Пища как властный ресурс у амгуэмских оленеводов: по дневникам В.Г. Кузнецовой

 
Код статьиS086954150004881-9-1
DOI10.31857/S086954150004881-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
младший научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
научный сотрудник, Чукотский филиал СВФУ
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия; ул. Студенческая 3, Анадырь, 689000, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы43-60
Аннотация

В данной статье рассматривается питание амгуэмских чукчей как средство выстра‑ ивания социальной иерархии в коллективе. Ключевым источником исследования стали полевые дневники Варвары Григорьевны Кузнецовой — советского этногра‑ фа, кочевавшего с оленеводами в Амгуэмской тундре на Чукотке на протяжении трех лет с 1948 по 1951 г. Распределение пищевого ресурса в чукотских семьях от‑ личалось асимметричностью. Анализ различий позволяет показать особенности властных отношений у оленных чукчей. Характерной чертой этих отношений яв‑ лялась ситуативность. Человек, распределявший продукты питания, воспроизво‑ дил или “озвучивал” существовавшие в коллективе иерархии. Однако, во‑первых, они могли быть оспорены другими участниками интеракции, а во‑вторых, в раз‑ личные моменты и периоды повседневной жизни роль дистрибьютора пищевого и властного ресурсов выполняли разные люди.

Ключевые словапища, властные отношения, Чукотка, амгуэмские чукчи, оленеводство
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 17-78-10125]
Дата публикации25.05.2019
Кол-во символов41470
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Во всех культурах еда, будучи необходимой для удовлетворения естественной потребности человека, а также служащая источником удовольствия, сопровождающего ее принятие, связана с самыми разными сферами жизни людей: с хозяйственно-экономической деятельностью, экономическим и символическим обменом; она находит свое отражение в ритуале, идентичности, власти. Как отметили авторы историографического обзора по антропологии пищи С. Минц и К. Дюбуа, “наряду с дыханием питание, возможно, является самой необходимой для жизни человека деятельностью, и оно наиболее тесным образом переплетено с социальной жизнью людей” (Mintz, Du Bois 2002: 102).
2 В литературе уже есть примеры исследования связи между властью и питанием людей (Codere 1957: 473–486; Goody 1982; Mintz 1985). Однако в работах по этнографии чукчей этому аспекту практически не уделялось внимания. В целом ряде работ, например, подробно описаны существовавшие как у оленеводов, так и у морских зверобоев различные блюда, но не очень детально раскрыты контексты и ситуации их употребления (Афанасьева, Симченко 1993: 56–100; Богораз 1991: 126–142; Вдовин, Батьянова 2010: 517–543). Говоря об исследованиях питания на Чукотке, следует упомянуть работы С. Ямин-Пастернак по употреблению грибов (см., напр.: Yamin-Pasternak 2008: 214–222; 2009: 49–56), а также ее статьи в соавторстве с другими учеными, посвященные использованию воды и ферментированных продуктов в советский и постсоветский периоды в районе Берингова пролива (Yamin-Pasternak et al. 2014: 619–646; 2017: 117–136). В упомянутых исследованиях поднимается вопрос о влиянии государства на систему питания людей, их отношение к пище и ее чувственное восприятие.
3 В данной статье рассматривается питание оленеводов Амгуэмской тундры в контексте властных отношений на уровне локального сообщества, показывается, что распределение продуктов в чукотских хозяйствах не было “коммунистическим”, напротив, оно отличалось асимметричностью. Анализ выявленных различий позволяет не только увидеть, что социальная иерархия влияла на состав, качество и количество потребляемой человеком пищи, но и выделить особенности властных отношений в семьях оленных чукчей. Одной из этих особенностей была ситуативность. Колебания в отношениях власти улавливались людьми, что проявлялось в их действиях, в т. ч. в пищевых практиках.
4 Я использую термин “власть” в соответствии с традицией, восходящей к М. Веберу, как вероятность того, что актор будет в состоянии реализовать свою волю в социальном отношении (даже если встретит сопротивление), независимо от того, на чем эта вероятность основывается (цит. по: Крадин 2004: 87). Схожие определения давали Т. Диц и Т. Бернс, М. Фуко, Э. Гидденс (Dietz, Burns 1992: 190; Foucault 1986: 220; Giddens 1993: 117–118). При такой трактовке отпадает вопрос об эгалитаризме. В любом человеческом коллективе одни навязывают свою волю другим, и для этого вовсе не нужны формализованные институты власти. В общем, как отметил А.В. Головнев, нужно “расстаться с наукомифом о первобытном коммунизме или изначальном эгалитаризме”, ведь уже у приматов существуют иерархические отношения (Головнев 2009: 129).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 757

Оценка читателей: голосов 0

1. Андронов Б.М. Коллективизация по-чукотски. 1951–1952 гг. // Тропою Богораза: научные и литературные материалы / Отв. ред. Л.С. Богословская, В.С. Кривощеков, И.И. Круп‑ ник. М.: Институт наследия Геос, 2008. С. 102–126.

2. Афанасьева Г.И., Симченко Ю.Б. Традиционная пища береговых и оленных чукчей // Сибир‑ ский этнографический сборник — 6. Кн. 1. Народы Сибири. Вып. XXIV. М.: ИЭА РАН, 1993. С. 56–100.

3. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Восточная литература, 1991.

4. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

5. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Социология социального про‑ странства / Отв. ред. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С. 64–86.

6. Вдовин И.С., Батьянова Е.П. Хозяйство и материальная культура // Народы Северо-Востока Сибири / Отв. ред. Е.П. Батьянова, В.А. Тураев. М.: Наука, 2010. С. 517–543.

7. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2008.

8. Галкин Н.А. В земле полуночного солнца: Чукотский полуостров. Дневник наблюдений и впе‑ чатлений. М; Л.: Молодая гвардия, 1929.

9. Головнев А.В. Антропология движения: древности Северной Евразии. Екатеринбург: УрО РАН; Волот, 2009.

10. Давыдова Е.А. Властные отношения в семейно-родственных коллективах оленных чукчей (по материалам XIX — первой половины XX в.). Дис. … канд. ист. наук. Музей антропо‑ логии и этнографии РАН, СПб., 2015а.

11. Давыдова Е.А. Действия, чувства, восприятие: анализ полевой работы В.Г. Кузнецовой // Тео‑ рия и практика исследования этнокультурных комплексов: посвящается 65-летию со дня рождения В.А. Козьмина / Отв. ред. И.И. Верняев, С.Б. Егоров, А.Г. Новожилов, Н.А. Попов. СПб.: Институт истории СПбГУ, 2015б. С. 12–14.

12. Давыдова Е.А. Полевые дневники В.Г. Кузнецовой как этнографический источник // Универ‑ ситетский научный журнал. 2015в. № 15. С. 160–167.

13. Каллиников Н.Ф. Наш крайний Северо-Восток. СПб.: Типография Морского министерства, 1912.

14. Козьмин В.А. Этнографический источник и полевая этнография // Историческая этнография. 1993. Вып. 3. С. 152–159.

15. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М.: Логос, 2004.

16. Мерк К. Описание обычаев и образа жизни чукчей // Этнографические материалы СевероВосточной географической экспедиции: 1785–1795 гг. Магадан: Магаданское книжное издательство, 1978. С. 98–151.

17. Михайлова Е.А. Фотографии из экспедиции Варвары Григорьевны Кузнецовой (1948– 1951 гг.) // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры (Сборник МАЭ. Т. LIX) / Отв. ред. В.А. Прищепова. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 112–133.

18. Михайлова Е.А. Скитания Варвары Кузнецовой. Чукотская экспедиция Варвары Григорьевны Кузнецовой. 1948–1951 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2015.

19. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

20. Хаховская Л.Н. Полевые исследования В.Г. Кузнецовой в Амгуэмской тундре // Этнографи‑ ческое обозрение. 2016. № 3. С. 83–95.

21. Codere H. Kwakiutl Society: Rank and Class // American Anthropology. 1957. No. 59 (3). P. 473– 486.

22. Dietz T., Burns T.R. Human Agency and the Evolutionary Dynamics of Culture // Acta Sociologica. 1992. No. 35 (3). P. 187–200.

23. Foucault M. Disciplinary Power and Subjection // Power / Ed.S. Lukes. Oxford: Blackwell, 1986. P. 229–242.

24. Giddens E. New Rules of Sociological Method: A Positive Critique of Interpretative Sociologies. Cambridge: Polity Press, 1993.

25. Goody J. Cooking, Cuisine and Class: A Study in Comparative Sociology. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

26. Habeck O. What It Means to Be a Herdsman: The Practice and Image of Reindeer Husbandry among the Komi of Northern Russia. Munster: LIT, 2005.

27. Lederman R. Pretexts for Ethnography: On Reading Fieldnotes // Fieldnotes: The Making of Anthropology. N.Y.: Cornell University Press, 1990. P. 71–91.

28. Mintz S. Sweetness and Power: The Place of Sugar in Modern History. N.Y.: Penguin, 1985.

29. Mintz S., Du Bois C. The Anthropology of Food and Eating // Annual Review of Anthropology. 2002. Vol. 31. P. 99–119.

30. Sanjek R. A Vocabulary for Fieldnotes // Fieldnotes: The Making of Anthropology. N.Y.: Cornell University Press, 1990. P. 92–138.

31. Yamin-Pasternak S. From Disgust to Desire: Changing Attitudes toward Beringian Mushrooms // Economic Botany. 2008. No. 62 (3). P. 214–222.

32. Yamin-Pasternak S. The Day that Feeds a Year: Ethnography of Mushrooming in the Russian Arctic // Fungi. 2009. No. 2 (2). P. 49–56.

33. Yamin-Pasternak S., Kliskey A., Alessa L., Pasternak I., Schweitzer P. The Rotten Renaissance in the Bering Strait: Loving, Loathing, and Washing the Smell of Foods with a (Re)Acquired Taste // Current Anthropology. 2014. Vol. 55. No. 5. P. 619–646.

34. Yamin-Pasternak S., Schweitzer P., Pasternak I., Kliskey A., Alessa L. A Cup of Tundra: Ethnography of Thirst and Water in the Bering Strait // Meanings and Values of Water in Russian Culture / Eds. J. Costlow, A. Rosenholm. L.: Routledge, 2017. P. 117–136.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх