Осетинская Hартиада: к истории записи и издания героического эпоса

 
Код статьиS086954150005291-0-1
DOI10.31857/S086954150005291-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник отдела истории
Аффилиация: Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН
Адрес: пр. Мира 10, Владикавказ, 362040, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы135-149
Аннотация

В статье освещается история записи и публикации осетинского варианта героического нартовского эпоса. Достижения более чем полуторавековой истории освоения эпического наследия осетин являются результатом исследовательской деятельности не только нескольких поколений российских и зарубежных ученых, но и пристального внимания со стороны государства, использовавшего пропагандистский и воспитательный потенциал устного народного творчества, в т.ч. эпоса, при решении социально-политических и культурных задач. В истории вопроса выделяются дореволюционный, советский и постсоветский периоды, различающиеся приоритетностью ставившихся целей, в значительной мере определявших интенсивность собирательской и публикационной деятельности.

Ключевые слованартовский эпос, нарты, осетинские нартовские сказания, осетинский вариант эпоса, запись и публикация Нартиады, научные издания осетинского эпоса
Дата публикации16.06.2019
Кол-во символов46318
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Нартовский эпос — выдающийся памятник духовной культуры народов Кавказа (абхазов, адыгейцев, балкарцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, осетин и др.) — на протяжении многих веков бережно сохранялся в устной народной тра- диции талантливыми сказителями и передавался в семьях из поколения в поколе- ние. Только около двух столетий назад героические сказания о нартах благодаря тру- дам русских и западных ученых, а затем представителей национальной интеллиген- ции вышли за пределы традиционной сферы бытования и стали известны в России и Европе.
2

Осетинская Нартиада является одним из самых сюжетно богатых и масштабных национальных вариантов народного героического эпоса. Планомерная работа по ее собиранию и изучению началась со второй половины XIX в. Результаты деятельности нескольких поколений ученых и энтузиастов-любителей, занимавшихся записью, обработкой и публикацией текстов Нартиады, в свое время подводились в отече- ственной историографии (Абаев 1945; Калоев 1957; Гаглойти 1977). Деятельность по выявлению и публикации героических сказаний продолжается и сегодня (Алиева 2012; Гостиева 2017). Реализуются новые проекты издания осетинского нартовского эпоса как на языке оригинала, так и на других языках. Поэтому полный обзор темы не представляется возможным. Предлагаемая статья ставит целью проследить этапы записи, систематизации и издания эпоса осетин в историко-культурном и политиче- ском контекстах и отметить основные современные тенденции в анализе темы. Первое известное письменное упоминание о бытовании героических сказаний у осетин относится к концу XVIII в. Оно принадлежит офицеру русской армии Леонтию Леонтьевичу Штедеру1, в 1781 г. побывавшему в горных районах Осетии (Штедер 2016). В 1796 г. в журнале “Neue Nordische Beyträge” был напечатан его “Дневник пу- тешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, пред- принятого в 1781 году”, включавший интересные зарисовки быта и культуры авто- хтонных народов. В заметках об истории оссов (грузинское название осетин в средние века. — И.Ц.) автор отмечал, что она состоит главным образом “из сказок, песен о ге- роях и темных традиций” (Там же: 54). Услышанные в Дигорском ущелье Северной Осетии древние сказания Штедер назвал “сагой”, а ее героев — “рыцарями”, которых “горцы воспевали еще в своих песнях о героях” (Там же: 109–110).

