Кыргызские национальные войлочные изделия: современные трансформации

 
Код статьиS086954150004187-5-1
DOI10.31857/S086954150004187-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: к. и. н., ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики
Адрес: Чуй пр. 265а, Бишкек, 720071, Кыргызская Республика
Должность: доцент гуманитарного факультета
Аффилиация: Кыргызско-Турецкий университет “Манас”
Адрес: пр. Мира 56, Бишкек, 720044, Кыргызская Республика
Должность: аспирант
Аффилиация: Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики
Адрес: Чуй пр. 265а, Бишкек, 720071, Кыргызская Республика
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы166-180
Аннотация

Испокон веков войлок играл огромную роль в жизнеобеспечении кочевников-скотоводов Евразийского пространства. В каждом домохозяйстве кыргызов традиционно занимались обработкой шерсти и выделкой кошмы. С распадом Советского Союза область домашних промыслов Кыргызстана переживает глубокие изменения. Они затрагивают и сферу производства войлочных изделий (одежды, предметов быта, снаряжения), которая является важной частью культурного наследия региона. Многие семьи перестали заниматься валянием войлока, что привело к утрате навыка изготовления войлочных изделий у значительной части населения. С другой стороны, наблюдается формирование ремесленного сегмента, который успешно адаптируется к современным требованиям рынка. Авторы статьи проанализировали трансформации, связанные со сферой производства и применения войлочных изделий, происходящие два последних десятилетия.

Ключевые словакыргызы, постсоветский период, шерсть, войлок, домашние промыслы, технология, ассортимент, рынок
Получено24.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов38172
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Значение войлока в жизнеобеспечении кочевников. Войлок занимал особое место в материальной культуре кочевников евразийского горностепного пространства с глубокой древности (Арутюнов 1989: 20). В условиях доминирования экстенсивного скотоводства и мобильного образа жизни это выглядело естественно, поскольку войлок был доступным и практичным материалом.
2 Коллекция алтайских войлоков VI–IV в. до н.э., хранящихся в Эрмитаже, насчитывает 180 образцов. Войлоки имели различное применение: тонкие, великолепно скатанные из белой шерсти шли на изготовление одежды, чулок, конских седельных покрышек. Из более толстого войлока изготовляли потники, чепраки, ковры, а из толстой черной шерсти выделывали кошмы, которыми не только утепляли стены и полы жилищ, но и устилали стены и полы погребальных камер (Полосьмак, Баркова 2005: 105).
3

Во времена монголов большинство рядовых воинов кочевников Тянь-Шаня использовали мягкие виды доспехов, в том числе изготовленные из войлока. На голове они носили войлочные шапки с околышем и широким назатыльником, закрывавшим шею (Акматов, Табалдиев 2017: 15, 17). Кошма применялась в Средние века в погребальных обрядах1. Войлочный ковер белого цвета и в наши дни используют для оборачивания тела покойного, а в момент погребения изделие забирают для последующего применения.

4 Кочующие по сезонным пастбищам кыргызы нуждались в удобных конструкциях для перевозки предметов жизнеобеспечения. Прежде всего важно было иметь переносного типа жилище, мягкие части которого (үзүк, туурдук, түндүк жабуу) состояли из войлока. Ими покрывали деревянный каркас юрты, жерди и дымоходное отверстие (Кочкунов, Алымбаева 2016: 147–149). В прошлом войлок являлся незаменимым материалом, который отличался прочностью и служил защитой жилища от холода, дождя, сырости, ветра и солнца (Сулайманов и др. 2016: 192). Из войлока шили национальный головной убор калпак, халаты чепкен и другие виды традиционной одежды. Сделанные из этого материала предметы занимали важное место во внутреннем убранстве переносных жилищ. Ала кийиз (пестрый войлочный ковер, изготовленный способом вваливания) и шырдак (сшитый в два слоя орнаментированный войлок) выполняли функцию ковров, которые стелили на пол, а однотонную небелую кошму использовали в изготовлении настенного панно туш кийиз, обеспечивающего тепло в помещении. Вещи и посуду хранили в войлочных сумках: аяк кап, чыны кап, баштык, текче. Из кошмы, как правило, изготавливали потники и попоны. Об ассортименте традиционных изделий, технологии изготовления, некоторых локальных особенностях, узорах, терминологии, коллективной взаимопомощи и других вопросах, связанных с войлоком (см. подробнее: Махова, Черкасова 1968: 13–30; Антипина 1962: 22–41; Japarov, Sulaimanov et al. 2002: 60–84).
5 Значение войлочных изделий в жизни кочевников-кыргызов было обусловлено не только особенностями хозяйственного уклада и природно-климатических условий. Важную роль здесь также сыграли многовековые традиции переработки и изготовления предметов из шерсти. М. Венюков писал: “Главное рукоделье кара-киргизов и есть приготовление войлоков, отличающихся у них большою прочностью. Особенно известны этого рода изделиями дикокаменные, кочующие по Таласу. Они валяют не только простые кошмы, т.е. четыреугольные войлоки, но и шапки, даже целые бурки” (Венюков 1861: 36).

всего просмотров: 2480

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамзон С.М., Антипина К.И., Васильева Г.П., Махова Е.И., Сулайманов Д. Быт колхозников киргизских селений Дархан и Чичкан // КСИЭ. Новая серия. Т. XXXVII. М.: Изд-во АН СССР, 1958.

2. Акматов К.Т., Табалдиев К.Ш. Комплекс вооружения кочевников Тянь-Шаня в монгольское время (по археологическим данным) // Теория и практика археологических исследований. 2017. № 3 (19). С. 7–20.

3. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе: Изд-во АН Киргизской ССР, 1962.

4. Арутюнов С.А. (отв. ред.) Материальная культура. М.: Наука, 1989.

5. Батырева С.Г., Батырева К.П. Культурное наследие и туризм: войлок в современной художественной практике Калмыкии // Вестник Калмыцкого университета. 2017. № 35 (3). С. 18–25.

6. Болатова Д.Г. Технология изготовления войлока // Технические науки — от теории к практике. 2013. № 8 (21). С. 119–123.

7. Венюков М. Очерки Заилийского края и Причуйской страны // Записки Русского географического общества. Кн. 4. СПб., 1861. С. 110.

8. Даутова Ш., Иманкулова А.С., Урмамбетова Н.Т. Новые материалы для деталей обуви (стельки) // Известия Государственного технического университета им. И. Раззакова. 2014.

9. № 31. С. 298–301.

10. Кочкунов А.С., Алымбаева Б. Поселение и жилище // Кыргызы / Отв. ред. А.А. Асанканов, О.И. Брусина, А.З. Жапаров. М.: Наука, 2016. С. 145–168.

11. Махова Е.И., Черкасова Н.В. Орнаментированные изделия из войлока // Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. Труды киргизской археолого-этнографической экспедиции / Ред. С.В. Иванов, К.И. Антипина. Т. 5. М.: Наука, 1968. С. 13–30.

12. Омурбеков Ч.К. Материалы и ткани для изготовления традиционной одежды кыргызов в конце XIX — начале XX в. // Некоторые вопросы археологии и этнографии Кыргызстана / Отв. ред. А. Асанканов. Бишкек: Кыргызский гос. ун-т, 1991. С. 34–42.

13. Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2014.

14. Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV–III в. до н.э.). Новосибирск: ИнФолио, 2005.

15. Сулайманов Э.Ж., Сатыбалдиева Ч.Т., Султаналиева Н.И., Капалбаев О.Э. Художественные промыслы // Кыргызы / Отв. ред. А. Асанканов, О.И. Брусина, А.З. Жапаров. М.: Наука, 2016. С. 190–214.

16. Таштобаева Б.Э., Маслянова Ф.И. Национальная вышивка в войлочных изделиях // Известия Государственного технического университета им. И. Раззакова. 2012. № 27. С. 191–193.

17. Тишков В.А. Антропология российских трансформаций // Этнографическое обозрение. 2000. № 1. С. 3–19.

18. Токтосунова Г.И. Кыргызское современное народное искусство: определение и классификация // Некоторые аспекты изучения кыргызского искусства / Отв. ред. А.А. Акматалиев, Р.А. Бакинова. Бишкек: Типография Академии наук Республики Кыргызстан, 1993. С. 140–153.

19. Чандыбаева А.М. Традиционный кыргызский костюм — источник вдохновения модельеров Кыргызстана // Известия Государственного технического университета им. И. Раззакова. 2012. № 27. С. 188–191.

20. Japarov A., Sulaimanov E., Tashbaeva K., Vedutova L. Atlas of Central Asian Artistic Crafts and Trades. Vol. 3. Bishkek, 2002.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Современное состояние б. г. — Современное состояние животноводства в Кыргызстане // Агропортал Кыргызстана, новости сельского хозяйства. http://www.agro.kg/ru/cattle_breeding/515/ (дата обращения: 17.12.2018).

Гендиректор ЮНЕСКО б. г. — Гендиректор ЮНЕСКО вручила депутату ЖК сертификат о внесении “Ала-Кийиз” и “Шырдак” в перечень нематериального культурного наследия // Кыргызское национальное информационное агентство “Кабар”. http://old.kabar.kg/rus/science-and-culture/full/51736 (дата обращения 17.12.2018).

Кыргызская юрта 2014 — Кыргызская юрта включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО // Sputnik Кыргызстан. 27.11.2014. https://ru.sputnik.kg/culture/20141127/1013507449.html

Система Orphus

Загрузка...
Вверх