Kyrgyz National Felt Products: Modern Transformations [Kyrgyzskiie natsional’nye voilochnye izdeliia: sovremennye transformatsii]

 
PIIS086954150004187-5-1
DOI10.31857/S086954150004187-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of History and Cultural Heritage, National Academy of Science of the Kyrgyz Republic
Address: 256a Chuy St., Bishkek City, 720071, Kyrgyz Republic
Affiliation: Kyrgyz-Turkish Manas University
Address: 56 Mira Ave., Bishkek, 720044, Kyrgyz Republic
Affiliation: Institute of History and Cultural Heritage, National Academy of Science of the Kyrgyz Republic
Address: 256a Chuy St., Bishkek City, 720071, Kyrgyz Republic
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition1
Pages166-180
Abstract

For ages, felt had great importance in the subsistence of nomad pastoralists of Eurasia. Among the Kyrgyz, each household was engaged in the processing of wool and dressing of felt. Traditional household items, clothing, and equipment were considered part of the cultural heritage. However, the profound transformations that have taken place since the collapse of the Soviet Union have also affected domestic crafts in general, including the production of felt. There is a tendency toward the loss of technological skills which is observed among the broader masses of the population, since many families have ceased to deal with felting. On the other hand, there is being formed a segment of artisans who are able to successfully adapt to the current market conditions and requirements. We attempt to examine and discuss the transformations that the production, use, and cultural importance of felt have undergone for the past two decades. 

Keywordswool, felt, domestic crafts, technology, designer, fashion designer, assortment, market
Received24.03.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters38172
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Значение войлока в жизнеобеспечении кочевников. Войлок занимал особое место в материальной культуре кочевников евразийского горностепного пространства с глубокой древности (Арутюнов 1989: 20). В условиях доминирования экстенсивного скотоводства и мобильного образа жизни это выглядело естественно, поскольку войлок был доступным и практичным материалом.
2 Коллекция алтайских войлоков VI–IV в. до н.э., хранящихся в Эрмитаже, насчитывает 180 образцов. Войлоки имели различное применение: тонкие, великолепно скатанные из белой шерсти шли на изготовление одежды, чулок, конских седельных покрышек. Из более толстого войлока изготовляли потники, чепраки, ковры, а из толстой черной шерсти выделывали кошмы, которыми не только утепляли стены и полы жилищ, но и устилали стены и полы погребальных камер (Полосьмак, Баркова 2005: 105).
3

Во времена монголов большинство рядовых воинов кочевников Тянь-Шаня использовали мягкие виды доспехов, в том числе изготовленные из войлока. На голове они носили войлочные шапки с околышем и широким назатыльником, закрывавшим шею (Акматов, Табалдиев 2017: 15, 17). Кошма применялась в Средние века в погребальных обрядах1. Войлочный ковер белого цвета и в наши дни используют для оборачивания тела покойного, а в момент погребения изделие забирают для последующего применения.

4 Кочующие по сезонным пастбищам кыргызы нуждались в удобных конструкциях для перевозки предметов жизнеобеспечения. Прежде всего важно было иметь переносного типа жилище, мягкие части которого (үзүк, туурдук, түндүк жабуу) состояли из войлока. Ими покрывали деревянный каркас юрты, жерди и дымоходное отверстие (Кочкунов, Алымбаева 2016: 147–149). В прошлом войлок являлся незаменимым материалом, который отличался прочностью и служил защитой жилища от холода, дождя, сырости, ветра и солнца (Сулайманов и др. 2016: 192). Из войлока шили национальный головной убор калпак, халаты чепкен и другие виды традиционной одежды. Сделанные из этого материала предметы занимали важное место во внутреннем убранстве переносных жилищ. Ала кийиз (пестрый войлочный ковер, изготовленный способом вваливания) и шырдак (сшитый в два слоя орнаментированный войлок) выполняли функцию ковров, которые стелили на пол, а однотонную небелую кошму использовали в изготовлении настенного панно туш кийиз, обеспечивающего тепло в помещении. Вещи и посуду хранили в войлочных сумках: аяк кап, чыны кап, баштык, текче. Из кошмы, как правило, изготавливали потники и попоны. Об ассортименте традиционных изделий, технологии изготовления, некоторых локальных особенностях, узорах, терминологии, коллективной взаимопомощи и других вопросах, связанных с войлоком (см. подробнее: Махова, Черкасова 1968: 13–30; Антипина 1962: 22–41; Japarov, Sulaimanov et al. 2002: 60–84).
5 Значение войлочных изделий в жизни кочевников-кыргызов было обусловлено не только особенностями хозяйственного уклада и природно-климатических условий. Важную роль здесь также сыграли многовековые традиции переработки и изготовления предметов из шерсти. М. Венюков писал: “Главное рукоделье кара-киргизов и есть приготовление войлоков, отличающихся у них большою прочностью. Особенно известны этого рода изделиями дикокаменные, кочующие по Таласу. Они валяют не только простые кошмы, т.е. четыреугольные войлоки, но и шапки, даже целые бурки” (Венюков 1861: 36).

views: 2173

Readers community rating: votes 0

1. Abramzon, S.M., K.I. Antipina, G.P. Vasilieva, E.I. Makhova, and D. Sulaimanov. 1958. Byt kolkhoznikov kirgizskikh selenii Darkhan i Chichkan [The Life of the Collective Farmers of the Kyrgyz Villages of Darkhan and Chickan]. Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR.

2. Akmatov, K.T., and K.Sh. Tabaldiev. 2017. Kompleks vooruzheniia kochevnikov Tian’-Shania v mongol’skoe vremia (po arkheologicheskim dannym) [The Range of Weapons of Tien-Shan during Mongolian Time (According to Archeological Data)]. Teoriia i praktika arkheologicheskikh issledovanii 3 (19): 7–20.

3. Antipina, K.I. 1962. Osobennosti material’noi kul’tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov [Features of Material Culture and Applied Arts of Southern Kyrgyz]. Frunze: Izdatel’stvo Akademii nauk Kirgizskoi SSR.

4. Arutiunov, S.A., ed. 1989. Material’naia kul’tura [Material Culture]. Moscow: Nauka.

5. Batyreva, S.G., and K.P. Batyreva. 2017. Kul’turnoe nasledie i turizm: voilok v sovremennoi khudozhestvennoi praktike Kalmykii [Cultural Heritage and Tourism: the Felt in Modern Artistic Practice of Kalmykia]. Vestnik Kalmytskogo universiteta 35 (3): 18–25.

6. Bolatova, D.G. 2017. Tekhnologiia izgotovleniia voiloka [Felt Production Technology]. Tekhnicheskie nauki — ot teorii k praktike 8 (21): 119–123.

7. Chandybaeva, A.M. 2012. Traditsionnyi kyrgyzskii kostium — istochnik vdokhnoveniia model’erov Kyrgyzstana [Traditional Kyrgyz Costume — the Source of inspiration for Kyrgyz Fashion Designers]. Izvestiia Gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. I. Razzakova 27: 188–191.

8. Dautova, Sh., A.S. Imankulova, and N.T. Urmambetova. 2014. Novye materialy dlia detalei obuvi (stel’ki) [New Materials for Shoe Details (Insoles)]. Izvestiia Gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. I. Razzakova 31: 298–301.

9. Japarov, A., E. Sulaimanov, K. Tashbaeva, and L. Vedutova. 2002. Atlas of Central Asian Artistic Crafts and Trades. Vol. 3. Kyrgyzstan. Bishkek.

10. Kochkunov, A.S., and B. Alymbaeva. 2016. Poselenie i zhilishche [Settlement and Housing]. In Kyrgyzy [The Kyrgyz], edited by A.A. Asankanov, O.I. Brusina, and A.Z. Japarov, 145–168. Moscow: Nauka.

11. Makhova, E.I., and N.V. Cherkasova. 1968. Ornamentirovannye izdeliia iz voiloka. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo kirgizov [Product Ornamentation Made of Felt. Arts and Crafts of Kyrgyz Folk Art]. In Trudy kirgizskoi arkheologo-etnograficheskoi ekspeditsii [The Works of Kyrgyz Archaeological and Ethnographic Expedition], edited by S.V. Ivanov and K.I. Antipina, 5: 13–30. Moscow: Nauka.

12. Omurbekov, Ch.K. 1991. Materialy i tkani dlia izgotovleniia traditsionnoi odezhdy kyrgyzov v kontse

13. XIX — nachale XX v. [Materials and Fabric for Kyrgyz Traditional Dress Production in the Late 19th and early 20th centuries]. In Nekotorye voprosy arkheologii i etnografii Kyrgyzstana [Some Archeology and Ethnography Issues of Kyrgyzstan], edited by A. Asankanov, 34–42. Bishkek: Kyrgyzskii gosudarstvennyi universitet.

14. Ploskikh, V.M. 2014. Kirgizy i Kkokandskoe khanstvo [The Kyrgyz and Kokand khanate]. Vol. 2. Bishkek: Izdatel’stvo KRSU.

15. Polosmak, N.V., and L.L. Barkova. 2005. Kostium i tekstil’ pazyryktsev Altaia (IV–III v. do n.e.) [Suit and textile of Altai pazyryks (IV–III b.c.)]. Novosibirsk: InFolio.

16. Sulaimanov, E. Zh., Ch.T. Satybaldieva, N.I. Sultanalieva, and O.E. Kapalbaev. 2016. Khudozhestvennye promysly [Arts and crafts]. In Kyrgyzy [The Kyrgyz], edited by A. Asankanov, O.I. Brusina, and A.Z. Japarov, 190–214. Moscow: Nauka.

17. Tashtobaeva, B.E., and F.I. Maslianova. 2012. Natsional’naia vyshivka v voilochnykh izdeliiakh [National Embroidery in Felt Products]. In Izvestiia Gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. I. Razzakova 27: 191–193.

18. Tishkov, V.A. 2000. Antropologiia rossiiskikh transformatsii [Anthropology of Russian Transformations]. Etnograficheskoe obozrenie 1: 3–19.

19. Toktosunova, G.I. 1993. Kyrgyzskoe sovremennoe narodnoe iskusstvo: opredelenie i klassifikatsiia [Contemporary Kyrgyz Folk Art: Definition and Qualification]. In Nekotorye aspekty izucheniia kyrgyzskogo iskusstva [Folk Aspects of Kyrgyz Art Study], edited by A.A. Akmataliev, R.A. Bakinova, and K.Sh. Diushaliev, 140–153. Bishkek: Tipografiia Akademii nauk Respubliki Kyrgyzstan.

20. Veniukov, M. 1861. Ocherki Zailiiskogo kraia i Prichuiskoi strany [Essays of Zailisk Valley and Chui Country]. Zapiski Russkogo geograficheskogo obshchestva 4: 110.

Система Orphus

Loading...
Up