Prince Peter and the Beginnings of Anthropology in Greece

 
PIIS086954150007378-5-1
DOI10.31857/S086954150007378-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: University of Wyoming
Address: 1000 E. University Ave., University of Wyoming, Laramie, WY 82071, USA
Affiliation: University of Wyoming
Address: 1000 E. University Ave., University of Wyoming, Laramie, WY 82071, USA
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№5
Pages68-81
Abstract

The article discusses the life and career of Prince Peter of Greece and Denmark who is considered the first professional anthropologist in Greece. Having studied under Bronislaw Malinowski at the London School of Economics in the 1930s, Prince Peter embarked on a life-long journey into an-thropology which became his enduring passion and personal quest. This journey, however, was full of obstacles and was complicated by his being a member of the royal family, participation in World War II, as well as vicissitudes of his private and public life. Nevertheless, he left an important legacy behind, both as an outstanding fieldworker with an impressive record of ethnographic research in Asia, and as an activist who was a forerunner in understanding anthropology's potential for building a modern liberal society and fighting fascist ideology. The article draws on archival research and unique sources some of which have never been published before.

KeywordsGreece, Balkans, history of anthropology, biography, Prince Peter
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Center for Global Studies, University of Wyoming, https://doi.org/10.13039/100008106 The Slater Fund
Received26.11.2019
Publication date02.12.2019
Number of characters35875
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Однажды, в 1930-х годах, на конной прогулке в немецком Шварцвальде видели молодую пару. Предстоящий брак этой пары был делом, решенным гораздо раньше, чем сами молодые даже успели полюбить друг друга. Пара остановилась у дерева, и девушка, достав швейцарский армейский перочинный нож, вырезала на коре имена – свое и своего молодого человека. Рядом она вырезала знак нацистской свастики. Молодой человек, увидев это, мгновенно объявил, что расторгает помолвку.
2 Эта девушка была принцесса Ганноверская и герцогиня Брауншвейг-Люнебургская – в будущем известная как Фредерика Греческая, королева Греции. Ее спутником был принц Петр Греческий и Датский, сын принца Георга и внук великой княжны Ольги Константиновны (внучки императора Николая I). В будущем о принце Петре часто отзывались как о принце-демократе. Сегодня его считают первым профессиональным антропологом Греции.
3 Принц Петр получил антропологическое образование в школе Малиновского в Великобритании. Он защитил диссертацию в 1959 г. под руководством Рэймонда Фёрса, ближайшего сподвижника Малиновского. Петр был одним из первых, кто стал указывать на важное значение антропологического знания для построения современного либерального общества и кто осознал огромную потенциальную роль антропологии в противостоянии и противодействии идеологии фашизма. В годы Второй мировой войны он участвовал в сражениях на стороне греческой армии и впоследствии до конца жизни считал себя солдатом. Инцидент, описанный в начале статьи, приведен не столько чтобы художественно приукрасить текст, сколько чтобы показать власть случая в истории – он имел последствия не только лично для принца Петра, но и для политического ландшафта Греции и, как бы это неожиданно ни звучало, для развития социальной антропологии как научной дисциплины в этой стране. После разлада с принцем Петром Фредерика Греческая предпринимала все возможное, чтобы не дать продвижения инициативам и идеям принца Петра, среди которых была и инициатива учреждения социальной антропологии как профессиональной научной области в стране (ЛА ЭМП)1.
4

* * *

5 Согласно известному историографу Джорджу Стокингу, антропологические школы, сформировавшиеся в разных странах, можно подразделить на два условных типа: “националистический”, где антропология выступала “внутренне ориентированной” и была связана тем или иным образом с задачей нациестроительства; и “империалистический”, где антропология была ориентированной “извне” и была связана с задачей составления глобальной базы данных о человеческих обществах, требовавшейся для продвижения имперских интересов. Примером второго типа были антропологические школы Великобритании и Франции XIX–XX вв. Ситуация в антропологических школах Германии и США была несколько сложнее – и в той и в другой обозначились оба типа, выделяемые Стокингом. В Германии это выразилось в том, что область антропологических/этнологических исследований оказалась подразделенной на Volkskunde и Völkerkunde (более подробно см., напр.: Papataxiarchis 2013: 32–34). В США антропология раннего периода (в частности, времени Боаса и его последователей) была сфокусирована на так наз. проекте “этнографии спасения” и концентрировалась на задаче скрупулезного описания культур американских индейцев, которые считались исчезающими; хотя, с другой стороны, эти антропологические исследования одновременно служили задаче вписывания этих культур в единый контекст нового государственного образования американских колонистов. Данная сфокусированность на “внутренних” культурных меньшинствах сохранялась в антропологии США вплоть до 1960-х годов, когда она постепенно стала уступать место ориентированности на “внешние” территории (например, страны Латинской Америки), над которыми США стремились установить свою гегемонию в новом миропорядке II половины XX в.

Number of purchasers: 0, views: 1165

Readers community rating: votes 0

1. LA EhMP – Lichnyj arkhiv Eh.-M. Papamikhail

2. LMA 2018 – Lichnye materialy avtora (interv'yu Eh.-M. Papamikhail s M. Levi-Stros)

3. LShEh 1940 – Pis'mo B. Malinovskogo printsu Petru ot 09.05.1940 g. // Arkhiv Londonskoj shkoly ehkonomicheskikh i politicheskikh nauk (London School of Economics and Political Science).

4. Βλάχου 1992 – Βλάχου Ε. Πενήντα Και Κάτι // Η Καθημερινή. 1992. τ. Β’ εκδ.

5. Agelopoulos, G. 2013. Multiple Encounters: Attempts to Introduce Anthropology to Greece during the 1940s–1960s. In The Anthropological Field on the Margins of Europe, 1945–1991, edit-ed by A. Bošković and C. Hann, 65–84. Zürich: LIT.

6. Bertin, C. 1982. Marie Bonaparte. Paris: Perrin.

7. Boas, F. 1911. The Mind of Primitive Man. New York: Macmillan.

8. Brox, T., and M.K. Zeitzen. 2017. When Tibet Came to Prince Peter: Tibetan-Danish Relations through a Stationary Expedition in the 1950ies. The Tibet Journal XLII (1): 13–35.

9. Frederiksen, B.F. 2008. Jomo Kenyatta, Marie Bonaparte and Bronislaw Malinowski on Clitoridec-tomy and Female Sexuality. History Workshop Journal 65: 23–48.

10. Firth, R. 1980. Obituary. Royal Anthropological Institute News 41: 13.

11. Liep, J. 2014. The Trobriandization of the Western World: Bronislaw Malinowski and the Sexual Revolution. Suomen Antropologi: Journal of the Finnish Anthropological Society 39 (4): 5–20.

12. Murray-Brown, J. 1972. Kenyatta. London: Allen & Unwin.

13. Papataxiarchis, E. 2013. From “National” to “Social Science”: Politics, Ideology, and the Disciplinary Formation in Greek Anthropology from the 1940s till the 1960s. In The Anthropological Field on the Margins of Europe, 1945–1991, edited by A. Bošković and C. Hann, 31–64. Zürich: LIT.

14. Pedersen, P. 2006. Out of India: Prince Peter of Greece and Denmark and the Greek Royal Family. Folk 46/47: 180–200.

15. Peter, H.R.H. Prince of Greece and Denmark. 1952. The “Eternal Question”: A Study of Present-Day World Trends. Copenhagen: Rosenkilde & Bagger.

16. Peter, H.R.H. Prince of Greece and Denmark. 1963. A Study of Polyandry. The Hague: Mouton.

17. Peter, H.R.H. Prince of Greece and Denmark. 1969. The Science of Anthropology: A Series of Lec-tures. The Hague: Mouton.

18. Peter, H.R.H. Prince of Greece and Denmark. 1975. Géza Róheim: Psychoanalityc Anthropologist. Royal Anthropological Institute News 11: 1–5.

19. Peter, H.R.H. Prince of Greece and Denmark. 1997. Himerologia Polemou, 1940–1941, edited by I.N. Sossidis, vol. I. Athens: Idrima Goulandri-Horn.

20. Róheim, G. 1911. Dragons and Dragon Killers. Ethnographia 22: 128–143.

21. Róheim, G. (1934) 1974. The Riddle of the Sphinx or Human Origins. New York: Harper & Row.

22. Somervell, D.C. 1953. Review of The “Eternal Question”: A Study of Present-day World Trends, by H.R.H. Prince Peter of Greece. International Affairs 29: 75–76.

23. Sossidis, I.N. 1997. Prologue. In Himerologia Polemou, 1940–1941, by Peter, H.R.H. Prince of Greece and Denmark, edited by I.N. Sossidis. Vol. I. Athens: Idrima Goulandri-Horn.

24. Stocking, G.W., Jr. 1986. Anthropology and the Science of the Irrational: Malinowski’s Encounter with Freudian Psychoanalysis. In Malinowski, Rivers, Benedict and Others: Essays on Culture and Personality, edited by G.W. Stocking, Jr., 13–49. Madison: University of Wisconsin Press.

Система Orphus

Loading...
Up