The Last Maloca: Transformation of the Communal Dwelling’s Sociocultural Role among the Matsés of Peru

 
PIIS086954150007384-2-1
DOI10.31857/S086954150007384-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Independent researcher
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№5
Pages151-168
Abstract

Until the period of peaceful contacts with the Peruvian society in the late 1960s and early 1970s, Matsés lived in communal houses – maloca – collective dwellings, in which in the recent past all members of one group were usually located. In the following decades, the tradition of constructing maloca among the Matsés was almost completely lost. Today, most Peruvian Matsés are concentrated in villages with a scattered layout and live in huts designed to house individual families. In the collective memory of Matsés, a special attitude is still maintained towards the maloca as a construction type and space that marks their ethnic and cultural identity. However, to what extent do these ideas correspond to the previous perceptions of communal housing in the society of Matsés? In Peru, there remains only one group of Matsés continuing to live in maloca. Why did these people make such a choice, preferring maloca to modern types of settlements? The article analyzes the dynamics of the internal and external social and cultural relations of this group, which helps us trace the transformation of the sociocultural role of the communal dwelling among the Peruvian Matsés.

KeywordsMatsés, maloca, Amazonia, Peru, Loboyacu river
Received29.11.2019
Publication date02.12.2019
Number of characters45729
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Сегодня большинство явлений и артефактов материальной и духовной культуры индигенов Амазонии и Оринокии подробно описано и изучено. Антропологи имеют возможность сопоставлять и анализировать их, зачастую не выходя из кабинетов. Мы достаточно хорошо представляем, как функционирует та или иная локальная традиционная культура. В связи с этим в нашем профессиональном цеху в последнее время часто звучат скептические вопросы: что еще, в принципе, нового можно увидеть? и можно ли увидеть, если все зафиксировано и интерпретировано предшествующими поколениями искателей?
2 Поэтому, находясь в поле, автор статьи, как и другие исследователи, нередко сомневался относительно характеристики наблюдаемого явления. Что мы видим перед собой? Сохранившуюся до наших дней архаичность, описанную более ранними авторами, трансформацию устоявшихся канонов или современное подражание, имитацию некогда бытовавших обычаев и институтов? Не скрывает ли внешняя продолжающая существовать традиционная форма во многом или полностью изменившееся внутреннее наполнение, прежде характерное для нее? Подобные противоречия наиболее ярко проявились во время моей работы в перуанской Амазонии, когда у меня была возможность наблюдать социокультурные отношения мацэс (мatsés) на примере отдельно взятого сообщества, проживавшего в общинном жилище на р. Лобояку, левом притоке р. Гальвес. Автор статьи посещал этих людей в течение трех полевых сезонов в 2017–2019 гг. (ПМА 2017, 2018, 2019).
3 Рассмотрение и анализ внутренних и внешних родственных, социальных и культурных связей этой локальной группы представлялись наиболее удачными, поскольку позволяли детализировать картину социокультурной динамики. Мацэс или майоруна – индигенный народ группы пано, проживающий в Перу (на востоке и юго-востоке региона Лорето) и Бразилии (на юго-западе шт. Амазонас) в среднем и верхнем течении р. Жавари (участок реки, расположенный южнее шестой параллели в перуанской и бразильской Амазонии называют Якуэрана), на берегах ее левых и правых притоков. Мацэс – самоназвание, в переводе с их языка означающее “человек” (ПМА 2018). Бразильцы называют мацэс “майоруна”. Этимология этого слова соотносится с языком кечуа, в котором “майо” означает “река”, а “руна” – “человек”; майоруна – “люди реки” (Ricardo 1981: 43–44). Сами мацэс это слово не любят и не используют (ПМА 2017, 2018). Численность мацэс оценивается примерно в 4 тыс. человек (Matos 2018), из которых 2,5–3 тыс. проживают в Перу (Matos 2018; Fleck Zuazo et al. 2012: 7). Приблизительность подсчетов связана с тем обстоятельством, что многие мацэс пересекают перуано-бразильскую границу, навещая своих родственников и подолгу оставаясь у них в гостях.
4 Традиционная культура мацэс типична для индигенов тропических лесов Южной Америки. Мацэс были разбиты на несколько субгрупп и вели полубродячий образ жизни. Основу хозяйства составляло подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, бананы, кукуруза, батат, папайя, сахарный тростник, хлопчатник, тыква), дополняемое охотой, рыболовством и собирательством. До периода первого контакта с национальными обществами Бразилии и Перу локальные группы мацэс проживали в общинных домах – малоках, удаленных друг от друга на расстояние в несколько километров (Ricardo 1981: 71–72). В среднем через 2–7 лет группа перемещалась в другое место, строился новый общинный дом (Fleck Zuazo 2016: 32). Соседями мацэс на востоке (в Бразилии) и на юге являются паноязычные группы марубо, матис, корубо, капанауа, исконауа, на севере и западе – в основном метисное население региона, с которым у мацэс вплоть до конца 1969 г. продолжался длительный период вооруженных конфликтов. Первыми в мирный контакт с национальным обществом вступили мацэс в Перу.

Number of purchasers: 0, views: 1744

Readers community rating: votes 0

1. PMA 2015 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k indejczam yukuna. Kolumbiya, departament Amazonas, bassejn r. Miritiparany`; noyabr` 2015 g. (tetrad` 1).

2. PMA 2017 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k macze`s v Peru, region Loreto, bassejn r. Gal`ves; fevral`–mart 2017 g. (tetrad` 1). Informanty`: Tumi (Roberto), 73 goda; Shava (Armando), 52 goda; Pasaj (Denis), ok. 30 let; Mar`yano, ok. 40 let.

3. PMA 2018 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k macze`s v Peru, region Loreto, bassejn r. Gal`ves; iyun` 2018 g. (tetrad` 1). Informanty`: Tumi (Samue`l`), 75 let; Xulio, ok. 50 let; By`so (Anxela), ok. 60 let.

4. PMA 2019 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k macze`s v Peru, region Loreto, bassejn r. Gal`ves; iyun` 2018 g. (tetrad` 1). Informant: Andre`s, 35 let, sy`n glavy` maloki.

5. Steward J.H. 1948 – Handbook of South American Indians. Vol. 3, The Tropical Forest Tribes / Ed. J.H. Steward. Washington: United States Government Printing Office, 1948.

6. Fleck Zuazo et al. 2012 – Fleck Zuazo D.W., Uaqui Byoso F.Sh., Jiménez Huanán D.M. Com índice alfabético castellano-matsés e índice semantic castellano-matsés. Iquitos: Tierra Nueva Editores, 2012.

7. Matos 2018 – Matos B. de A. Matsés // Povos Indígenas no Brasil. https://pib.socioambiental.org/pt/Povo:Mats%C3%A9s (data obrashheniya: 19.03.2019).

8. Erikson, Ph. 1994. Los Mayoruna [The Mayoruna]. In Guía Etnográfica de la Alta Amazonía [Ethnographic Guide of the Upper Amazon], edited by F. Santos and F. Barclay, II: 1–127. Quito: FLACSO/IEFA.

9. Fleck Zuazo, D.W., ed. 2016. Tesoro de nombres matsés [Treasure of Names Matsés]. Lima: Registro Nacional de Identificación y Estado Civil.

10. Matusovskiy, A.A. 2015. Sotsiokul’turnyi oblik indeitsev verkhnei Pira-Parany [Sociocultural Face of the Indians of the Upper Pira-Parana]. Vestnik antropologii 4: 129–149.

11. Matusovskii, A.A. 2018. Antropologiia dvizheniia: amazonskii kontekst [Anthropology of Movement: The Amazonian Context]. In VIII Mezhdunarodnyi nauchnyi amerikanistskii simpozium “Sliianie dvukh mirov: istoriia, mobil’nost’, status zhitelei Novogo Sveta do i posle Kolumba”. Sankt-Peterburg, 3-4 dekabria 2018 g.: tezisy dokladov i materialy simpoziuma [The Confluence of Two Worlds: History, Mobility, Status of the Population of America before and after Columbus]. St. Petersburg: MAE RAN: 55–56.

12. Nordenskiöld, E. 1920. The Changes in the Material Culture of Two Indian Tribes Under the Influence of New Surroundings. Göteborg: Elanders Boktryckeri Aktiebolag.

13. Reichel-Dolmatoff, G. 1971. Amazonian Cosmos. The Sexual and Religious Symbolism of the Tukano Indians. Chicago: University of Chicago Press.

14. Ricardo, C.A., ed. 1981. Povos Indígenas no Brasil [Indigenous Peoples in Brazil]. Vol. 5, Javari. São Paulo: CEDI.

15. Romanoff, S.A. 1976. Informe sobre el uso de la tierra por los Matsés en la selva baja peruana [Report on the Use of Land by the Matsés in the Peruvian Lower Jungle]. Amazonia Peruana 1 (1): 97–130.

16. Romanoff, S.A. 1984. Matsés Adaptations in the Peruvian Amazon. PhD diss., Columbia University, New York.

17. Serje, M. 2003. Malocas y Barracones: Tradición, Biodiversidad y Participación en la Amazonía Colombiana [Malocas and Barracks: Tradition, Biodiversity and Participation in the Colombian Amazon]. Revista Internacional de Ciencias Sociales 178 (Diciembre): 561–571. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000133131_spa

18. Smiljanic, M.I. 2002. Os enviados de Dom Bosco entre os Masiripiwëiteri. O impacto missionário sobre o sistema social e cultural dos Yanomami ocidentais (Amazonas, Brasil) [Don Bosco’s Messengers Among The Masiripiwëiteri: Missionary Impact on the Social and Cultural System of the Western Yanomami (State of Amazonas, Brazil)]. Journal de la société des américanistes 88: 137–158. https://doi.org/10.4000/jsa.2763

19. Villar, D. 2016. Culture matérielle et changement: Alfred Métraux chez les Chiriguano [Change and Material Culture: Alfred Métraux among the Chiriguano]. Journal de la société des américanistes 102 (2): 99–119. https://doi.org/10.4000/jsa.14758

20. Virtanen, P.K. 2015. Indigenous Social Media Practices in Southwestern Amazonia. Alternative 11 (4): 350–362.

Система Orphus

Loading...
Up