Москва как буддийский рай: бурятская депутация на коронации Николая II

 
Код статьиS086954150009602-2-1
DOI10.31857/S086954150009602-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ассоциированный профессор
Аффилиация: Назарбаев университет
Адрес: пр. Кабанбай-батыра 53, блок 8, Нур-Султан, 010000, Казахстан
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы13-31
Аннотация

В данной статье на материалах архивных документов и малоизвестных первичных источников анализируется проблема рецепции и интерпретации российскими буддистами смысла российских коронационных торжеств. Торжественная церемония восшествия российских императоров на престол была призвана поражать воображение подвластных народов и внушать им мысль о превосходстве империи и православной религии, с которой тесным образом был связан коронационный обряд. Тибетоязычная поэма бурятского буддийского монаха, являвшегося членом бурятской депутации на коронацию Николая II в 1896 г., выразительно иллюстрирует идею о том, что коронация как политическое и культурное явление обладала большей сложностью, чем можно было предполагать ранее. “Иноверцы” могли не просто разделять со своими православными соотечественниками торжественный пафос и “верноподданнический экстаз” венчания на власть императора России, но и придавать ему свой смысл в рамках собственного религиозного мировоззрения.

Ключевые словабуряты, калмыки, буддизм, коронация, Романовы, империя, чистые земли
Получено18.06.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов55944
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Коронационная церемония была важнейшим каналом, через который монархия транслировала подданным идеализированный образ правителя и империи. Р. Уортман в своем известном труде “Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии” блестяще показал, как идея верховной российской власти исторически развивалась от образа властителя, высоко возвышающегося над народной массой и отчужденного от нее, к образу государя, связанного со своим народом нерасторжимыми духовными узами (Wortman 2006). В другой своей работе “Символы империи: экзотические народы в церемонии коронации российских императоров” Р. Уортман столь же убедительно показывает, как вместе с этими трансформациями в символическом пространстве меняется и место нерусских народов России, долгое время не выделявшихся из общей массы подданных, но уже с середины XIX в. занимающих среди них особое место (Уортман 2004: 409–426). Империя постепенно осознавала, что разнообразие подданных является выразительным свидетельством ее величия. Эти метаморфозы прочитываются в особенностях церемониала, сценариях торжественных мероприятий, коронационных манифестах и описаниях, публиковавшихся в газетах, журналах и сборниках. Сам обряд восшествия монарха на престол был не просто проявлением саморефлексии властной элиты: блеск и великолепие ритуального действа, иллюминация, народные гуляния, фейерверки, театральные представления и экскурсии – все это должно было поразить воображение собравшихся, которые призваны были увезти в родные края и там ретранслировать миф о недосягаемости и превосходстве российского монарха1. 1. Вслед за P. Уортманом, А. Ремневым и О. Сухих я вижу уместным упомянуть в этой связи слова востоковеда В.В. Григорьева о том, что впечатление от визитов в столичные города России является действенным средством в культивировании в азиатских народах чувства превосходства России (см., напр.: Ремнев, Сухих 2006: 145).
2 Различные аспекты создания властью образа империи через торжественные празднества и памятные события привлекают пристальное внимание историков. Однако с пониманием того, как эти репрезентации интерпретировались самими подданными империи, имеются проблемы. Проблемы эти главным образом связаны с недостатком достоверных сведений, а потому новые источники, в которых раскрывается понимание участниками смыслов коронации и их собственного места в ней, являются весьма ценным для историков материалом2. В этой статье я представлю такой письменный источник – малоизвестное произведение бурятского буддийского ламы, который входил в состав бурятской депутации на коронацию Николая II в 1896 г. Однако, прежде чем я представлю автора и само его сочинение, следует рассказать об истории участия депутаций от буддийских народов – калмыков и бурят – в коронационных торжествах российских монархов. 2. Важность понимания того, как воспринимались имперские сигналы самими подданными, подчеркивают А. Ремнев и О. Сухих (Ремнев, Сухих 2006: 122).
3

Буддисты в коронационных торжествах в Москве.

4 Калмыцкие князья издавна принимали участие в церемониях коронования российских монархов, хотя мне не удалось найти сведений, когда именно это произошло впервые. Вместе с башкирами, татарами и казахами калмыки были самыми первыми нерусскими народами, представлявшими подвластных России “азиатцев”. В.В. Трепавлов упоминает, что Калмыцкое ханство присылало свою депутацию на коронацию Елизаветы Петровны, и можно предполагать, что практика эта началась гораздо раньше (Трепавлов 2004: 11). В описаниях торжественного шествия перед коронацией Николая I в числе других азиатских народов упоминаются и калмыки “в их воинственных нарядах, с их выразительными характеристическими лицами” (Свиньин 1871: 373). Для нас этот источник важен еще и тем, что в нем указывается, что в этом же шествии участвовал Лама калмыцкого народа Орлай-бакши. Возможно, это наиболее раннее свидетельство об участии буддийского священника в коронационных торжествах. Спустя три десятка лет другой первенствующий калмыцкий лама Гелик подал прошение об участии в коронации Александра II. Прошение сначала было отклонено с рекомендацией “отложить до другого благоприятнейшего и более свободного времени”, однако впоследствии решение было пересмотрено, и лама Гелик получил возможность принести поздравления лично императору Александру Николаевичу в Зимнем дворце (РГИА 5). Участие ламы Гелика в коронационном шествии произвело глубокое впечатление на русскую публику. Его буддийское духовное облачение, никогда прежде не виденное большинством, казалось слишком театральным: «Оригинальнее всех был старший мулла калмыцкого народа, одетый в широкий красный халат, на тонком костлявом теле, и желтая шапка на голове такого покроя, какой носят хористки в опере “Руслан и Людмила”, в замке Черномора» (В память священного коронования 1883: 56–57)3. 3. Нужно сказать, что замечания автора описания в адрес калмыцкого ламы полны едкой иронии.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1212

Оценка читателей: голосов 0

1. В память священного коронования 1883 – В память священного коронования государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Феодоровны. СПб., 1883.

2. ГАЗК – Государственный архив Забайкальского края. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5329. Послужные списки лам.

3. ГАРБ 1 – Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 2. Оп. 2. Д. 2046. Дело Селенгинской СД о поездке Главного Тайши Селенгинских инородцев Жамбалтарова в Санктпетербург для поднесения ИИВ хлеба-соли. 22 октября 1895 г.

4. ГАРБ 2 – Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 8. Оп. 4. Д. 237. Распоряжение о выделении 400 руб. от хоринских бурят для поднесения хлеб-соль Государю-Императору в день коронации Николая II.

5. ГАРБ 3 – Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 84. Оп. 1. Д. 148. Дело Восточной Сибири Монголо-Бурятского Духовенства Бандиды Хамбы просьба и. о. Военному Губернатору ЗО от 1 июля 1856 г.

6. ГАРБ 4 – Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 129. Оп. 1. Д. 3078. Дело Агинской степной думы о назначении депутации для присутствования при Священном Короновании Их Императорских Величеств.

7. Дандарон 2006 – Дандарон Б.Д. Избранные статьи. Черная тетрадь. Материалы к биографии. “История Кукунора” Сумпы Кенпо / Под ред. В.М. Монтлевича. М.: Евразия, 2006.

8. Дневники 2011 – Дневники императора Николая II. Т. I (1894–1918) / Отв. ред. С.В. Мироненко. М.: Росспэн, 2011.

9. Жуковская 2004 – Жуковская Н. Бурятия и буряты в жизни Моисея Кроля. Моисей Кроль. Годы ссылки. В гостях у Святого Ламы // Восточная коллекция. 2004. № 4 (19). С. 69–80.

10. История Баргузинской Степной думы 2012 – История Баргузинской Степной думы в документах Государственного архива Республики Бурятия (1824–1903 гг.) / Сост. Б.Ц. Жалсанова, Л.В. Курас. Иркутск, 2012.

11. Коронационный сборник 1899 – Коронационный сборник с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора издан Министерством Императорского Двора / Сост. под ред. В.С. Кривенко. Т. 1. СПб., 1899.

12. Макаров 1871 – Макаров М.Н. Воспоминания о коронации императора Александра I // Памятники новой русской истории. Т. 1. СПб., 1871.

13. НМРБ 1 – Национальный музей Республики Бурятия. Фонд Самдана Цыденова. Жигмидон Б. Контрреволюция под маской теократизма (Балагатчина). Экспозиция Антирелигиозного музея.

14. НМРБ 2 – Национальный музей Республики Бурятия. Фонд Самдана Цыденова.

15. Обстоятельное описание 1744 – Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и Священнейшего коронования Ея Августейшего Императорского Величества Императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1744.

16. Очиржапов б.г. – Очиржапов Ц.М. Теократическое балагадское движение и бандитизм по Хоринскому аймаку в 1917–1927 гг. Машинописная рукопись из личного архива Д. Дугарова.

17. Путешествие по Забайкалью 1992 – Путешествие по Забайкалью // “Путешествие на Восток” (Государя Императора Николая II (1890–1891 гг.)). Ч. 5, Наша Азия. Ч. 6, По Сибири. В Забайкалье. В Иркутском районе / Автор-издатель Э.Э. Ухтомский. СПб.; Лейпциг: Ф.А. Брокгауз, 1897; г. Улан-Удэ, 1992.

18. РГИА 1 – Российский государственный исторический архив. Ф. 132. Оп. 1. Д. 308. Проводы Хамбо-ламы в Верхнеудинске.

19. РГИА 2 – Российский государственный исторический архив. Ф. 472. Оп. 65. Д. 45. Дело коронационной канцелярии № 45. Прибытие, прием представителей, принесение поздравлений, поднесение икон и других предметов. 1895–1896 гг.

20. РГИА 3 – Российский государственный исторический архив. Ф. 473. Оп. 3. Д. 498. Переписка по вызову в Москву представителей духовенства иностр. исповед. 1896 г.

21. РГИА 4 – Российский государственный исторический архив. Ф. 473. Оп. 3. Д. 561. Списки сословных представителей, принимавших участие в коронации Николая II. 1896 г.

22. РГИА 5 – Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1224. Дело по отношению Министра Государственных Имуществ о прибытии в С. Петербург Ламы Калмыцкого народа Гелика, для принесения верноподданнейшего поздравления, по случаю священного коронования Их Императорских Величеств. 6 Августа 1855 г.

23. РГИА 6 – Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 10. Д. 1095. Дело о представлении духовенством иностранных исповеданий Александру III и Николаю II верноподданических адресов.

24. Свиньин 1871 – Свиньин П. Историческое описание Священного коронования и Миропомазания их императорских величеств государя императора Николая Павловича и государыни императрицы Александры Федоровны // Памятники новой русской истории. Сборник исторических статей и материалов. Том 1. СПб.: Типография Майкова, 1871. С. 369–396.

25. Царский трон 2009 – Царский трон для Дмитрия Медведева // Информ-полис. 24.08.2009. https://www.infpol.ru/174313-tsarskiy-tron-dlya-dmitriya-medvedeva

26. ЦВРК ИМБТ – Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Личные фонды. Д. 636. Папка 10. Фонд Самдана Цыденова.

27. Damdinsurung 1959 – Damdinsurung C. Mongol uran jokiyal degeji jaun bilig orosibai. Ulaanbaatar, 1959.

28. TBRC – Buddhist Digital Resource Center (www.tbrc.org). W22084. bDe ba can gyi bkod pa’i mdo. Derge Kangyur. Vol. Ja. Ff. 195v–200r.

29. Баяртуева Д.Л. Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова. Дисс. … канд. филос. наук. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, 2007.

30. Дарибазарон Э.Ч. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии. Дис. … канд. ист. наук. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, 2008.

31. Ремнев А., Сухих О. Казахские депутации в сценариях власти: от дипломатических миссий к имперским репрезентациям // Ab Imperio. 2006. № 1. С. 119–154.

32. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу восходящему солнцу. Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М.: НЛО, 2009.

33. Трепавлов В.В. Российское подданство калмыков в ритуалах и символах (из истории этнической политики XVII–XIX вв.) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2004. № 4. С. 8–19.

34. Уортман Р. Символы империи: экзотические народы в церемонии коронации российских императоров // Новая имперская история постсоветского пространства / Ред. И. Герасимов и др. Казань: Центр исследования национализма и империи, 2004. С. 409–426.

35. Цыремпилов Н.В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII – нач. XIX в.). Улан-Удэ: Буряад Монгол Ном, 2013.

36. Чимитдоржин Д.Г. Пандито Хамбо Ламы. 1764–2010. Улан-Удэ: Печатный дворъ, 2010.

37. Halkias G.T., Payne R.K. (ed.) Pure Lands in Asian Texts and Contexts: An Anthology. Honolulu: University of Hawaii Press, 2019.

38. Schorkowitz D. The Orthodox Church, Lamaism, and Shamanism among the Buriats and Kalmyks, 1825–1925 // Of Religion and Empire: Missions, Conversion, and Tolerance in Tsarist Russia / Eds. R. Geraci, M. Khodarkovsky. Ithaca: Cornell University Press, 2001. P. 201–225.

39. Tsyrempilov N. The Constitutional Theocracy of Lubsan-Samdan Tsydenov: An Attempt to Establish a Buddhist State in Transbaikalia (1918–22) // State, Religion and Church. 2016. Vol. 3 (2). P. 26–52.

40. Tsyrempilov N. From the Faith of Lamas to Global Buddhism: The Construction of Buddhist Tradition in Russian Trans-Baikal from the Eighteenth to the Early Twentieth Century // Entangled Religions: Interdisciplinary Journal for the Study of Religious Contact and Transfer. 2019. Vol. 8.

41. Wortman R. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Abdication of Nicholas II. Princeton: Princeton University Press. 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх