On the Current State of Anthropology of Food and Nutrition

 
PIIS086954150004884-2-1
DOI10.31857/S086954150004884-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages5-16
Abstract

The article introduces a special section of the issue on “Food in the Context of Anthropological Research”, discussing anthropology of food and nutrition as a broad interdisciplinary field at the juncture of multiple research areas in the humanities and social sciences. The thematic section features contributions by Philippe Pesteil, Julien Bondaz, Elena A. Davydova, and Oxana D. Fais-Leutskaia. 

Keywordsanthropology of food, anthropology of nutrition, food studies, food culture, culinary tourism, UNESCO intangible cultural heritage, slow food
Publication date25.05.2019
Number of characters36048
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Food Studies — новое междисциплинарное исследовательское поле

В последние годы пища как предмет исследования все больше привлекает внимание историков, филологов, искусствоведов, социологов, регионоведов, экономистов, этнографов, психологов, философов, антропологов. Для последних кухня становится объектом научного анализа не только как комплекс конкретных элементов материальной культуры, но и как совокупность множества социокультурных кодов и ключей, позволяющих раскрыть характер локального сообщества: ментальность, традиционные модели поведения, распределение социальных ролей — все то, что в совокупности составляет его самобытность.

2 Более того, как уточняют итальянские антропологи Мария-Грация Донà и Карло Ди Франко, система питания каждого народа является средством его самоидентификации, соотнесения отдельных его представителей с общностью, к которой они принадлежат, одним из способов осознания своих исторических и культурных корней, а иногда и консолидирующим элементом самосознания (Donà, Di Franco 2013: 5). Уместно в этой связи вспомнить ставшее историческим высказывание каталонского националиста Феррана Агульо: “Каталонцы — особая нация, потому что у них есть свой язык, свой свод законов и своя кухня” (Agulló 1990: 5). Не менее актуально и рассуждение французского философа и семиотика Ролана Барта, который в своей оценке роли пищи подчеркивает, что она “не просто набор продуктов… но и система коммуникации, набор образов, протокол употреблений, ситуаций и способов поведения” (Барт 2003: 203). Вышеупомянутым исследователям вторит английский историк Джон Дики, автор очень “точного” в отношении итальянской кухни исследования, который утверждает, что гастрономия того или иного региона есть зеркало, в котором отражаются не только его история и история его завоеваний, но и социум, межкультурные контакты, этнический или конфессиональный состав населения, его культурные или социальные слои и группы (Дики 2012: 15). Более того, как подчеркивает Дики, представителям определенных этнических общностей зачастую “проще осознать свое историческое прошлое через меню — чем через учебники истории” (Дики 2012: 33).
3 Выявление в наши дни всех этих еще очень недавно “нетипичных” для антропологов “функций” или смысловых и знаковых “кодов” пищи — учитывая то, что в недалеком прошлом, как пишет тот же Барт, зачастую даже исследователю “пища как предмет занятий” внушала “чувство легковесности или даже виновности” за избранный сюжет (Барт 2003: 199), — оказалось возможным в контексте новой, стремительно набирающей известность области науки, получившей название Food Studies. Ее объектом исследования являются не способы производства того иного продукта питания, не его питательные качества, не способы его приготовления (этим занимаются соответственно агрономия, медицина и кулинария), но сложные взаимосвязи между системой питания, культурой и обществом, в т. ч. и отдельными группами и представителями социума с их психологией, поведением, мировидением.

Number of purchasers: 2, views: 1633

Readers community rating: votes 0

1. Agulló, F. 1990. Llibre de la cuina catalana [Book of the Catalan Cuisin]. Barcelona: Ed. AltaFulla.

2. Bart, R. 2003. Sistema mody. Stat’i po semiotike kul’tury [The System of Fashion: Essays on Cultural Semiotics]. Moscow: Izdatel’stvo im. Sabashnikovykh.

3. Diki, D. 2012. Delizia! Epicheskaia istoriia ital’iantsev i ikh edy [Delicious! An Epic History of Italians and Their Food]. Moscow: Veche.

4. Donà, M., and C. Di Franco. 2013. Viaggio attraverso i sapori del quotidiano [Journey through the Flavors of the Daily]. Palermo: Qanat.

5. Gachev, G. 2003. Mental’nosti narodov mira. Zvanie [Mentalities of Peoples of the World: Titles]. Moscow: Eksmo.

6. Long, L.M. 2004. Culinary Tourism. Kentucky: University Press of Kentucky

7. Pain, D.B., and D.K. Gilmor. 2018. Ekonomika vpechatlenii. Kak prevratit’ pokupku v zakhvatyvaiushchee deistvie [An Economy of Impressions: How to Turn a Purchase into a Spectacle]. Moscow: Al’pina publisher.

8. Stil, K. 2014. Golodnyi gorod. Kak eda opredeliaet nashu zhizn’ [A Starving City: How Food Determines Our Life]. Moscow: Institut mody, arkhitektury i dizaina “Strelka”.

9. Wolf, E. 2006. Culinary Tourism: The Hidden Harvest. Dubuque: Kendall Hunt Publishing.

Система Orphus

Loading...
Up