
Up