Personal Names among the Dukhobors

 
PIIS086954150010835-8-1
DOI10.31857/S086954150010835-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages84-101
Abstract

The article discusses the social, historical, and religious aspects of naming and namebook formation in the Doukhobor sect. Although the Dukhobor namebook was developing in line with the general trends in Russia, it had its own peculiarities related to the religious teaching and the long isolation of the Doukhobors from the Orthodox Russians. Having refused to use names given by priests, the Doukhobors transferred the function of naming to the midwife; instead of utilizing the Church calendar, they began using mainly the names of their ancestors and relatives. I examine the consequences of these practices, such as the narrowing of the repertoire of personal names and their higher concentration, and show the dynamics of names during the nineteenth–twentieth centuries and the structural features of the Doukhobor namebook. Attention is also drawn to the specificities of name forms characteristic of Doukhobors, which consist in the widespread use of abbreviated and affectionate names determined by the age or family and social status of each member of the community.

Keywordsreligious teaching, Doukhobors sect, naming, personal name, name forms, dynamics, repertoire
Received21.09.2020
Publication date21.09.2020
Number of characters56121
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Личное имя человека, как известно, – явление социальное, поскольку его предназначением является фиксация индивидуума в социуме. Наречение имени персонифицирует появившееся на свет существо как человека, члена коллектива, выделяя его из общности и одновременно причисляя к ней, ставя его в ряд с другими членами в рамках семьи, общины, государства. Имя является необходимой составляющей коммуникативного процесса, оно же – неотъемлемая часть образа человека, складывающегося как в глазах окружающих, так и в его собственном представлении о себе.
2 Кроме того, что имя социально, оно еще исторично, поскольку исторические процессы предопределяют динамику и направление изменений в именном репертуаре, рождая или выдвигая на авансцену одни имена и убирая на задний план или вовсе отправляя в небытие другие. Имена могут передаваться от поколения поколению, вписываясь в генеалогическую историю семей, или следовать моде, с легкостью перечеркивая все семейные традиции. Имя может быть знаком религиозной и политической принадлежности его обладателя или свидетельствовать об их отсутствии. Полифункциональность имени, представления о его роли и значении в жизни человека и общности людей, принципы его выбора и наречения – все эти аспекты будут рассмотрены в предлагаемой работе на примере религиозной секты духоборцев.
3 Духоборческая секта, отвергавшая церковь, священство, таинства, внешнюю культовую практику и ее атрибуты, являлась замкнутой этноконфессиональной и локальной общностью, с начала XIX в. отделенной от своего этноса1. По своей этнической принадлежности подавляющее большинство духоборцев – русские, хотя среди них были группы малороссов и мордвы. В ее истории можно выделить несколько периодов: XVIII в. – период, когда духоборцы жили среди православного населения; молочноводский период – с начала XIX в. и до 1841–1845 гг., когда собранные на единой территории духоборцы проживали в Таврической губернии около речки Молочные Воды; закавказский период, начавшийся выселением секты в 1841–1845 гг. из Таврии в Закавказье, где они жили до распада Советского Союза, и завершившийся растянувшимся почти на двадцать лет массовым переселением духоборцев в Российскую Федерацию. На этом историческом фоне в рамках собственных религиозных представлений складывался и изменялся антропонимикон духоборцев. 1. Чтобы остановить распространение секты, правительство с начала XIX в. пыталось изолировать духоборцев от православных, поселив их в Мелитопольском уезде Таврической губернии (указы Александра I 1802 и 1804 гг.) среди менонитских колоний и кочевников-ногайцев. В 1841–1845 гг. за отказ принять православие духоборцы были выселены в Закавказье в районы проживания армян и татар: на тот момент в Грузино-Имеретинскую губернию, а после нескольких административно-территориальных преобразований – это Ахалкалакский и Борчалинский уезды Тифлисской губернии и Елизаветпольский уезд Елизаветпольской губернии. В советское время после очередных преобразований духоборцы проживали на территории Грузинской ССР в Богдановском (ныне Ниноцминдский р-н) и Дманисском р-нах, а также в Кедабекском р-не Азербайджанской ССР.
4

Источниковая база

5 В XIX в. и вплоть до 1930-х годов у духоборцев не было каких-либо регулярных актовых записей новорожденных, и это обстоятельство лишает нас возможности делать годовые срезы в духоборческом именнике через заданные промежутки времени. Мы вынуждены использовать в качестве базы для исследования имена всех духоборцев разных возрастов, зафиксированных в четырех списках и переписях, составлявшихся с интервалом в 20-35 лет.

Number of purchasers: 1, views: 1019

Readers community rating: votes 0

1. AKR – Arxiv Kedabekskogo rajona. F. 83. Op. 1. D. 2.

2. GAOO 1 – Gosudarstvenny`j arxiv Odesskoj oblasti. F. 1. Op. 151. D. 77.

3. GAOO 2 – Gosudarstvenny`j arxiv Odesskoj oblasti. F. 1. Op. 152. D. 16.

4. GAOO 3 – Gosudarstvenny`j arxiv Odesskoj oblasti. F. 1. Op. 153. D. 9.

5. GAOO 4 – Gosudarstvenny`j arxiv Odesskoj oblasti. F. 1. Op. 154. D. 23.

6. GAOO 5 – Gosudarstvenny`j arxiv Odesskoj oblasti. F. 1. Op. 166. D. 32.

7. GMIR 1 – Gosudarstvenny`j muzej istorii religii. F. 13. Op. 1. D. 239.

8. GMIR 2 – Gosudarstvenny`j muzej istorii religii. F. 13. Op. 1. D. 240.

9. ZhK 1909 – Zhivotnaya kniga duxoborcev / Sost. V.D. Bonch-Bruevich. M., 1909.

10. MAChR – Municipal`ny`j arxiv Chernskogo rajona. Poxozyajstvenny`e knigi s. Arxangel`skoe, pos. Yuzhny`j.

11. Nekotory`e cherty` 1896 – Nekotory`e cherty` ob obshhestve duxoborcev // Russkaya starina. SPb., 1896. Avgust. S. 257–270.

12. OR RGB – Otdel rukopisej Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki. F. 369. K. 42. D. 2. L. 3.

13. PMA 1 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v s. Arxangel`skoe Chernskogo r-na Tul`skoj obl., 2000 g. (informant: P.F.B. 1947 g.r., iz s. Gorelovka Bogdanovskogo r-na, Gruziya).

14. PMA 2 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v s. Arxangel`skoe Chernskogo r-na Tul`skoj obl., 2003 g. (informanty`: P.F.B., 1947 g.r.; T.T.B, 1947 g.r.; A.M.G., 1911 g.r., iz s. Gorelovka Bogdanovskogo r-na, Gruziya).

15. PMA 3 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v pos. Mirny`j Kletnyanskogo r-na Bryanskoj obl., 2009 g. (informanty`: M.I.K., 1936 g.r.; N.S.Z., 1929 g.r., iz s. Gorelovka Bogdanovskogo r-na, Gruziya).

16. PMA 4 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v s. Slavyanka Kedabekskogo r-na, Azerbajdzhan, 2010 g. (informanty`: A.N.A., 1935 g.r.; G.T.S., 1948 g.r.).

17. PMA 5 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v s. Xleborobnoe Celinskogo r-na Rostovskoj obl., 2010 g. (informant: P.P.S., 1931 g.r., iz s. Novo-Spasskoe Kedabekskogo r-na, Azerbajdzhan).

18. PMA 6 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v s. Arxangel`skoe Chernskogo r-na Tul`skoj obl., 2013 g. (informanty`: T.I.S., 1946 g.r., iz s. Kalinino Bogdanovskogo r-na, Gruziya; P.F.B., 1947 g.r., iz s. Gorelovka Bogdanovskogo r-na, Gruziya).

19. PMA 7 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v s. Maly`j Snezhetok mkr Novy`j Pervomajskogo r-na Tambovskoj obl., 2014 g. (informanty`: T.S.Ch., 1964 g.r., iz s. Spasskoe Bogdanovskogo r-na, Gruziya; L.V.A., 1935 g.r.; P.V.G., 1935 g.r., iz s. Gorelovka Bogdanovskogo r-na, Gruziya).