1 В 1777 г. Л.Л. Штедер в чине поручика Генерального штаба был назначен на Кавказскую линию и принимал участие в строительстве крепостей. С 1779 по 1792 г. неоднократно участвовал в различных экспедициях в составе русских войск на Кавказе. В 1781 г. был командирован в горные районы Центрального Кавказа с целью сбора географических и военно-топографических данных для изучения возможности строительства дороги через Главный Кавказский хребет. Его “Дневник путешествия…” содержит весьма ценную информацию о географическом, социально-экономическом положении, сословных отношениях в Осетии (Штедер 2016: 6–7).
3

Следующее свидетельство о существовании осетинского героического эпоса принадлежит знаменитому ориенталисту и путешественнику Юлиусу Клапроту. В первой части двухтомного труда “Путешествие на Кавказ и в Грузию, предприня- тое в 1807–1808 годах”, изданного в Берлине в 1812 г., автор, упоминая о реке Уруп, притоке Кубани, писал: “У этой реки была видимо старая крепость, именуемая в осетинской героической саге Уарп-Фидар (крепость Уарп), которая была удиви- тельным образом завоевана героем Батерасом, сыном Хамица. Он велел зарядить собою пушку и выстрелить в крепость” (см.: Абаев 1990: 7). Ценность свидетельства Клапрота состояла в том, что в нем впервые упоминались имена героев древних ска- заний: Батрадза и Хамыца. Во французском издании своего труда, помимо отмечен- ных выше имен знаменитых эпических героев осетин, автор приводил и другие име- на — Созырыко, Сослан и т.д. 2

2 Ю. Клапрот, побывавший в начале XIX в. на Кавказе, оставил немало интересных свидетельств о хозяйственном укладе, социальном устройстве, быте и культуре горских народов в своих книгах “Reise in der Kaukasus und nach Georgien uuternommenin den Jahren 1807 und 1808 Halle” (Berlin, 1812. Pt. 1; 1814. Pt. 2); “Voyage au mont Caucase et en Géorgie” (Paris, 1823).

Всего подписок: 3, всего просмотров: 835

Оценка читателей: голосов 0

1. Абаев В.И. Нартовский эпос // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Вып. 1. Т. X. Дзауджикау, 1945.

2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 1 / Oтв. ред. У.Б. Далгат. М.: Наука, 1990. С. 7–77.

3. Абаев В.И., Калоев Г.З., Чичеров В.И. (ред.). Нартский эпос. Материалы совещания 19–20 октября 1956 г. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1957.

4. Алиева А.И. Издание национальных версий нартского эпоса в двуязычной академической серии “Эпос народов Европы и Азии” // Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. С. 6–20.

5. Брытъиаты С. Ирон адæмы цыкуырайы фæрдыг // Мах дуг. 1946. № 11–12. С. 26–30.

6. Гаглойти Ю.С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. Цхинвали: Ирыстон, 1977.

7. Гостиева Л.К. Влияние В.Ф. Миллера на развитие дореволюционного этнографического осетиноведения // Известия СОИГСИ. 2008. № 2. С. 43–51.

8. Гостиева Л.К. Из истории записи и публикации осетинского нартовского эпоса в дореволюционный период // Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. Вып. 4. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. С. 5–17.

9. Дзагуров Г.А. А. Кайтмазов (Некролог) // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института краеведения. Вып. 1. 1925. С. 524–528.

10. Калоев Б.А. История записи и публикации нартского эпоса // Нартский эпос. Материалы совещания 19–20 октября 1956 г. / Ред. В.И. Абаев, Г.З. Калоев, В.И. Чичеров. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1957. С. 175–213.

11. Кобахидзе Е.И. Центральный Кавказ в объединительной политике Российской империи второй половины XIX — начала XX в. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2016.

12. Хамицаева Т.А. Некоторые итоги и проблемы развития осетинской фольклористики // 80 лет служения отечественной науке / Отв. ред. А.Г. Кучиев. Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В.А. Гассиева, 2005. С. 48–75.

13. Цориева И.Т. Нартовский эпос в исследованиях Северо-Осетинского научно-исследовательского института (1940-е — 1980-е годы) // Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. Вып. 2. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2013. С. 111–126.

14. Шанаев Дж. Осетинские народные сказания. Несколько слов от собирателя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып V. Тифлис, 1871. Раздел II. С. 2.

15. Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях // Шегрен А.М. Осетинские исследования // Сост. и пер. Т.Т. Камболова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. С. 40–68.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх