К вопросу о современном состоянии антропологии питания

 
Код статьиS086954150004884-2-1
DOI10.31857/S086954150004884-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Центр европейских и американских исследований, Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы5-16
Аннотация

Настоящий обзор представляет собой введение в специальную тему номера “О еде: пища в контексте антропологических исследований”, в нем рассматривается судьба антропологии питания — нового направления мировой гуманитарной мысли, представляющего собой обширное исследовательское поле на стыке множества научных областей, что и предопределяет междисциплинарный подход к изучению такого интереснейшего социокультурного феномена, как пища. В тематический блок вошли статьи Ф. Пестей, Ж. Бонда, Е.А. Давыдовой и О.Д. Фаис-Леутской. 

Ключевые словаисследование пищи, антропология питания, Food Studies, гастика, междисциплинарный подход, гастрономический туризм, нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, Slow Food
Дата публикации25.05.2019
Кол-во символов36048
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Food Studies — новое междисциплинарное исследовательское поле

В последние годы пища как предмет исследования все больше привлекает внимание историков, филологов, искусствоведов, социологов, регионоведов, экономистов, этнографов, психологов, философов, антропологов. Для последних кухня становится объектом научного анализа не только как комплекс конкретных элементов материальной культуры, но и как совокупность множества социокультурных кодов и ключей, позволяющих раскрыть характер локального сообщества: ментальность, традиционные модели поведения, распределение социальных ролей — все то, что в совокупности составляет его самобытность.

2 Более того, как уточняют итальянские антропологи Мария-Грация Донà и Карло Ди Франко, система питания каждого народа является средством его самоидентификации, соотнесения отдельных его представителей с общностью, к которой они принадлежат, одним из способов осознания своих исторических и культурных корней, а иногда и консолидирующим элементом самосознания (Donà, Di Franco 2013: 5). Уместно в этой связи вспомнить ставшее историческим высказывание каталонского националиста Феррана Агульо: “Каталонцы — особая нация, потому что у них есть свой язык, свой свод законов и своя кухня” (Agulló 1990: 5). Не менее актуально и рассуждение французского философа и семиотика Ролана Барта, который в своей оценке роли пищи подчеркивает, что она “не просто набор продуктов… но и система коммуникации, набор образов, протокол употреблений, ситуаций и способов поведения” (Барт 2003: 203). Вышеупомянутым исследователям вторит английский историк Джон Дики, автор очень “точного” в отношении итальянской кухни исследования, который утверждает, что гастрономия того или иного региона есть зеркало, в котором отражаются не только его история и история его завоеваний, но и социум, межкультурные контакты, этнический или конфессиональный состав населения, его культурные или социальные слои и группы (Дики 2012: 15). Более того, как подчеркивает Дики, представителям определенных этнических общностей зачастую “проще осознать свое историческое прошлое через меню — чем через учебники истории” (Дики 2012: 33).
3 Выявление в наши дни всех этих еще очень недавно “нетипичных” для антропологов “функций” или смысловых и знаковых “кодов” пищи — учитывая то, что в недалеком прошлом, как пишет тот же Барт, зачастую даже исследователю “пища как предмет занятий” внушала “чувство легковесности или даже виновности” за избранный сюжет (Барт 2003: 199), — оказалось возможным в контексте новой, стремительно набирающей известность области науки, получившей название Food Studies. Ее объектом исследования являются не способы производства того иного продукта питания, не его питательные качества, не способы его приготовления (этим занимаются соответственно агрономия, медицина и кулинария), но сложные взаимосвязи между системой питания, культурой и обществом, в т. ч. и отдельными группами и представителями социума с их психологией, поведением, мировидением.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1624

Оценка читателей: голосов 0

1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.

2. Гачев Г. Ментальности народов мира. Звание. М.: Эксмо, 2003.

3. Дики Д. Delizia! Эпическая история итальянцев и их еды. М.: Вече, 2012.

4. Пайн Д.Б., Гилмор Д.Х. Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие. М.: Альпина Паблишер, 2018.

5. Стил К. Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь. М.: Институт моды, архитектуры и дизайна “Стрелка”, 2014.

6. Agulló F. Llibre de la cuina catalana. Barcelona: Ed. AltaFulla, 1990.

7. Donà M.G., Di Franco C. Viaggi attraverso i sapori del quotidiano. Palermo: Qanat, 2013.

8. Long L.M. Culinary Tourism. Kentucky: University Press of Kentucky, 2004.

9. Wolf E. Culinary Tourism: The Hidden Harvest. Dubuque: Kendall Hunt Publishing, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх