Баргутские обоо в Восточной Монголии

 
Код статьиS086954150012352-7-1
DOI10.31857/S086954150012352-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН)
Адрес: ул. Сахьяновой 6, Улан-Удэ, 670047, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы95-109
Аннотация

Статья посвящена описанию отдельных сакральных объектов (обоо), которые нам удалось выявить в ходе этнографической поездки (17–20 августа 2019 г.) в баргутский сомон Гурбан Загал (монг. Гурбан Загал сум) Дорнодского аймака в Восточной Монголии. Нам удалось зафиксировать локальную обрядовую традицию поклонения священным горам “Белый камень” (монг. Цагаан Чулуутай обоо) и “Вечное процветание” (монг. Дэлгэр мөнх обоо). Предварительное знакомство с традиционными религиозными представлениями баргутов Восточной Монголии еще раз подтвердило, что их этническая история и культовая обрядность коррелируют с религиозно-обрядовой системой бурят в контексте монгольской традиционной культуры. Как показывают полевые материалы, в отдельных местах компактного проживания баргутов Восточной Монголии в обрядовой практике не упоминаются духи-хозяева Баргуджин токум – исторической родины баргутов (Баргузинская долина и о-в Ольхон – современные территории Республики Бурятия и Иркутской обл.).

Ключевые словабаргуты, баргутские культовые места, обоо, сакральное пространство, сомон Гурбан Загал, Богдо-уула, Бархан-уула
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Государственное задание Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [номер госрегистрации № АААА-А17-117021310268-2] (проект XII.192.1.4)
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов30987
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Баргуты – одно из кочевых племен монгольского народа с древней историей. В ранних письменных памятниках эпохи государства Тан можно найти упоминания о баргутах. Материалы свидетельствуют о том, что основу формирования этого этноса составили кочевые племена ба-йе-гу и хорихан, обитавшие в древности у горы Носа (Хинганский перевал) в бассейне р. Уда (Тувшиннима 2008: 102).
2 Этнические общности, именуемые баргутами, в настоящее время компактно расселены в пределах современного Хулун-Буирского аймака Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики (далее – АРВМ КНР), расположенного в западной части Северо-Восточного Китая на границе с Россией и Монголией. Всего на территории АРВМ КНР проживают представители более чем 30 национальностей (этнических групп). Некитайцы (неханьцы) составляют примерно 12% населения, среди которого преобладают, безусловно, монгольские группы (из них: монголов – 173 тыс. человек, баргутов – 60 тыс., бурят – 7632 человека).
3 Баргуты Хулун-Буира делятся на старых (монг. хуушан барга) и новых (монг. шэнэ барга) баргутов. Численность первых не превышает 20 тыс. человек. В основном они сосредоточены в рамках самостоятельного административно-территориального образования старых баргутов (Хуушан барга хошуу) с центром в г. Баян Хурэ (Баян Хурээ балгас). Новые баргуты, общей численностью 40 тыс. человек, проживают в двух хошунах: в Восточном хошуне Новой Барги (Шэнэ Баргын Зуун Хошуу) с центром в г. Амгалан-Булаг и в Западном хошуне Новой Барги (Шэнэ Баргын Баруун Хошуу) с центром в г. Алтан-Эмээл (Там же: 6).
4 В ходе наших полевых исследований выяснилось, что сами представители этой этнической группы утверждают, что баргуты, проживающие в Восточной Монголии (сомон Гурбан Загал), являются выходцами из Северо-Восточного Китая – территории основного этнического ядра баргутов (Хулунбуирский аймак АРВМ КНР). Часть их, переселившаяся в Монголию в Дорнодский аймак с административным центром в г. Чойбалсан, образовала одноименный сомон Хулунбуир. Сегодня баргуты Монголии компактно проживают на востоке страны в сельских поселениях Гурбан Загал1 (в 800 км от столицы) и Хулунбуир (в 500 км от столицы). 1. Сум – сельская административно-территориальная единица в Монголии. В Бурятии в советское время подобное образование называлось c(h)омон и представляло собой центральную усадьбу того или иного коллективного хозяйства.
5 В работе монгольского исследователя Б. Балдана есть сведения о том, что предки баргутов сомона Гурбан Загал жили между озерами Хулун и Буйр в долине р. Оршун (Оршун гол). Именно оттуда в 1916 г. под предводительством Манлай-батора Дамдинсурэна 340 человек (87 семей) перекочевали в Монголию в сомон Гурбан Загал (Балдан 2016: 36). Характеристика отдельных групп баргутов, их основные миграции в контексте этнической истории монголов и бурят подробно рассмотрены в работах этнографа Б.Р. Зориктуева (Зориктуев 2011, 2013).
6 Актуальность исследования. Историография. Актуальным представляется изучение баргутского традиционного мира через сакральные объекты. Значительная часть культовых мест находится на северо-востоке АРВМ КНР (в пределах Хулунбуирского аймака), некоторые расположены в восточных областях Монголии (в пределах Дорнодского аймака). Наше исследование отвечает современным этнографическим тенденциям, характеризующимся ростом интереса к локальной обрядовой традиции групп, находящихся вдали от основного этнического ядра, в частности, к историческим корням и традиционной культуре баргутов. По словам руководителя баргутской общины Монголии Ж.Л. Гомбо, “все это просто обязывает проводить исследования в любом формате, продолжать встречи с представителями баргутских этнических групп”. Ж.Л. Гомбо утверждает, что на сегодня общая численность баргутов Монголии и Внутренней Монголии КНР приближается к 95 тыс. человек (ПМА 2019б).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 197

Оценка читателей: голосов 0

1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят). М.: Наука, 1992.

2. Адъяа Б.Б. Монгол гарвалтны уг язгуурын ойллого. Ч. 5. Улаанбаатар: Арвин судар, 2015.

3. Базаров Б.В. (ред.) Баргуты: история и современность. Иркутск: Оттиск, 2016.

4. Балдан Б. Барга угсаатны гарал уусэл туухэн тойм // Баргуты: история и современность / Отв. ред. Б.В. Базаров. Иркутск: Оттиск, 2016. C. 31–39.

5. Баярдалай. Хуучин баргачуудын бөөгийн шашин шүтлэг. Хөлөнбуйрын барга. Хулунбуйр: Өвөр Монголын соелын хэвлэлийн хороо, 2009.

6. Галданова Г.Р., Жуковская Н.Л., Очирова Г.Н. Культ Даян Дерхе в Монголии и Бурятии // Традиционные верования и быт народов Сибири. XIX – начало XX в. / Отв. ред. И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1987. С. 52–64.

7. Ганболд М. Алтайн урианхайн уламжлалт шүтлэг. Улаанбаатар: Соембо Принтинг, 2001.

8. Гомбоев Б.Ц. Культовые места Баргузинской долины. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006.

9. Далай Ч. Монголын бөөгийн мөргөлийн товч туух. Т. I. Fasc. 5. Улаанбаатар: Шинжлэх Ухаан; Дээд Боловсролын Хурээлэнгийн Эрдэм Шингэлгээний хэвлэлийн газар, 1959.

10. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991.

11. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. М.: Восточная литература, 2002.

12. Зориктуев Б.Р. Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят. М.: Восточная литература, 2011.

13. Зориктуев Б.Р. Загадки истории старых баргутов Китая // Новые исследования Тувы. Электронный журнал. 2013. № 3. C. 95–111. https://www.tuva.asia/journal/issue_19/6482-zoriktuev.html

14. Коновалов П.Б. Баргуджин-Токум и этническая генеалогия бурят // Баргуты: история и современность / Отв. ред. Б.В. Базаров. Иркутск: Оттиск, 2016.

15. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980.

16. Миягашева С.Б. Обряд почитания обоо у старых баргутов как фактор этнической идентификации // Известия Иркутского государственного университета. 2016. Т. 15. С. 35–47. http://izvestiageoarh.isu.ru/ru/article/file?id=25

17. Мягмарсамбуу Т.Г. Баргын туух, угсаатны зуй. Т. II. Улаанбаатар: Соембо Принтинг, 2018.

18. Наваан Д. Эртний монголын туухийн дурсгалнууд / Ред. дэд эрдэмтэн Д. Дорж. Улаанбаатар: БНМАУ-ын Соёлын яамны хэвлэл, 1980.

19. Нанзатов Б.З. К вопросу о ранней этнической истории баргу-бурятской общности // Oriental Studies. 2016. No. 1. P. 99–106. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-23-1-99-106

20. Нимаев Д.Д. О средневековых хори и баргутах // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии / Отв. ред. Б.Р. Зориктуев. Новосибирск: Наука, 1993. C. 144–166.

21. Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2000.

22. Өлзий Х.Ж. Барга Монголын түүх. Угсаатны зуйн судалгаанд зориулав. Улаанбаатар: Содпресс, 1999.

23. Содномцэрэн Х. Барга монголчууд // Баргуты: история и современность / Отв. ред. Б.В. Базаров. Иркутск: Оттиск, 2016. C. 15–25.

24. Сухбаатар Г. Сяньби нарын угсаа гарал, соёл, аж ахуй, нийгмийн байгуулал (нэн эртэнээс м.э. IV зуун). Улаанбаатар: Шинжлэх Ухааны Академийн Хэвлэл, 1971.

25. Тувшинням Г. Баргачуудын түүхэн ирэлт. Хайлаар: Өвөр Монголын соёлын хэвлэлийн хороо, 1985.

26. Тувшиннима Г. История происхождения баргутов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008.

27. Бадамхатан C, Цэрэнханд Г. (Эрхэлсэн) Монгол Улсын угсаатны зуй (монгол, турэг, хамниган овогт угсаатны зуй) (XIX–XX зууны зааг уе). Т. III. Улаанбаатар: Монсудар, 2012.

28. Цэрэнсодном Д. Монголын бурханы шашны уран зохиол (Тэргуун дэвтэр). Шинжлэх ухааны академийн Хэл зохиолын хурээлэн. Улаанбаатар: Шинжлэх Ухааны Академийн Хэл зохиолын хүрээлэн, 1997.

29. Цэрэнханд Г. Барга. Угсаа – туухийн тойм // Монгол Улсын угсаатны зуй (Монгол, турэг, хамниган овогт угсаатны зуй) (XIX–XX зууны зааг уе). Т. III / Эрхэлсэн С. Бадамхатан, Г. Цэрэнханд. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. Х. 101–153.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники и материалы

БАМРС 2002 – Большой академический монгольско-русский словарь: В 4 т. Т. 4, Х–Я / Отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2002.

БРС 1973 – Бурятско-русский словарь / Сост. К.М. Черемисов. М.: Советская энциклопедия, 1973.

Ванчикова, Миягашева 2017 – Ванчикова Ц.П., Миягашева С.Б. Летопись О. Амаржаргала “О происхождении и историческом развитии барга-бурят” как источник интерпретации этнической истории традиционной культуры барга-бурятской общности // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 4. С. 179–189. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2017-12-4-179-189

ПМА 1993 – Полевые материалы автора. Экспедиция в с. Эдэрмэг Кижингинского р-на, Бурятия. Июнь 1993 г. (информант: Шагдаров Нима, 1920 г.р.).

ПМА 2015 – Полевые материалы автора. Экспедиция в села Улюн (Баргузинский р-он), Курумкан (Курумканский р-он), Бурятия. Июнь 2015 г. (информанты: Хобраков Борис, 1957 г.р.; Дармаев Банзар, 1953 г.р.; Базаров Бадма, 1958 г.р.).

ПМА 2019а – Полевые материалы автора. Экспедиция в сомон Гурбан Загал Дорнодский аймак, Восточная Монголия. Август 2019 г. (информанты: Д. Батмунх, 1952 г.р.; Д. Туул, 1949 г.р.; Ч. Жамсаран, 1953 г.р.; А. Тудэбдорж, 1959 г.р.; Л. Сосорбурам, 1948 г.р.; Санжи, 1969 г.р.; Ч. Батдэлгэр, 1989 г.р.; Д. Доржбаатар, 1968 г.р.; С. Галбадрах, 1993 г.р.; Д. Гомбодорж, 1990 г.р.).

ПМА 2019б – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Улан-Батор, Монголия. Август 2019 г. (информант: Ж.Л. Гомбо, 1949 г.р.).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх