Social Ideal: “Ontological Security” and “Politics of Loneliness”

 
PIIS023620070016683-8-1
DOI10.31857/S023620070016683-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: 123 Naberezhnaya Kanala Griboedova, St. Petersburg 190068, Russian Federation
Journal nameChelovek
EditionVolume 32 Issue №4
Pages5-26
Abstract

The article deals with the problem of development of social ideal through the prism of the theory of ontological security. The research focuses on the relationship between ontological security and social anxiety about overcoming human loneliness. The author believes that Russian existentialism is capable of introducing a relatively new topic in the research of the mechanisms for enabling and sustaining ontological security. Namely, maintaining the ontological security of society is possible through specific models of the so-called “politics of loneliness”. Additionally, the article examines how the anthropological experience of loneliness can lead to self-objectification of the individual within the framework of the so called “vertical” politics of loneliness. In conclusion paper examines the question of whether loneliness can be overcomed without political objectification and what can be considered the opposite of negative “loneliness anxiety”.

Keywordssocial ideal, ontological security, Russian existentialism, loneliness, anxiety
Received27.09.2021
Publication date28.09.2021
Number of characters38458
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

«Онтологическая безопасность» и «экзистенциальная тревога» (постановка проблемы)

2 Выработка «общественного идеала» тесно связана с выстраиванием модели макрополитической идентичности и соответствующими нарративами «символической политики». Однако, почему такие нарративы вообще необходимы, почему обществу без них не обойтись? Ответ на этот вопрос можно найти в теории «онтологической безопасности», получившей свое активное развитие и распространение в современных политических науках «с легкой руки» психолога Рональда Лэйнга (1927–1989) и социолога Энтони Гидденса (р. 1938). Гидденс полагает, что достижение онтологической безопасности связано с ответами на четыре экзистенциальных вопроса, которые он называет четырьмя экзистенциальными измерениями онтологической безопасности человека1: 1) вопрос о природе существования и бытия, об идентичности объектов и событий; 2) о конечности человеческой жизни, заранее осознаваемой человеком; 3) об опыте восприятия других — как индивиды интерпретируют поступки и поведения других индивидуумов; 4) о континууме самоидентичности (self-identity) человека, о постоянстве чувства и самоощущения личности в непрерывности своего «я» и своего «тела» (in a continiouse self and body). Такая самоидентичность (или самосознание) человека не просто «задается» континуумом индивидуального поведения, но должна создаваться и поддерживаться через рутинные рефлексивные процедуры [24, p. 52]. Одним из тезисов моей статьи является идея, что дискуссия об общественном идеале — это и есть фактически совокупность подобных «рутинных рефлексивных процедур», направленных на поддержание самоидентичности и онтологической безопасности, только на коллективном уровне. 1. Собственно, характеристика «онтологическая» и связана с тем, что, по замечанию Гидденса, эти экзистенциальные вопросы соотносятся с самыми глубинными и базовыми параметрами человеческого бытия [24, p. 52].
3 Здесь я опираюсь на развитие концепции онтологической безопасности в области политической теории, которая связана с именами таких ученых, как Дженнифер Митцен, Катарина Киннвалл, Карл Густафcсон, Бахар Румелили, Брент Стил. Согласно Стилу, термин «онтологическая» связывается с базовой внутренней потребностью любого сообщества в «идентичности» на коллективном уровне и вводится по принципу противопоставления «физической» безопасности, на которую традиционно опирался «реалистический» подход к международным отношениям [32, p. 2–3]. Нации или государства, считает Стил, стремятся обладать последовательными нарративами о себе (наподобие четвертого измерения онтологической безопасности у Гидденса), что позволяет сделать их коллективное восприятие мира более предсказуемым и упорядоченным [ibid., p. 3]. При этом национальные лидеры пытаются избегать чувства «стыда», так как «стыд» несовместим с привычными автобиографическими нарративами об идентичности своей нации [ibid., p. 3]. Экзистенциальный вопрос самоидентификации человека связан именно с «нарративностью», с необходимостью выстраивания непрерывной истории человеческого «я», с «хрупкой природой собственной автобиографии» [ibid., p. 72]. Стыд порождает внутренний конфликт и «тревогу» в отношении неспособности использовать привычные нарративы для оправдания своих внутри- и внешнеполитических решений. В попытках избавиться от такой тревоги (и чувства «онтологической небезопасности») сообщества могут пойти на удержание уже рутинизированных практик даже ценой внешнеполитической изоляции или конфликтов. В данной статье я задаюсь вопросом о том, почему так происходит, и предлагаю дополнить четыре измерения онтологической безопасности Гидденса пятым «экзистенциальным вопросом»: каковы способы преодоления одиночества, позволяющие человеку избежать социально-политической объективации?

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 769

Readers community rating: votes 0

1. Allenov M.M. “Yavlenie Hrista narodu” v 1858 godu kak simvol i simptom istoricheskogo momenta [“The Appearance of Christ before the People” in 1858 as a Symbol and Symptom of the Historical Period]. Istoricheskie issledovaniya [History Studies]. 2015. N 2. P. 230–245.

2. Akopov S.V. Transkul'turnye eksperimenty transnacional'nogo intellektuala [Transcultural experiments of a transnational intellectual]. HOMO SCRIPTOR: Sbornik statej v chest' 70-letiya M.N. Epshtejna [HOMO SCRIPTOR: The collection of articles to the 70th birthday of Mikhail Epstein], ed. by M. Lipovecky. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2020. P. 56–81.

3. Apresyan R.G. Ideal romanticheskoj lyubvi v “postromanticheskuyu epohu” [The ideal of romantic love in the “post-romantic era”]. Eticheskaya mysl' [Ethical Thought]. 2019. N 6. P. 201–218.

4. Berdyaev N.A. Novoe religioznoe soznanie i obshchestvennost' [New religious consciousness and society]. St.-Petersburg: M.V. Pirozhkov Publ., 1907.

5. Berdyaev N.A. Samopoznanie [Self-Knowledge]. Leningrad: Lenizdat Publ., 1991.

6. Berdyaev N.A. Tvorchestvo i ob"ektivatsiya. Opyt eskhatologicheskoi metafiziki [Creativity and objectification. The experience of eschatological metaphysics]. Carstvo Duha i carstvo kesarya [The Kingdom of the Spirit and the Kingdom of Caesar]. Moscow: Respublika Publ., 1995. P. 164–286.

7. Berdyaev N.A. Ya i mir ob"ektov. Opyt filosofii odinochestva i obshcheniya [Me and world of objects: the experience of philosophy of loneliness and communication]. Parizh: Ymca-Press, 1934.

8. Gaponenkov A.A. Epistolyarnyj dialog S.L. Franka i N.A. Berdyaeva (1923–1947) [Epistolary dialogue of S.L. Frank and N.A. Berdyaev (1923–1947)]. Voprosy filosofii. March 13, 2014. [Electronic resource]. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=913 (date of access: 15.05.2021).

9. Zhukova O.A. Opyt o russkoj kul'ture. Filosofiya istorii, literatury i iskusstva [An essay on Russian culture: philosophy of history, literature and art]. Moscow: Soglasie Publ., 2019.

10. Ivanov A. Yavlenie Hrista narodu [The Appearance of Christ Before the People], Gosudarstvennyj russkij muzej [The State Russian Museum]. (The photo was taken by the author of the article on May 27, 2021).

11. Kara-Murza A.A. Sorrento Vladimira Solov'eva. 1876. [Sorrento of Vladimir Solovyov. 1876.]. Moscow: Akvilon Publ., 2020.

12. Mamardashvili M.K. Odinochestvo – moya professiya. [Loneliness is my profession]. Ocherk sovremennoj evropejskoj filosofii [An essay on Modern European Philosophy]. Moscow: Azbuka Publ., 2012. P. 533–566.

13. Porus V.N. N.A. Berdyaev: Eskhatologiya svobody [N. Berdyaev: Eschatology of freedom]. N.A. Berdyaev i edinstvo evropejskogo duha [N.A Berdyaev and the unity of the European Spirit], ed. by V. Porus. Moscow: St. Andrew's Biblical Theological Institute Publ., 2007. P. 142–178.

14. Senokosov Yu. Vstrechi (Merab Mamardashvili i o. Aleksandr Men). [Merab Mamardashvili and Father Alexander Men]. [Electronic resource]. URL: http://rusliberal.ru/books/Men_Mamarda.pdf (date of access: 15.05.2021).

15. Cygankov A.S., Obolevich T. S.L. Frank v Tret'em Rejhe: zametki k biografii [S.L. Frank in the Third Reich: Notes for a Biography]. Chelovek. 2021. Vol. 32, N 1. P. 109–127.

16. Tsymbursky V.L. Rossiya — Zemlya za Velikim Limitrofom: civilizaciya i ee geopolitika. [Russia — the Land beyond the Great Limitrophe: civilization and its geopolitics]. Geopolitika: antologiya [Geopolitics: an anthology]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 2006. P. 935–966.

17. Jaspers K. Filosofskaya vera [Philosophical Faith and Revelation]. Smysl i naznachenie istorii [The Origin and Goal of History], trans. from German by M.I. Levina. Moscow: Politizdat Publ., 1991. P. 420–508.

18. Akopov S. Russia’s “Fortresses of Solitude”: Social Imaginaries of Loneliness after the Fall of the USSR. Social Science Information. 2020. Vol. 59, N 2 (June). P. 288–309.

19. Arfi B. Security qua Existential Surviving (While Becoming Otherwise) through Performative Leaps of Faith. International Theory. 2020. Vol. 12, N 2. P. 291–305.

20. Arendt H. The Origins of the Totalitarianism. Orlando: A Harvest Book, 1994.

21. Bader M. Progressives Need to Fight America's Deadly Epidemic of Loneliness. Psychology Today. December 23, 2015. [Electronic resource]. URL: https://www.psychologytoday.com/sg/blog/what-is-he-thinking/201512/the-politics-loneliness?amp (date of access: 12.05.2021).

22. Berenskoetter F. Anxiety, Time, and Agency. International Theory. 2020. Vol. 12, N. 2. P. 273–290.

23. Freeden M. After the Brexit referendum: revisiting populism as an ideology. Journal of Political Ideologies. 2017. Vol. 22, N 1. P. 1–11.

24. Giddens A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Modern Age. USA: Stanford University Press, 1991.

25. Gustafsson K, Krickel-Choi N. Returning to the roots of ontological security: insights from the existentialist anxiety literature. European Journal of International Relations. 2020. Vol. 26(3). P. 875–895.

26. John T. How the World's First Loneliness Minister Will Tackle “the Sad Reality of Modern Life”. Times. April 25, 2018. URL: https://time.com/5248016/tracey-crouch-uk-loneliness-minister/ (date of access: 12.05.2021).

27. Kinnvall C, Mitzen J. Anxiety, Fear, and Ontological Security in World Politics: Thinking with and beyond Giddens. International Theory. 2020. Vol. 12, N 2. P. 240–256.

28. Marčenko T. Marginal: nobelevskoe delo N.A. Berdyaeva. V arkhive shvedskoi akademii [A “marginal”: the file N. Berdjaev in the archives of the Swedish Academy]. Revue des études slaves, LXXXVII-3-4. 2016. P. 433–456.

29. Mijuskoviс B. Loneliness in Philosophy, Psychology, and Literature. Bloomington: iUniverse, 2012.

30. Moustakas C., Moustakas K. Loneliness, Creativity and Love: Awakening Meanings in Life. Philadelphia: Xlibris, 2004.

31. Rumelili B. Integrating Anxiety into International Relations Theory: Hobbes, Existentialism, and Ontological Security. International Theory. 2020. Vol. 12, N 2. P. 257–272.

32. Steele B. Ontological Security in International Relations. Self‐Identity and the IR State. London and New York: Routledge, 2008.

33. Olds J., Schwartz. R. The Lonely American. Drifting Apart in the Twenty-first Century. Boston: Beacon Press, 2009.

34. Ortega y Gasset J. The Revolt of the Masses. New York: W.W. Norton & Company, 1993.

35. Umbach M., Humphrey M. Authenticity: The Cultural History of a Political Concept. London: Palgrave Macmilla, 2018.

Система Orphus

Loading...
Up