Rec. ad op.: A.S. Usachev. Knigopisaniye v Rossii XVI veka: po materialam datirovannykh vykhodnykh zapisey. Vol. 1–2. Moscow; Saint Petersburg, 2018

 
PIIS086956870007393-3-1
DOI10.31857/S086956870007393-3
Publication type Review
Source material for review А.С. Усачёв. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. 472 с.; Т. 2. 528 с. М.;
Status Published
Authors
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 6
Pages202-210
Abstract

           

Keywords
Received30.10.2019
Publication date06.11.2019
Number of characters27047
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 История рукописной книги русских земель в периоды древности и Средневековья в наши дни переживает подъём. Скудость сохранившихся источников и высокая научная ценность каждого отдельного кодекса и книжных собраний заставляют рафинировать методики и соединять в интерпретациях общеисторические подходы с источниковедческими наблюдениями. В симбиозе наук, обращённых на реконструкцию книжного фонда, репертуара, социальных и индивидуальных особенностей копирования и чтения книг, особое место отведено кодикологии, в задачи которой входит внешнее изучение кодексов и всей доступной информации об их формировании и бытовании. Книга в переходную эпоху от рукописания к книгопечатанию, пришедшуюся в Русском государстве на середину XVI в., была частью как традиционных, исстари сложившихся, так и новых культурных практик. Изучить их во всём комплексе и на широком историческом фоне было невозможно: слишком обширен и слабо изучен круг кодексов за этот период.
2 Монография А.С. Усачёва, специалиста по истории российской книжной культуры, поражает уже одним объёмом предварительной работы. De visu изучено 709 кириллических кодексов, учтено ещё 25 описаний рукописей, происходящих из русских земель Великого княжества Московского и Русского государства XVI в. и хранящихся ныне в 37 архивохранилищах из 20 городов мира (т. 1, с. 29, 54). Предметом культурно-социологического изучения оказываются «выходные» записи писцов на рукописных книгах, которые, в отличие от владельческих, продажных и прочих помет, содержат информацию о причинах и целях создания книги. Опираясь на всю доступную для исследования научную базу, на примере 477 «выходных» записей воссоздан и проанализирован максимально полный на сегодня свод точно датированных кодексов за XVI в. Не рассматривались те артефакты, датировка и регион происхождения которых вызывают дискуссию (или если в кодексе нет ясной «выходной» записи). Точно датированные кодексы проверены по палеографическим показателям и филиграням в основном блоке. Кроме того, рассмотрены данные писцовых книг за вторую половину XVI в., в которых обнаружено упоминание 1 442 книг в церквах и монастырях восьми городов России (т. 1, с. 56).
3 Датировки рукописей при помощи имущественных описей не поддаются проверке, но позволяют предварительно сопоставить сохранившиеся и несохранившиеся книжные фонды. Усачёв отказывается от лингвистического анализа, однако на деле неоднократно прибегает к языковым данным (т. 1, с. 31, 72, 207–208). Располагая свидетельствами в пользу датировки, почерпнутой из записей, исследователь принимает выбранную предельно точную дату для каждого артефакта, чтобы локализовать работу книжников во времени, пространстве и социальной группе. Как можно понять из вводных слов к исследованию, точная датировка рукописи – не столько результат, сколько условие включения в реестр изучаемых книг, и выбранному критерию соответствуют почти все артефакты. За исключением Пролога (БАН 21.6.1), Октоиха (РНБ, ОСРК Q.I.898), трёх «Годуновских» Псалтирей, Триоди постной (ВГМЗ, № 4379) и Евангелия-тетра (РНБ, собр. Погодина, № 167) изученные кодексы датируются в «выходных» записях очень точно по календарю от Сотворения мира. Это позволяет обсуждать либо даты с точностью до месяца и дня, либо хронологические рамки в пределах от одного до трёх календарных лет от Рождества Христова.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 875

Readers community rating: votes 0

1. Febvre L., Martin H.-J. L’apparition du livre. P., 1971.

2. Ivanova O.A., Gal'chenko O.M., Gnatenko L.A. Slov’yans'ka kirilichna rukopisna kniga XVI st. z fondiv Institutu rukopisu Natsional'noï biblioteki Ukraïni imeni V.I. Vernads'kogo: nauk. kat.: paleogr. al'bom. Kiïv, 2010. S. 161.

3. Kämpfer F. Autor und Entsehungszeit der Lehre «Moskau das Dritte Rom» // Da Roma alla Terza Roma: IX Seminario Internazionale di studi storici. Campidoglio, 21–22 aprile 1989: L’idea di Roma a Mosca secoli XV–XVI. Roma, 1989. S. 61–83.

4. Kollmann N.S. Concepts of Society and Social Identity in Early Modern Russia // Religion and Culture in Early Modern Russia and Ukraine. DeKalb, Ill., 1997. R. 34–51.

5. Michelis C.G., de. Origine e interpretazione della «Terza Roma» in Filofej (1523) // Da Roma alla Terza Roma. Documenti e studi: III. 21 aprile 1983: Popoli e spazio Romano tra diritto e profezia. Napoli, 1986. P. 521–527.

6. Nitsche P. Moskau – das Dritte Rom? // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. Zeitschrift des Verbandes der Geschichtslehrer Deutschlands. 1991. Jg. 42. S. 341–354.

7. Poe M. Moscow, the Third Rome: The Origins and Transformations of a «Pivotal Moment» // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2001. Bd. 49. H. 3. P. 412–429.

8. Stökl G. Gab es im Moskauer Staat «Stände»? // JfGO. Neue Folge. 1963. Bd. 11. H. 3. S. 321–342.

9. Gol'dberg A.L. Ideya «Moskva  Tretij Rim» v tsikle sochinenij pervoj poloviny XVI v. // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury Instituta russkoj literatury AN SSSR (Pushkinskij Dom). T. 37. L., 1983. S. 139–149.

10. Erusalimskij K.Yu. Na sluzhbe korolya i Rechi Pospolitoj. M.; SPb., 2018. S. 184.

11. Malinin V. Starets Eleazarova monastyrya Filofej i ego poslaniya: Istoriko-literaturnoe issledovanie. Kiev, 1901. Prilozheniya. S. 50.

12. Pamyatniki istorii russkogo sluzhilogo sosloviya. M., 2011. S. 110 (l. 189 ob., sr. l. 190–190 ob.).

13. Sinitsyna N.V. Tretij Rim. Istoki i ehvolyutsiya russkoj srednevekovoj kontseptsii (XV–XVI vv.). M., 1998.

14. Sogomonov A.Yu., Uvarov P.Yu. Otkrytie sotsial'nogo (paradoks XVI veka) // Odissej. Chelovek v istorii. 2001. M., 2001. S. 199215.

15. Stolyarova L.V., Kashtanov S.M. Kniga v Drevnej Rusi (XI–XVI vv.). M., 2010. S. 127–244, 359–366.

16. Usachyov A.S. O vozmozhnykh prichinakh nachala knigopechataniya v Rossii: predvaritel'nye zamechaniya // Canadian and American Slavic Studies. Vol. 51. 2017. № 2–3. R. 229–247.

Система Orphus

Loading...
Up