Moscow as a Buddhist Paradise: A Buryat Delegation at the Coronation of Nicholas II

 
PIIS086954150009602-2-1
DOI10.31857/S086954150009602-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Nazarbayev University
Address: 53 Kabanbay Batyr Ave, Nur-Sultan, 010000, Republic of Kazakhstan
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages13-31
Abstract

Based on archival documents and hitherto poorly known primary sources, this paper analyzes the problem of perception and interpretation of the meaning of Russian emperors’ enthronement ceremonies by the Buriat Buddhists. The solemn coronation ritual was meant to impress representatives of the colonized peoples and convince them of the idea of superiority of the empire and the Orthodox Christianity, which served to sanctify the enthronement. A Tibetan-language poem by a Buriat Buddhist monk, who was a member of the Buriat delegation to the coronation of Nicholas II in 1896, eloquently illustrates the idea that the enthronement ceremony as a political and cultural event was more complex than one might assume. Non-Orthodox and non-Christians might not simply share the pathetic sentiments and loyalist enthusiasm about the ceremony with their Orthodox counterparts, but also give a new meaning to it within the frames of their religious worldview.

KeywordsBuriats, Kalmyks, Buddhism, coronation, Romanovs, empire, pure lands
Received18.06.2020
Publication date19.06.2020
Number of characters55944
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Коронационная церемония была важнейшим каналом, через который монархия транслировала подданным идеализированный образ правителя и империи. Р. Уортман в своем известном труде “Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии” блестяще показал, как идея верховной российской власти исторически развивалась от образа властителя, высоко возвышающегося над народной массой и отчужденного от нее, к образу государя, связанного со своим народом нерасторжимыми духовными узами (Wortman 2006). В другой своей работе “Символы империи: экзотические народы в церемонии коронации российских императоров” Р. Уортман столь же убедительно показывает, как вместе с этими трансформациями в символическом пространстве меняется и место нерусских народов России, долгое время не выделявшихся из общей массы подданных, но уже с середины XIX в. занимающих среди них особое место (Уортман 2004: 409–426). Империя постепенно осознавала, что разнообразие подданных является выразительным свидетельством ее величия. Эти метаморфозы прочитываются в особенностях церемониала, сценариях торжественных мероприятий, коронационных манифестах и описаниях, публиковавшихся в газетах, журналах и сборниках. Сам обряд восшествия монарха на престол был не просто проявлением саморефлексии властной элиты: блеск и великолепие ритуального действа, иллюминация, народные гуляния, фейерверки, театральные представления и экскурсии – все это должно было поразить воображение собравшихся, которые призваны были увезти в родные края и там ретранслировать миф о недосягаемости и превосходстве российского монарха1. 1. Вслед за P. Уортманом, А. Ремневым и О. Сухих я вижу уместным упомянуть в этой связи слова востоковеда В.В. Григорьева о том, что впечатление от визитов в столичные города России является действенным средством в культивировании в азиатских народах чувства превосходства России (см., напр.: Ремнев, Сухих 2006: 145).
2 Различные аспекты создания властью образа империи через торжественные празднества и памятные события привлекают пристальное внимание историков. Однако с пониманием того, как эти репрезентации интерпретировались самими подданными империи, имеются проблемы. Проблемы эти главным образом связаны с недостатком достоверных сведений, а потому новые источники, в которых раскрывается понимание участниками смыслов коронации и их собственного места в ней, являются весьма ценным для историков материалом2. В этой статье я представлю такой письменный источник – малоизвестное произведение бурятского буддийского ламы, который входил в состав бурятской депутации на коронацию Николая II в 1896 г. Однако, прежде чем я представлю автора и само его сочинение, следует рассказать об истории участия депутаций от буддийских народов – калмыков и бурят – в коронационных торжествах российских монархов. 2. Важность понимания того, как воспринимались имперские сигналы самими подданными, подчеркивают А. Ремнев и О. Сухих (Ремнев, Сухих 2006: 122).
3

Буддисты в коронационных торжествах в Москве.

4 Калмыцкие князья издавна принимали участие в церемониях коронования российских монархов, хотя мне не удалось найти сведений, когда именно это произошло впервые. Вместе с башкирами, татарами и казахами калмыки были самыми первыми нерусскими народами, представлявшими подвластных России “азиатцев”. В.В. Трепавлов упоминает, что Калмыцкое ханство присылало свою депутацию на коронацию Елизаветы Петровны, и можно предполагать, что практика эта началась гораздо раньше (Трепавлов 2004: 11). В описаниях торжественного шествия перед коронацией Николая I в числе других азиатских народов упоминаются и калмыки “в их воинственных нарядах, с их выразительными характеристическими лицами” (Свиньин 1871: 373). Для нас этот источник важен еще и тем, что в нем указывается, что в этом же шествии участвовал Лама калмыцкого народа Орлай-бакши. Возможно, это наиболее раннее свидетельство об участии буддийского священника в коронационных торжествах. Спустя три десятка лет другой первенствующий калмыцкий лама Гелик подал прошение об участии в коронации Александра II. Прошение сначала было отклонено с рекомендацией “отложить до другого благоприятнейшего и более свободного времени”, однако впоследствии решение было пересмотрено, и лама Гелик получил возможность принести поздравления лично императору Александру Николаевичу в Зимнем дворце (РГИА 5). Участие ламы Гелика в коронационном шествии произвело глубокое впечатление на русскую публику. Его буддийское духовное облачение, никогда прежде не виденное большинством, казалось слишком театральным: «Оригинальнее всех был старший мулла калмыцкого народа, одетый в широкий красный халат, на тонком костлявом теле, и желтая шапка на голове такого покроя, какой носят хористки в опере “Руслан и Людмила”, в замке Черномора» (В память священного коронования 1883: 56–57)3. 3. Нужно сказать, что замечания автора описания в адрес калмыцкого ламы полны едкой иронии.

Number of purchasers: 1, views: 1193

Readers community rating: votes 0

1. V pamyat` svyashhennogo koronovaniya 1883 – V pamyat` svyashhennogo koronovaniya gosudarya imperatora Aleksandra III i gosudary`ni imperatricy Marii Feodorovny`. SPb., 1883.

2. GAZK – Gosudarstvenny`j arxiv Zabajkal`skogo kraya. F. 1. Op. 1. D. 5329. Posluzhny`e spiski lam.

3. GARB 1 – Gosudarstvenny`j arxiv Respubliki Buryatiya. F. 2. Op. 2. D. 2046. Delo Selenginskoj SD o poezdke Glavnogo Tajshi Selenginskix inorodcev Zhambaltarova v Sanktpeterburg dlya podneseniya IIV xleba-soli. 22 oktyabrya 1895 g.

4. GARB 2 – Gosudarstvenny`j arxiv Respubliki Buryatiya. F. 8. Op. 4. D. 237. Rasporyazhenie o vy`delenii 400 rub. ot xorinskix buryat dlya podneseniya xleb-sol` Gosudaryu-Imperatoru v den` koronacii Nikolaya II.

5. GARB 3 – Gosudarstvenny`j arxiv Respubliki Buryatiya. F. 84. Op. 1. D. 148. Delo Vostochnoj Sibiri Mongolo-Buryatskogo Duxovenstva Bandidy` Xamby` pros`ba i. o. Voennomu Gubernatoru ZO ot 1 iyulya 1856 g.

6. GARB 4 – Gosudarstvenny`j arxiv Respubliki Buryatiya. F. 129. Op. 1. D. 3078. Delo Aginskoj stepnoj dumy` o naznachenii deputacii dlya prisutstvovaniya pri Svyashhennom Koronovanii Ix Imperatorskix Velichestv.

7. Dandaron 2006 – Dandaron B.D. Izbranny`e stat`i. Chernaya tetrad`. Materialy` k biografii. “Istoriya Kukunora” Sumpy` Kenpo / Pod red. V.M. Montlevicha. M.: Evraziya, 2006.

8. Dnevniki 2011 – Dnevniki imperatora Nikolaya II. T. I (1894–1918) / Otv. red. S.V. Mironenko. M.: Rosspe`n, 2011.

9. Zhukovskaya 2004 – Zhukovskaya N. Buryatiya i buryaty` v zhizni Moiseya Krolya. Moisej Krol`. Gody` ssy`lki. V gostyax u Svyatogo Lamy` // Vostochnaya kollekciya. 2004. № 4 (19). S. 69–80.

10. Istoriya Barguzinskoj Stepnoj dumy` 2012 – Istoriya Barguzinskoj Stepnoj dumy` v dokumentax Gosudarstvennogo arxiva Respubliki Buryatiya (1824–1903 gg.) / Sost. B.Cz. Zhalsanova, L.V. Kuras. Irkutsk, 2012.

11. Koronacionny`j sbornik 1899 – Koronacionny`j sbornik s soizvoleniya Ego Imperatorskogo Velichestva Gosudarya Imperatora izdan Ministerstvom Imperatorskogo Dvora / Sost. pod red. V.S. Krivenko. T. 1. SPb., 1899.

12. Makarov 1871 – Makarov M.N. Vospominaniya o koronacii imperatora Aleksandra I // Pamyatniki novoj russkoj istorii. T. 1. SPb., 1871.

13. NMRB 1 – Nacional`ny`j muzej Respubliki Buryatiya. Fond Samdana Cydenova. Zhigmidon B. Kontrrevolyuciya pod maskoj teokratizma (Balagatchina). E`kspoziciya Antireligioznogo muzeya.

14. NMRB 2 – Nacional`ny`j muzej Respubliki Buryatiya. Fond Samdana Cydenova.

15. Obstoyatel`noe opisanie 1744 – Obstoyatel`noe opisanie torzhestvenny`x poryadkov blagopoluchnogo vshestviya v czarstvuyushhij grad Moskvu i Svyashhennejshego koronovaniya Eya Avgustejshego Imperatorskogo Velichestva Imperatricy Elizavety` Petrovny`. SPb., 1744.

16. Ochirzhapov b.g. – Ochirzhapov Cz.M. Teokraticheskoe balagadskoe dvizhenie i banditizm po Xorinskomu ajmaku v 1917–1927 gg. Mashinopisnaya rukopis` iz lichnogo arxiva D. Dugarova.

17. Puteshestvie po Zabajkal`yu 1992 – Puteshestvie po Zabajkal`yu // “Puteshestvie na Vostok” (Gosudarya Imperatora Nikolaya II (1890–1891 gg.)). Ch. 5, Nasha Aziya. Ch. 6, Po Sibiri. V Zabajkal`e. V Irkutskom rajone / Avtor-izdatel` E`.E`. Uxtomskij. SPb.; Lejpcig: F.A. Brokgauz, 1897; g. Ulan-Ude`, 1992.

18. RGIA 1 – Rossijskij gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv. F. 132. Op. 1. D. 308. Provody` Xambo-lamy` v Verxneudinske.

19. RGIA 2 – Rossijskij gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv. F. 472. Op. 65. D. 45. Delo koronacionnoj kancelyarii № 45. Priby`tie, priem predstavitelej, prinesenie pozdravlenij, podnesenie ikon i drugix predmetov. 1895–1896 gg.

20. RGIA 3 – Rossijskij gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv. F. 473. Op. 3. D. 498. Perepiska po vy`zovu v Moskvu predstavitelej duxovenstva inostr. ispoved. 1896 g.

21. RGIA 4 – Rossijskij gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv. F. 473. Op. 3. D. 561. Spiski soslovny`x predstavitelej, prinimavshix uchastie v koronacii Nikolaya II. 1896 g.

22. RGIA 5 – Rossijskij gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv. F. 821. Op. 8. D. 1224. Delo po otnosheniyu Ministra Gosudarstvenny`x Imushhestv o priby`tii v S. Peterburg Lamy` Kalmy`czkogo naroda Gelika, dlya prineseniya vernopoddannejshego pozdravleniya, po sluchayu svyashhennogo koronovaniya Ix Imperatorskix Velichestv. 6 Avgusta 1855 g.

23. RGIA 6 – Rossijskij gosudarstvenny`j istoricheskij arxiv. F. 821. Op. 10. D. 1095. Delo o predstavlenii duxovenstvom inostranny`x ispovedanij Aleksandru III i Nikolayu II vernopoddanicheskix adresov.

24. Svin`in 1871 – Svin`in P. Istoricheskoe opisanie Svyashhennogo koronovaniya i Miropomazaniya ix imperatorskix velichestv gosudarya imperatora Nikolaya Pavlovicha i gosudary`ni imperatricy Aleksandry` Fedorovny` // Pamyatniki novoj russkoj istorii. Sbornik istoricheskix statej i materialov. Tom 1. SPb.: Tipografiya Majkova, 1871. S. 369–396.

25. Czarskij tron 2009 – Czarskij tron dlya Dmitriya Medvedeva // Inform-polis. 24.08.2009. https://www.infpol.ru/174313-tsarskiy-tron-dlya-dmitriya-medvedeva

26. CzVRK IMBT – Centr vostochny`x rukopisej i ksilografov Instituta mongolovedeniya, buddologii i tibetologii Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. Lichny`e fondy`. D. 636. Papka 10. Fond Samdana Cydenova.

27. Damdinsurung 1959 – Damdinsurung C. Mongol uran jokiyal degeji jaun bilig orosibai. Ulaanbaatar, 1959.

28. TBRC – Buddhist Digital Resource Center (www.tbrc.org). W22084. bDe ba can gyi bkod pa’i mdo. Derge Kangyur. Vol. Ja. Ff. 195v–200r.

29. Baiartueva, D.L. 2007. Tvorcheskoe i dukhovnoe nasledie buddiiskogo deiatelia Lubsan-Samdana Tsydenova [Written Heritage of the Buddhist Activist Lubsan Samdan Tsydenov]. PhD diss. Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies.

30. Chimitdorzhin, D.G. 2010. Pandito Khambo Lamy. 1764–2010 [The Pandito Khambo Lamas: 1764–2010]. Ulan-Ude, Pechatnyi dvor’.

31. Daribazaron, E.Ch. 2008. Teokraticheskoe dvizhenie v Khorinskom vedomstve Buriatii [The Theocratic Movement in Khorinsk Administrative Territory]. PhD diss. Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies.

32. Halkias, G.T., and R.K. Payne, eds. 2019. Pure Lands in Asian Texts and Contexts: An Anthology. Honolulu: University of Hawaii Press.

33. Remnev, A., and O. Sukhikh. 2008. Kazakhskie deputatsii v stsenariiakh vlasti: ot diplomaticheskikh missii k imperskim reprezentatsiiam [The Kazakh Deputations in the Scenarios of Power: From Diplomatic Missions to Imperial Representations]. Ab Imperio 1: 119–154.

34. Schorkowitz, D. 2001. The Orthodox Church, Lamaism, and Shamanism among the Buriats and Kalmyks, 1825–1925. In Of Religion and Empire. Missions, Conversion, and Tolerance in Tsarist Russia, edited by R. Geraci and M. Khodarkovsky, 201–225. Ithaca: Cornell University Press.

35. Skhimmel’pennink van der Oie, D. 2009. Navstrechu voskhodiashchemu solntsu. Kak imperskoe mifotvorchestvo privelo Rossiiu k voine s Yaponiei [Towards the Rising Sun: How Imperial Myth-Making Had Led Russia to the War with Japan]. Moscow: NLO.

36. Trepavlov, V.V. 2004. Rossiiskoe poddanstvo kalmykov v ritualakh i simvolakh (iz istorii etnicheskoi politiki XVII–XIX vv.) [Kalmyk’s Russian Subjecthood in the Rituals and Symbols]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii RAN 4: 8–19.

37. Tsyrempilov, N.V. 2013. Buddizm i imperiia. Buriatskaia buddiiskaia obshchina v Rossii (XVIII – nach. XX v.) [Buddhism and the Empire: The Buryat Buddhist Community in Russia of the 18th – Early 20th C.]. Ulan-Ude: Buriaad Mongol Nom.

38. Tsyrempilov, N. 2016. The Constitutional Theocracy of Lubsan-Samdan Tsydenov: An Attempt to Establish a Buddhist State in Transbaikalia (1918–22). State, Religion and Church 3 (2): 26–52.

39. Tsyrempilov, N. 2019. From the Faith of Lamas to Global Buddhism: The Construction of Buddhist Tradition in Russian Trans-Baikal from the Eighteenth to the Early Twentieth Century. Entangled Religions. Interdisciplinary Journal for the Study of Religious Contact and Transfer 8.

40. Wortman, R. 2004. Simvoly imperii: ekzoticheskie narody v tseremonii koronatsii rossiiskikh imperatorov [The Symbols of the Empire: Exotic Peoples in the Ceremonies of Coronation of Russian Emperors]. In Novaia imperskaia istoriia postsovetskogo prostranstva, edited by I. Gerasimov et al., 409–426. Kazan’: Tsentr issledovaniia natsionalizma i imperii.

41. Wortman, R. 2006. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Abdication of Nicholas II. Princeton: Princeton University Press.

Система Orphus

Loading...
Up