20. PMA 8 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora v s. Gorelovka Ninoczmindskogo r-na, Gruziya, 2014 g. (informant: T.M.O., 1954 g.r.).

21. PMA 9 – Polevy`e materialy` avtora. Sankt-Peterburg, 2019 g. (informanty`: A.V.M., 1933 g.r., iz g. Bogdanovka Bogdanovskogo r-na, Gruziya; T.M.S., 1937 g.r., iz g. Dmanisi, Gruziya).

22. CzGIA Azerbajdzhana – Central`ny`j gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv Azerbajdzhana. F. 10. Op. 1. D. 82.

23. CzGIA Gruzii – Central`ny`j gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv Gruzii. F. 254. Op. 2. D. 233, 234, 346.

24. Kalmakoff J., Lapshinoff S. 2001 – Kalmakoff J., Lapshinoff S. Doukhobor Ship Passenger Lists 1898–1928. Crescent Valley, B.C.: Steve Lapshinoff, 2001.

25. Baklanova, E.N. 1970. Lichnye imena vologodskikh krest’ian po perepisi 1717 g. [Personal Names of Vologda Peasants According to the Census of 1717]. In Lichnye imena v proshlom, nastoiashchem, budushchem [Personal Names in the Past, Present and Future], edited by V.A. Nikonov, 308–314. Moscow: Nauka.

26. Bondaletov, V.D. 1983. Russkaia onomastika [Russian Onomastics]. Moscow: Prosveshhenie.

27. Danilina, F. 1969. Kategoriia laskatel’nosti v lichnykh imenakh i vopros o tak nazyvaemykh “sokrashchennykh” formakh imion v russkom yazyke [Category of Endearment in Personal Names and the Question of So-Called “short” Forms of Names in Russian]. In Onomastika [Onomatology], edited by V.A. Nikonov and A.V. Superanskaya, 149–161. Moscow: Nauka.

28. Nikitina, S.E. 2004. Ob imeni sobstvennom v russkikh konfessional’nykh gruppakh [About Proper Names in Russian Confessional Groups]. In Semiotika. Lingvistika. Poetika. K stoletiiu so dnia rozhdeniia А.А. Reformatskogo [Semiotics. Linguistics. Poetics. To the Centenary of the Birth of A.A. Reformatsky], edited by V.А. Vinogradov, 544–551. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury.

29. Nikonov, V.А. 1970. Zadachi i metody antroponimiki [Tasks and Methods of Anthroponymy]. In Lichnye imena v proshlom, nastoiashchem, budushchem [Personal Names in the Past, Present and Future], edited by V.A. Nikonov, 33–56. Moscow: Nauka.

30. Nikonov, V.А. 1974. Imia i Obshchestvo [The Name and Society]. Moscow: Nauka.

31. Superanskaya, А.V. 2009. Slovar’ narodnykh form russkikh imion [A Dictionary of Popular Forms of Russian Names]. Moscow: Knizhnyj dom “Librokom”.

32. Tarsukov, V.V. 1970. Аntroponimiia kupechestva g. Samara v pervoi treti XIX stoletiia po revizskim skazkam za 1834 g. [Anthroponymy of the Merchants of Samara in the First Third of the XIX Century According to Russian Census for 1834]. In Lichnye imena v proshlom, nastoiashchem, budushchem [Personal Names in the Past, Present and Future], edited by V.А. Nikonov, 301–307. Moscow: Nauka.

33. Chernyshov, V.I. 1947. Russkie umen’shitel’no-laskatel’nye lichnye imena [Russian Reduced-Affectionated Personal Names]. Russkii yazyk v shkole 4: 20–27.

34. Shhetinin, L.M. 1968. Imena i nazvaniia [Names and Titles]. Rostov-on-Don: Izdatel’stvo Rostovskogo universiteta.

35. Shhetinin, L.M. 1978. Russkie imena (ocherki po donskoi antroponimii) [Russian Names (Essays on the Don Anthroponymy)]. Rostov-on-Don: Izdatel’stvo Rostovskogo universiteta.

Система Orphus

Loading...
Up