Последняя малока: трансформация социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс

 
Код статьиS086954150007384-2-1
DOI10.31857/S086954150007384-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель
Аффилиация: Документальный научно-популярный проект “Малые народы мира”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы151-168
Аннотация

До периода мирных контактов с перуанцами в конце 1960-х – начале 1970-х годов мацэс (мatsés) жили в общинных домах – малоках – коллективных жилищах, в которых в недавнем прошлом располагались, как правило, все члены одной группы. В последующие десятилетия традиция строительства малок у мацэс была почти полностью утрачена. Сегодня большинство перуанских мацэс сконцентрированы в поселках без четкой планировки и проживают в хижинах, предназначенных для размещения отдельных семей. В коллективной памяти мацэс сохраняется особое отношение к малоке, как к строению и пространству, маркирующему их этническую и культурную идентичность. Однако насколько эти представления соответствуют прежним восприятиям общинного жилища в социуме мацэс? В Перу сохранилась только одна группа мацэс, продолжающая жить в малоке. Почему эти люди сделали такой выбор, предпочтя малоку современным поселкам? В статье анализируется динамика внутренних и внешних социальных и культурных связей этой группы, позволяющая отследить трансформацию социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс.

Ключевые словамацэс, малока, Амазония, Перу, р. Лобояку
Получено29.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов45729
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Сегодня большинство явлений и артефактов материальной и духовной культуры индигенов Амазонии и Оринокии подробно описано и изучено. Антропологи имеют возможность сопоставлять и анализировать их, зачастую не выходя из кабинетов. Мы достаточно хорошо представляем, как функционирует та или иная локальная традиционная культура. В связи с этим в нашем профессиональном цеху в последнее время часто звучат скептические вопросы: что еще, в принципе, нового можно увидеть? и можно ли увидеть, если все зафиксировано и интерпретировано предшествующими поколениями искателей?
2 Поэтому, находясь в поле, автор статьи, как и другие исследователи, нередко сомневался относительно характеристики наблюдаемого явления. Что мы видим перед собой? Сохранившуюся до наших дней архаичность, описанную более ранними авторами, трансформацию устоявшихся канонов или современное подражание, имитацию некогда бытовавших обычаев и институтов? Не скрывает ли внешняя продолжающая существовать традиционная форма во многом или полностью изменившееся внутреннее наполнение, прежде характерное для нее? Подобные противоречия наиболее ярко проявились во время моей работы в перуанской Амазонии, когда у меня была возможность наблюдать социокультурные отношения мацэс (мatsés) на примере отдельно взятого сообщества, проживавшего в общинном жилище на р. Лобояку, левом притоке р. Гальвес. Автор статьи посещал этих людей в течение трех полевых сезонов в 2017–2019 гг. (ПМА 2017, 2018, 2019).
3 Рассмотрение и анализ внутренних и внешних родственных, социальных и культурных связей этой локальной группы представлялись наиболее удачными, поскольку позволяли детализировать картину социокультурной динамики. Мацэс или майоруна – индигенный народ группы пано, проживающий в Перу (на востоке и юго-востоке региона Лорето) и Бразилии (на юго-западе шт. Амазонас) в среднем и верхнем течении р. Жавари (участок реки, расположенный южнее шестой параллели в перуанской и бразильской Амазонии называют Якуэрана), на берегах ее левых и правых притоков. Мацэс – самоназвание, в переводе с их языка означающее “человек” (ПМА 2018). Бразильцы называют мацэс “майоруна”. Этимология этого слова соотносится с языком кечуа, в котором “майо” означает “река”, а “руна” – “человек”; майоруна – “люди реки” (Ricardo 1981: 43–44). Сами мацэс это слово не любят и не используют (ПМА 2017, 2018). Численность мацэс оценивается примерно в 4 тыс. человек (Matos 2018), из которых 2,5–3 тыс. проживают в Перу (Matos 2018; Fleck Zuazo et al. 2012: 7). Приблизительность подсчетов связана с тем обстоятельством, что многие мацэс пересекают перуано-бразильскую границу, навещая своих родственников и подолгу оставаясь у них в гостях.
4 Традиционная культура мацэс типична для индигенов тропических лесов Южной Америки. Мацэс были разбиты на несколько субгрупп и вели полубродячий образ жизни. Основу хозяйства составляло подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, бананы, кукуруза, батат, папайя, сахарный тростник, хлопчатник, тыква), дополняемое охотой, рыболовством и собирательством. До периода первого контакта с национальными обществами Бразилии и Перу локальные группы мацэс проживали в общинных домах – малоках, удаленных друг от друга на расстояние в несколько километров (Ricardo 1981: 71–72). В среднем через 2–7 лет группа перемещалась в другое место, строился новый общинный дом (Fleck Zuazo 2016: 32). Соседями мацэс на востоке (в Бразилии) и на юге являются паноязычные группы марубо, матис, корубо, капанауа, исконауа, на севере и западе – в основном метисное население региона, с которым у мацэс вплоть до конца 1969 г. продолжался длительный период вооруженных конфликтов. Первыми в мирный контакт с национальным обществом вступили мацэс в Перу.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1765

Оценка читателей: голосов 0

1. ПМА 2015 – Полевые материалы экспедиции автора к индейцам юкуна. Колумбия, департамент Амазонас, бассейн р. Миритипараны; ноябрь 2015 г. (тетрадь 1).

2. ПМА 2017 – Полевые материалы экспедиции автора к мацэс в Перу, регион Лорето, бассейн р. Гальвес; февраль–март 2017 г. (тетрадь 1). Информанты: Туми (Роберто), 73 года; Шава (Армандо), 52 года; Пасай (Денис), ок. 30 лет; Марьяно, ок. 40 лет.

3. ПМА 2018 – Полевые материалы экспедиции автора к мацэс в Перу, регион Лорето, бассейн р. Гальвес; июнь 2018 г. (тетрадь 1). Информанты: Туми (Самуэль), 75 лет; Хулио, ок. 50 лет; Бысо (Анхела), ок. 60 лет.

4. ПМА 2019 – Полевые материалы экспедиции автора к мацэс в Перу, регион Лорето, бассейн р. Гальвес; июнь 2018 г. (тетрадь 1). Информант: Андрэс, 35 лет, сын главы малоки.

5. Steward J.H. 1948 – Handbook of South American Indians. Vol. 3, The Tropical Forest Tribes / Ed. J.H. Steward. Washington: United States Government Printing Office, 1948.

6. Fleck Zuazo et al. 2012 – Fleck Zuazo D.W., Uaqui Bёso F.Sh., Jiménez Huanán D.M. Com índice alfabético castellano-matsés e índice semantic castellano-matsés. Iquitos: Tierra Nueva Editores, 2012.

7. Matos 2018 – Matos B. de A. Matsés // Povos Indígenas no Brasil. https://pib.socioambiental.org/pt/Povo:Mats%C3%A9s (дата обращения: 19.03.2019).

8. Матусовский А.А. Социокультурный облик индейцев верхней Пира-Параны // Вестник антропологии. 2015. № 4 (32). С. 129–149.

9. Матусовский А.А. Антропология движения: амазонский контекст // VIII Международный научный американистский симпозиум “Слияние двух миров: история, мобильность, статус жителей Нового Света до и после Колумба”. Санкт-Петербург, 3–4 декабря 2018 г.: тезисы докладов и материалы симпозиума. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 55–56.

10. Erikson Ph. Los Mayoruna // Guía Etnográfica de la Alta Amazonía. Vol. II / Eds. F. Santos, F. Barclay. Quito: FLACSO/IEFA, 1994. P. 1–127.

11. Fleck Zuazo D.W. (ed.) Tesoro de nombres matsés. Lima: Registro Nacional de Identificación y Estado Civil, 2016.

12. Nordenskiöld E. The Changes in the Material Culture of Two Indian Tribes under the Influence of New Surroundings. Göteborg: Elanders Boktryckeri Aktiebolag, 1920.

13. Ricardo C.A. (ed.) Povos Indígenas no Brasil. Vol. 5, Javari. São Paulo: CEDI, 1981.

14. Reichel-Dolmatoff G. Amazonian Cosmos: The Sexual and Religious Symbolism of the Tukano Indians. Chicago: University of Chicago Press, 1971.

15. Romanoff S.A. Informe sobre el uso de la tierra por los Matsés en la selva baja peruana // Amazonia Peruana. 1976. No. 1 (1). P. 97–130.

16. Romanoff S.A. Matsés Adaptations in the Peruvian Amazon. PhD diss., Columbia University, N.Y., 1984.

17. Serje M. Malocas y Barracones: Tradición, Biodiversidad y Participación en la Amazonía Colombiana // Revista Internacional de Ciencias Sociales. 2003. No. 178 (Diciembre). P. 561–571. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000133131_spa

18. Smiljanic M.I. Os enviados de Dom Bosco entre os Masiripiwëiteri. O impacto missionário sobre o sistema social e cultural dos Yanomami ocidentais (Amazonas, Brasil) // Journal de la société des américanistes. 2002. T. 88. P. 137–158. https://doi.org/10.4000/jsa.2763

19. Villar D. Culture matérielle et changement: Alfred Métraux chez les Chiriguano // Journal de la société des américanistes. 2016. T. 102-2. P. 99–119. https://doi.org/10.4000/jsa.14758

20. Virtanen P.K. Indigenous Social Media Practices in Southwestern Amazonia // Alternative. 2015. Vol. 11. No. 4. P. 350–362.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх