Визуальный активизм на Ближнем Востоке: как искусство пытается изменить мир

 
Код статьиS268684310010396-3-1
DOI10.18254/S268684310010396-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Магистрант Восточного факультета Государственного академического гуманитарного университета (ГАУГН)
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы180-195
Аннотация

  Статья представляет собой попытку осмысления современного протестного искусства и его революционного потенциала. Особое внимание автор уделяет визуальному искусству, которое  появилось в последние годы в странах Ближнего Востока, прежде всего стрит-арту, граффити и кинематографу. Прошедшие за последние годы протесты в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вновь отразили потребность общества в изменениях. И не случайно, что это был не только политический, но и художественный протест — граффити, музыка, стихи стали важными участниками протеста, напоминая о том, что искусство — это способ конструирования нового мира, пространства для несогласия. Автор пытается ответить на вопрос, каков революционный потенциал искусства в то время, когда иллюзий насчет радикальных изменений системы не осталось и сама идея революции ушла в прошлое.

Ключевые слова революция, кинематограф, граффити, визуальное искусство, Ближний Восток, Иран, современность
Получено18.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов40284
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Современность характеризуется большим объемом визуальной информации, в значительной степени формирующей взгляд человека на реальность. С развитием технологий мир наполняется симулякрами — изображениями и знаками, претендующими на отображение реальности. Визуальные образы стали важным инструментом, структурирующим современные общества, они исключают из реальности одних и позволяют доминировать другим, превращая не явленную в визуальной культуре реальность в невидимую. Таким образом, визуальное становится одним из инструментов контроля за восприятием мира и желаниями людей. Система, построенная на потреблении, с помощью визуальных образов вырабатывает у человека желания и соответственно определяет его свободное время. «Я думаю, уже в следующем поколении правители поймут, что поощрение инфантильности и наркогипноз гораздо более эффективны, как государственные инструменты, чем дубинки и тюрьмы, и власть над людьми гораздо легче получить, предлагая им приятное, комфортное рабство, вместо того чтобы склонять их к послушанию пинками и поркой», — писал автор «Дивного нового мира» Олдос Хаксли.

2

Результатом описанного порядка становится исчезновение политики — не как работы институтов власти, но как возможности появления несогласия со statusquo, как возможности приведения мира к другой системе, а значит и возможности изменений.

3

Немецкий драматург Хайнер Мюллер (1929–1995) утверждал, что единственная задача искусства — пробудить тоску по другому состоянию мира и именно эта тоска оказывается революционной1. Как художнику пробудить эту тоску сегодня, вообще как смотреть на мир, когда реальность постоянно ускользает, заменяется вторичной реальностью симулякров? Как сказать что-то новое когда любая претензия на истинность со стороны кажется наивной и подвергается критике? Можно ли сказать нечто о человеке серьезно после того, как сама возможность серьезного высказывания была отменена?

1. Theater; In Germany, a Warning From Heiner Muller. New York Times. URL: https://www.nytimes.com/1990/07/08/theater/theater-in-germany-a-warning-from-heiner-muller.html (датаобращения: 17.06.2020).
4

Исследуя несущее в себе критику современного порядка визуальное искусство, возникшее в последние годы на Ближнем Востоке, автор стремится поставить важные вопросы, касающиеся осмысления современной ситуации не только внутри региона, но и в мире в целом. Данная статья — попытка ответить на вопрос, каков революционный потенциал искусства, когда иллюзий насчет радикальных изменений системы не осталось и сама идея революции ушла в прошлое.

5

Революция в эпоху «пост-идеологической» меланхолии Исследователи называют последние десятилетия «текучей современностью» или временем «безвременья», главными чертами которого стали изменчивость, скорость, легкость и гибкость. В отличие от ХХ века, времени войн, революций и веры в возможность изменения мира и построения некой прочной структуры, предлагаемой модернистскими проектами, современность — время, лишенное иллюзий. Современность течет и в любой момент может принять любую форму, однако эта форма никогда не станет радикально ломать уже наработанное. Чтобы сохранить statusquo современность должна постоянно меняться… не изменяясь. Говоря о сегодняшнем обществе, социолог Зигмунт Бауман использовал метафору «текучести». Утрата устойчивости мира, неопределенность жизненной политики и будущего — вот черты «пост-идеологической» эпохи, «постсовременности», современности без иллюзий. По словам Баумана, нашу «форму современности» отличает одна особенность: «постепенный крах и быстрый конец иллюзии времен ранней современности: веры в то, что есть конец дороге, по которой мы движемся, достижимая цель исторического изменения, состояние совершенства, которое будет достигнуто завтра, в следующем году или в следующем тысячелетии, некое хорошее общество, справедливое и бесконфликтное во всех или некоторых из многих его постулированных аспектов» [Бауман, 2008, с. 36].

всего просмотров: 325

Оценка читателей: голосов 0

1. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: издательство АСТ, 2015. — 576 с. [Fukuyama F. The End of History and the Last Man. Moscow: AST, 2015. — 576 p. (In Russian)].

2. Капустин Б. Рассуждения о «конце революции». М.: Изд-во Института Гайдара, 2019. — 144 с. [Kapustin B. Consideration on the End of Revolution. Moscow: Gaidar Institute Publishing House, 2019. — 144 p. (In Russian)].

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. — 387 с. [Baudrillard J. Symbolic Exchange and Death. Moscow: Dobrosvet, 2000. — 387 p. (In Russian)].

4. Бодрийяр. Ж. Город и ненависть. Журнал Логос. М.: «Территория будущего». 2006. — 815 с. [Baudrillard J. City and Hatered. Moscow: «Territory of the Future», 2006. — 815 p. (In Russian)].

5. Дубровская Д. В. Зрение как зеркало: европейские теории визуальности и «аккомодативный» стиль художников-иезуитов в Китае. Вопросы философии. 2019. № 4. с. 166–172 [Dubrovskaya D. V. Vision as a Speculum: European Visual Theories, and Jesuit Artists’ Accomodative Style in China. 2019. No. 4. Pp. 166–172].

6. Рансьер Ж. Несогласие. Спб.: Machina, 2013. — 192 с. [Ranciere J. Disagreement. Saint-Petersburg: Machina, 2013. — 192 p. (In Russian)].

7. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. Спб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. — 263 c. [Ranciere J. The Distribution of the Sensible. Saint-Petersburg: European University Publishing House, 2007. — 263 p. (In Russian)].

8. Гройс Б. Политика поэтики. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. — 400 c. [Groys B. Politics of Poetics. Moscow: Ad Margined Press, 2012. — 400 p. (In Russian)].

9. Theater; In Germany, a Warning From Heiner Muller. New York Times. URL: https://www.nytimes.com/1990/07/08/theater/theater-in-germany-a-warning-from-heiner-muller.html (дата обращения: 17.06.2020).

10. XV Малые Банные чтения «Тягучая современность: постмодернистская по форме, консервативная по содержанию et vice versa» (Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 24–25.05.2019). НЛО. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/160_nlo_6_2019/ (дата обращения 18.06.2020).

11. Борис Гройс об Ольге Чернышевой. В поисках долгого воскресения. Spectate.ru. URL: https://spectate.ru/boris-groys-olga-chernysheva/#easy-footnote-3-2908 (дата обращения 18.06.2020).

12. Иранец Кейван Карими: режиссер сродни художнику граффити. Global Voices. URL: https://ru.globalvoices.org/2016/12/07/55030/ (дата обращения: 18.06.2020).

13. One Person’s Story. Human Rights & Democracy for Iran. IranRights.org. URL: https://www.iranrights.org/memorial/story/28400/parvaneh-eskandari-foruhar (дата обращения: 18.06.2020)

14. Writing on the City Keywan Karimi. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3laaKrp5ebE (дата обращения 18.06.2020).

15. Война здесь: как понимать позднего Годара. Afisha.ru. URL: https://daily.afisha.ru/cinema/9044-voyna-zdes-kak-ponimat-pozdnego-godara/ (дата обращения: 18.06.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх