Личные имена у духоборцев

 
Код статьиS086954150010835-8-1
DOI10.31857/S086954150010835-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы84-101
Аннотация

В работе рассмотрены социальный, исторический и религиозный аспекты имянаречения и формирования именника в секте духоборцев. Он складывался в русле общерусских тенденций, но имел свои особенности, связанные с вероучением и длительной изоляцией духоборцев от православных русских. Отказавшись от наречения имени священником, духоборцы передали эту функцию повитухе, а вместо церковного календаря стали преимущественно использовать имена предков и родственников. Автор анализирует последствия сложившейся ситуации, такие как сужение репертуара личных имен и их высокую концентрацию. В работе показана динамика имен на протяжении XIX и XX вв. и структурные особенности духоборческого именника. Также обращено внимание на специфику именных форм, характерную для духоборцев, которая заключается в широком бытовании сокращенных и ласкательных имен, определявшихся возрастом, семейным и социальным положением каждого члена сообщества.

Ключевые словарелигиозное учение, секта духоборцев, имянаречение, личное имя, формы имени, динамика, репертуар
Получено21.09.2020
Дата публикации21.09.2020
Кол-во символов56121
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Личное имя человека, как известно, – явление социальное, поскольку его предназначением является фиксация индивидуума в социуме. Наречение имени персонифицирует появившееся на свет существо как человека, члена коллектива, выделяя его из общности и одновременно причисляя к ней, ставя его в ряд с другими членами в рамках семьи, общины, государства. Имя является необходимой составляющей коммуникативного процесса, оно же – неотъемлемая часть образа человека, складывающегося как в глазах окружающих, так и в его собственном представлении о себе.
2 Кроме того, что имя социально, оно еще исторично, поскольку исторические процессы предопределяют динамику и направление изменений в именном репертуаре, рождая или выдвигая на авансцену одни имена и убирая на задний план или вовсе отправляя в небытие другие. Имена могут передаваться от поколения поколению, вписываясь в генеалогическую историю семей, или следовать моде, с легкостью перечеркивая все семейные традиции. Имя может быть знаком религиозной и политической принадлежности его обладателя или свидетельствовать об их отсутствии. Полифункциональность имени, представления о его роли и значении в жизни человека и общности людей, принципы его выбора и наречения – все эти аспекты будут рассмотрены в предлагаемой работе на примере религиозной секты духоборцев.
3 Духоборческая секта, отвергавшая церковь, священство, таинства, внешнюю культовую практику и ее атрибуты, являлась замкнутой этноконфессиональной и локальной общностью, с начала XIX в. отделенной от своего этноса1. По своей этнической принадлежности подавляющее большинство духоборцев – русские, хотя среди них были группы малороссов и мордвы. В ее истории можно выделить несколько периодов: XVIII в. – период, когда духоборцы жили среди православного населения; молочноводский период – с начала XIX в. и до 1841–1845 гг., когда собранные на единой территории духоборцы проживали в Таврической губернии около речки Молочные Воды; закавказский период, начавшийся выселением секты в 1841–1845 гг. из Таврии в Закавказье, где они жили до распада Советского Союза, и завершившийся растянувшимся почти на двадцать лет массовым переселением духоборцев в Российскую Федерацию. На этом историческом фоне в рамках собственных религиозных представлений складывался и изменялся антропонимикон духоборцев. 1. Чтобы остановить распространение секты, правительство с начала XIX в. пыталось изолировать духоборцев от православных, поселив их в Мелитопольском уезде Таврической губернии (указы Александра I 1802 и 1804 гг.) среди менонитских колоний и кочевников-ногайцев. В 1841–1845 гг. за отказ принять православие духоборцы были выселены в Закавказье в районы проживания армян и татар: на тот момент в Грузино-Имеретинскую губернию, а после нескольких административно-территориальных преобразований – это Ахалкалакский и Борчалинский уезды Тифлисской губернии и Елизаветпольский уезд Елизаветпольской губернии. В советское время после очередных преобразований духоборцы проживали на территории Грузинской ССР в Богдановском (ныне Ниноцминдский р-н) и Дманисском р-нах, а также в Кедабекском р-не Азербайджанской ССР.
4

Источниковая база

5 В XIX в. и вплоть до 1930-х годов у духоборцев не было каких-либо регулярных актовых записей новорожденных, и это обстоятельство лишает нас возможности делать годовые срезы в духоборческом именнике через заданные промежутки времени. Мы вынуждены использовать в качестве базы для исследования имена всех духоборцев разных возрастов, зафиксированных в четырех списках и переписях, составлявшихся с интервалом в 20-35 лет.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1020

Оценка читателей: голосов 0

1. АКР – Архив Кедабекского района. Ф. 83. Оп. 1. Д. 2.

2. ГАОО 1 – Государственный архив Одесской области. Ф. 1. Оп. 151. Д. 77.

3. ГАОО 2 – Государственный архив Одесской области. Ф. 1. Оп. 152. Д. 16.

4. ГАОО 3 – Государственный архив Одесской области. Ф. 1. Оп. 153. Д. 9.

5. ГАОО 4 – Государственный архив Одесской области. Ф. 1. Оп. 154. Д. 23.

6. ГАОО 5 – Государственный архив Одесской области. Ф. 1. Оп. 166. Д. 32.

7. ГМИР 1 – Государственный музей истории религии. Ф. 13. Оп. 1. Д. 239.

8. ГМИР 2 – Государственный музей истории религии. Ф. 13. Оп. 1. Д. 240.

9. ЖК 1909 – Животная книга духоборцев / Сост. В.Д. Бонч-Бруевич. М., 1909.

10. МАЧР – Муниципальный архив Чернского района. Похозяйственные книги с. Архангельское, пос. Южный.

11. Некоторые черты 1896 – Некоторые черты об обществе духоборцев // Русская старина. СПб., 1896. Август. С. 257–270.

12. ОР РГБ – Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 369. К. 42. Д. 2. Л. 3.

13. ПМА 1 – Полевые материалы экспедиции автора в с. Архангельское Чернского р-на Тульской обл., 2000 г. (информант: П.Ф.Б. 1947 г.р., из с. Гореловка Богдановского р-на, Грузия).

14. ПМА 2 – Полевые материалы экспедиции автора в с. Архангельское Чернского р-на Тульской обл., 2003 г. (информанты: П.Ф.Б., 1947 г.р.; Т.Т.Б, 1947 г.р.; А.М.Г., 1911 г.р., из с. Гореловка Богдановского р-на, Грузия).

15. ПМА 3 – Полевые материалы экспедиции автора в пос. Мирный Клетнянского р-на Брянской обл., 2009 г. (информанты: М.И.К., 1936 г.р.; Н.С.З., 1929 г.р., из с. Гореловка Богдановского р-на, Грузия).

16. ПМА 4 – Полевые материалы экспедиции автора в с. Славянка Кедабекского р-на, Азербайджан, 2010 г. (информанты: А.Н.А., 1935 г.р.; Г.Т.С., 1948 г.р.).

17. ПМА 5 – Полевые материалы экспедиции автора в с. Хлеборобное Целинского р-на Ростовской обл., 2010 г. (информант: П.П.С., 1931 г.р., из с. Ново-Спасское Кедабекского р-на, Азербайджан).

18. ПМА 6 – Полевые материалы экспедиции автора в с. Архангельское Чернского р-на Тульской обл., 2013 г. (информанты: Т.И.С., 1946 г.р., из с. Калинино Богдановского р-на, Грузия; П.Ф.Б., 1947 г.р., из с. Гореловка Богдановского р-на, Грузия).

19. ПМА 7 – Полевые материалы экспедиции автора в с. Малый Снежеток мкр Новый Первомайского р-на Тамбовской обл., 2014 г. (информанты: Т.С.Ч., 1964 г.р., из с. Спасское Богдановского р-на, Грузия; Л.В.А., 1935 г.р.; П.В.Г., 1935 г.р., из с. Гореловка Богдановского р-на, Грузия).

20. ПМА 8 – Полевые материалы экспедиции автора в с. Гореловка Ниноцминдского р-на, Грузия, 2014 г. (информант: Т.М.О., 1954 г.р.).

21. ПМА 9 – Полевые материалы автора. Санкт-Петербург, 2019 г. (информанты: А.В.М., 1933 г.р., из г. Богдановка Богдановского р-на, Грузия; Т.М.С., 1937 г.р., из г. Дманиси, Грузия).

22. ЦГИА Азербайджана – Центральный государственный исторический архив Азербайджана. Ф. 10. Оп. 1. Д. 82.

23. ЦГИА Грузии – Центральный государственный исторический архив Грузии. Ф. 254. Оп. 2. Д. 233, 234, 346.

24. Kalmakoff J., Lapshinoff S. 2001 – Kalmakoff J., Lapshinoff S. Doukhobor Ship Passenger Lists 1898–1928. Crescent Valley, B.C.: Steve Lapshinoff, 2001.

25. Бакланова Е.Н. Личные имена вологодских крестьян по переписи 1717 г. // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем / Отв. ред. В.А. Никонов. М.: Наука, 1970. С. 308–314.

26. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.

27. Данилина Ф. Категория ласкательности в личных именах и вопрос о так называемых “сокращенных” формах имен в русском языке // Ономастика / Ред. В.А. Никонов, А.В. Суперанская. М.: Наука, 1969. С. 149–161.

28. Никитина С.Е. Об имени собственном в русских конфессиональных группах // Семиотика. Лингвистика. Поэтика. К столетию со дня рождения А.А. Реформатского / Отв. ред. В.А. Виноградов. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 544–551.

29. Никонов В.А. Задачи и методы антропонимики // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М.: Наука, 1970. С. 33–56.

30. Никонов В.А. Имя и Общество. М.: Наука, 1974.

31. Суперанская А.В. Словарь народных форм русских имен. М.: Книжный дом “Либроком”, 2009.

32. Тарсуков В.В. Антропонимия купечества г. Самара в первой трети XIX столетия по ревизским сказкам за 1834 г. // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем / Отв. ред. В.А. Никонов. М.: Наука, 1970. С. 301–307.

33. Чернышёв В.И. Русские уменьшительно-ласкательные личные имена // Русский язык в школе. 1947. № 4. С. 20–27.

34. Щетинин Л.М. Имена и названия. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1968.

35. Щетинин Л.М. Русские имена (очерки по донской антропонимии). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1978.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх