Ossetian Nartiada: On the History of Recording and Publication the Heroic Epic

 
PIIS086954150005291-0-1
DOI10.31857/S086954150005291-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: V.I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies of Vladikavkaz Scientific Centre of RAS
Address: 10 Prospekt Mira, Vladikavkaz, 362040, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№3
Pages135-149
Abstract

The article examines the history of recording and publications of the Ossetian version of the heroic Nart epic for more than one and a half centuries. It is noted that the achievements in this issue have been provided not only thanks to the contribution of several generations of domestic and foreign scholars, but also as a result of the state’s close attention to the promotional and educational potential of folklore, particularly epics, in solving various social and cultural problems. The author distinguishes three periods in the history of the issue: pre-revolutionary, Soviet, and post-Soviet. She argues that the periods differed in the ways the priorities of goals were set, which largely determined the intensity of collecting and publishing activities.

KeywordsNart epic, Narts, Ossetian Nart legends, Ossetian version of the epic, recording and publication of Nartiada, academic editions of the Ossetian epic
Publication date16.06.2019
Number of characters46318
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Нартовский эпос — выдающийся памятник духовной культуры народов Кавказа (абхазов, адыгейцев, балкарцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, осетин и др.) — на протяжении многих веков бережно сохранялся в устной народной тра- диции талантливыми сказителями и передавался в семьях из поколения в поколе- ние. Только около двух столетий назад героические сказания о нартах благодаря тру- дам русских и западных ученых, а затем представителей национальной интеллиген- ции вышли за пределы традиционной сферы бытования и стали известны в России и Европе.
2

Осетинская Нартиада является одним из самых сюжетно богатых и масштабных национальных вариантов народного героического эпоса. Планомерная работа по ее собиранию и изучению началась со второй половины XIX в. Результаты деятельности нескольких поколений ученых и энтузиастов-любителей, занимавшихся записью, обработкой и публикацией текстов Нартиады, в свое время подводились в отече- ственной историографии (Абаев 1945; Калоев 1957; Гаглойти 1977). Деятельность по выявлению и публикации героических сказаний продолжается и сегодня (Алиева 2012; Гостиева 2017). Реализуются новые проекты издания осетинского нартовского эпоса как на языке оригинала, так и на других языках. Поэтому полный обзор темы не представляется возможным. Предлагаемая статья ставит целью проследить этапы записи, систематизации и издания эпоса осетин в историко-культурном и политиче- ском контекстах и отметить основные современные тенденции в анализе темы. Первое известное письменное упоминание о бытовании героических сказаний у осетин относится к концу XVIII в. Оно принадлежит офицеру русской армии Леонтию Леонтьевичу Штедеру1, в 1781 г. побывавшему в горных районах Осетии (Штедер 2016). В 1796 г. в журнале “Neue Nordische Beyträge” был напечатан его “Дневник пу- тешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, пред- принятого в 1781 году”, включавший интересные зарисовки быта и культуры авто- хтонных народов. В заметках об истории оссов (грузинское название осетин в средние века. — И.Ц.) автор отмечал, что она состоит главным образом “из сказок, песен о ге- роях и темных традиций” (Там же: 54). Услышанные в Дигорском ущелье Северной Осетии древние сказания Штедер назвал “сагой”, а ее героев — “рыцарями”, которых “горцы воспевали еще в своих песнях о героях” (Там же: 109–110).

1 В 1777 г. Л.Л. Штедер в чине поручика Генерального штаба был назначен на Кавказскую линию и принимал участие в строительстве крепостей. С 1779 по 1792 г. неоднократно участвовал в различных экспедициях в составе русских войск на Кавказе. В 1781 г. был командирован в горные районы Центрального Кавказа с целью сбора географических и военно-топографических данных для изучения возможности строительства дороги через Главный Кавказский хребет. Его “Дневник путешествия…” содержит весьма ценную информацию о географическом, социально-экономическом положении, сословных отношениях в Осетии (Штедер 2016: 6–7).
3

Следующее свидетельство о существовании осетинского героического эпоса принадлежит знаменитому ориенталисту и путешественнику Юлиусу Клапроту. В первой части двухтомного труда “Путешествие на Кавказ и в Грузию, предприня- тое в 1807–1808 годах”, изданного в Берлине в 1812 г., автор, упоминая о реке Уруп, притоке Кубани, писал: “У этой реки была видимо старая крепость, именуемая в осетинской героической саге Уарп-Фидар (крепость Уарп), которая была удиви- тельным образом завоевана героем Батерасом, сыном Хамица. Он велел зарядить собою пушку и выстрелить в крепость” (см.: Абаев 1990: 7). Ценность свидетельства Клапрота состояла в том, что в нем впервые упоминались имена героев древних ска- заний: Батрадза и Хамыца. Во французском издании своего труда, помимо отмечен- ных выше имен знаменитых эпических героев осетин, автор приводил и другие име- на — Созырыко, Сослан и т.д. 2

2 Ю. Клапрот, побывавший в начале XIX в. на Кавказе, оставил немало интересных свидетельств о хозяйственном укладе, социальном устройстве, быте и культуре горских народов в своих книгах “Reise in der Kaukasus und nach Georgien uuternommenin den Jahren 1807 und 1808 Halle” (Berlin, 1812. Pt. 1; 1814. Pt. 2); “Voyage au mont Caucase et en Géorgie” (Paris, 1823).

Number of purchasers: 3, views: 1666

Readers community rating: votes 0

1. Abaev, V.I. 1945. Nartovskii epos [Nart Epos]. Izvestiia Severo-Osetinskogo nauchno-issledovatel’skogo instituta. Vol. 1 (X). Dzaudzhikau.

2. Abaev, V.I. 1990. Nartovskii epos osetin [Nart Epos of Ossetians]. In Narty. Osetinskii geroicheskii epos [Narts. Ossetian Heroic Epos], edited by U.B. Dalgat, 1: 7–77. Moscow: Nauka.

3. Abaev, V.I., G.Z. Kaloev, and V.I. Chicherov, eds. 1957. In Nartskii epos. Materialy soveshchaniia 19–20 oktiabria 1956 g. [Nart epos. Materials of the Conference, 1956, October 19–20]. Ordzhonikidze: Severo-Osetinskoe knizhnoe izdatel’stvo.

4. Alieva, A.I. 2012. Izdanie natsional’nykh versii nartskogo eposa v dvuiazychnoi akademicheskoi serii “Epos narodov Evropy i Azii” [Publication of the National Versions of the Nart Epos in the Bilingual Academic Series “The Epos of the Peoples of Europe and Asia”]. In Nartovedenie v XXI veke: sovremennye paradigmy i interpretatsii [Nart Studies in the XXI Century: Modern Paradigms and Interpretations], 1: 6–20. Vladikavkaz: IPO SOIGSI.

5. Brytiaty, S. 1946. Iron adæmy tsykuyraiy færdyg [The Magic Bead of the Ossetian People]. Makh dug 11–12: 26–30.

6. Dzagurov, G.A. 1925. A. Kaitmazov (Nekrolog) [A. Kaitmazov (Obituary)]. Izvestiia Severo-Osetinskogo nauchno-issledovatel’skogo instituta kraevedeniia 1: 524–528.

7. Gagloĭti, Yu.S. 1977. Nekotorye voprosy istoriografii nartskogo eposa [Some Issues of the Historiography of the Nart Epic]. Tskhinvali: Iryston.

8. Gostieva, L.K. 2008. Vliianie V.F. Millera na razvitie dorevoliutsionnogo etnograficheskogo osetinovedeniia [Influence of V.F. Miller on the Development of Pre-revolutionary Ethnographic Ossetian Studies]. Izvestiia SOIGSI 2: 43–51.

9. Gostieva, L.K. 2017. Iz istorii zapisi i publikatsii osetinskogo nartovskogo eposa v dorevoliutsionnyi period [From the History of Recording and Publishing the OssetianNart Epic in the Pre-revolutionary Period]. In Nartovedenie v XXI veke: Sovremennye paradigm I interpretatsii [Nart Studies in the XXI Century: Modern Paradigms and Interpretations], 4: 5–17. Vladikavkaz: IPO SOIGSI.

10. Kaloev, B.A. 1957. Istoriia zapisi i publikatsii nartskogo eposa [History of the Recording and Publication of the Nart Epos]. In Nartskii epos. Materialy soveshchaniia 19–20 oktiabria 1956 goda [Nart Epos. Materials of the Conference, 1956, October 19–20], edited by V.I. Abaev, G.Z. Kaloev and V.I. Chicherov, 175–213. Ordzhonikidze: Severo-Osetinskoe knizhnoe izdatel’stvo.

11. Khamitsaeva, T.A. 2005. Nekotorye itogi i problemy razvitiia osetinskoi fol’kloristiki [Some Results and Problems of the Development of Ossetian Folklore]. In 80 let sluzheniia otechestvennoi nauke [Eighty Years in the Service of Science], edited by A.G. Kutchiev, 48–75. Vladikavkaz: Izdatel’sko-poligraficheskoe predpriiatie imeni V.A. Gassieva.

12. Kobakhidze, E.I. 2016.Tsentral’nyi Kavkaz v ob’edinitel’noi politike Rossiiskoi imperii vtoroi poloviny XIX — nachala XX v. [Central Caucasus in the Unification Policy of the Russian Empire in the Second Half of the 19th — early 20th Centuries]. Vladikavkaz: SOIGSI VNTs RAN.

13. Shanaev, Dzh. 1871. Osetinskie narodnye skazaniia. Neskol’ko slov ot sobiratelia [Ossetian Folk Tales: A Few Words from the Author]. In Sbornik svedenii o kavkazskikh gortsakh [Collection of Information about the Caucasian Mountaineers], 5 (II): 2. Tiflis.

14. Shegren, A.M. 1998. Religioznye obriady osetin, ingushei i ikh soplemennikov pri raznykh sluchaiakh [Religious Rites of the Ossetians, Ingush and their Fellow Tribesmen in Various Cases]. In Osetinskie issledovaniia [Ossetian Studies], edited by T.T. Kambolova, 40–68. Vladikavkaz: Izdatel’stvo SOGU.

15. Tsorieva, I.T. 2013. Nartovskii epos v issledovaniiakh Severo-Osetinskogo nauchno-issledovatel’skogo instituta (1940-e — 1980-e gody) [Nart Epic in the Studies of the North Ossetian Scientific Research Institute (1940–1980s)]. In Nartovedenie v XXI veke: Sovremennye paradigmy i interpretatsii [Nart Studies in the XXI Century: Modern Paradigms and Interpretations], 2: 111–126. Vladikavkaz: SOIGSI VNTs RAN.

Система Orphus

Loading...
Up