On the Forms and Content of Moral Instruction in School Books and Children’s Reading Books of the 16th to the Early 19th Centuries. Part I

 
PIIS023620070010039-9-1
DOI10.31857/S023620070010039-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior research fellow
Affiliation: RAS Institute of Philosophy
Address: 12/1 Goncharnaya Str., Moscow 109240, Russian Federation
Journal nameChelovek
EditionVolume 31 Issue №3
Pages116-134
Abstract

School institutions of various levels were one of the important agents of the moral reform movement characterizing early modern European society. Schools instilled certain moral values and models of decent behavior also through elementary textbooks and children’s reading books. Despite significant conservatism of this book production, its analysis for a long period of time allows to notice several changes: in the method of reasoning about the virtuous and vicious; argumentation in favor of certain patterns of behavior; the emergence of new thematic blocks that verifies the influence of philosophical thought of that era on educational literature. The first part of the study analyzes the main forms of instructive material in school books and children’s reading books. Collections of Biblical excepts, religious-moralistic proverbs and maxims (Spruchbücher), catalogues of obligations (in form of the so-called “house-tables” (Haustafel) and threefold duties in relation to God, himself, and the neighbor), rules of decorum, instructive stories, virtuous examples, instructive visual images and collections of allegorical pictures-emblems – all these forms go back to various book genres, could coexist in the same textbook or compete with each other.

Keywordsmoral instruction, school textbook, early modern time, Biblical and moralistic maxims, “tables” of obligations, rules of decorum, visualization of moral precepts
Received24.03.2020
Publication date30.06.2020
Number of characters24195
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Европейская история с XVI и до начала XIX века характеризуется масштабными процессами нравственного реформирования, в которые были вовлечены государственные, церковные и общественные институты. Общей целью нравственно-преобразующих усилий было изменить нравственное сознание и поведение людей, что достигалось с помощью многообразных инструментов контроля и дисциплинирования [2], но также и воспитательно-пропагандистскими методами.
2 Последние активно применялись, в частности, в школьных институциях разного уровня — приходских, монастырских, орденских, городских, частных, гимназических и университетских и т.п. Все они, конечно, значительно отличались по организации, объему и сложности предлагавшихся знаний. Но лишь с незначительной долей упрощения можно утверждать, что до формирования государственной системы секулярного образования (первые значимые попытки которого приходятся на середину XVIII века, хотя элементы государственного регулирования или контроля появляются значительно раньше), школа в ее широком понимании и в католических, и в протестантских регионах ставила перед собой две основные задачи: религиозно-нравственное воспитание (pietas) и собственно образовательную задачу — стяжание мудрости (sapientia). При этом сугубо академические цели долго имели скорее подчиненный характер, выходя на первый план в образовательных учреждениях среднего и высшего уровня; преимущественное значение имело усвоение учениками определенного типа благочестия или набожности и основных норм христианской морали и этоса. Таким образом, речь шла в первую очередь о том, чтобы сформировать доброго христианина (при том, что содержательное наполнение данного понятия могло со временем несколько меняться и расширяться), а не образованного человека [16, c. 151; 34, c. 104]. Школа как институт, дающий конкретные практические знания и навыки — это явление, постепенно складывающееся лишь в XVIII веке.
3 В настоящем исследовании, которое состоит из двух частей, будет предпринята попытка проанализировать, в какой мере школьные учебники и книги для чтения раннего Нового времени выступали инструментом формирования определенного нравственного сознания и поведения детей. В первой части мы остановимся на том, в каких формах нравственное назидание присутствовало в учебной литературе; вторая часть посвящена анализу конкретного содержания этого назидания. В последнем случае мы не ставим перед собой задачу исчерпывающего раскрытия темы, поскольку материал поистине необъятен; представляется гораздо более важным выделить основные тематические блоки и сюжеты, а также способы рассуждения о добродетельном и порочном, которые позволяют говорить именно о ранненововременной специфике нравственного наставления в школьной литературе.

Number of purchasers: 0, views: 239

Readers community rating: votes 0

1. Barannikova N.B., Bezrogov V.G. Svetskii i religioznyi component v zapadnoevropeiskoi uchebnoi literature XVIII v. [Secular and Religious Component in the West European Educational Literature of the XVIII Century]. Zapadnoevropeiskaia i rossiiskaia uchebnaia literatura XVI – nachala XX vv.: konfessional'nyi aspekt [Western European and Russian Educational Literature of the 16th – Early 20th Centuries (Confessional Aspect)], eds. L.V. Moshkova, V.G. Bezrogov. Moscow: Tsentr IET Publ., 2013. P. 116–158.

2. Korzo M.А. O nravstvennom reformirovanii rannenovovremennogo obschestva: ideinye osnovaniia i instituty [On the Moral Reform Movement in the Early Modern Society: Ideological Grounds and Institutions]. Chelovek. 2019. Vol. 30. N 4. P. 72–93.

3. Kosheleva O.E. Svetskie i religiosnye komponenty v rossiiskoi uchebnoi literature epohi Prosvescheniia [Secular and Religious Components in the Russian Educational Literature of the Enlightenment]. Zapadnoevropeiskaia i rossiiskaia uchebnaia literatura XVI - nachala XX vv.: konfessional'nyi aspekt [Western European and Russian Educational Literature of the 16th – Early 20th Centuries (Confessional Aspect)], eds. L.V. Moshkova, V.G. Bezrogov. Moscow: Tsentr IET Publ., 2013. P. 191–216.

4. Levinson K.A. Obrazy mira i sistemy tsennostei v postreformatsionnyh nemetskih bukvariah [World Images and Value Systems in Post-Reformation German Primers]. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2014. N 4. P. 33–40.

5. Romashina E.Yu., Bezrogov V.G. “Novyi rossiiski bukvar’ s kratkimi nravoucheniiami i povestiami” (1775 – 1785 gg.): opyt istoriko-pedagogicheskogo detektiva [“New Russian Primer with Short Moral Instructions and Tales” (1775–1785 гг.): Experience of Historic-Pedagogical Detective]. “V Rossii nado zhit’ po knige”: nachal’noe obuchenie chteniui i pis’mu (stanovlenie uchebnoi knigi v XVI–XIX vv. [“You have to live in Russia According to the Book”: Primary Education in Reading and Writing (the Formation of the Textbook in the XVI–XIX Centuries)], eds. M.V. Tendryakova, V.G. Bezrogov. Moscow: Pamyatniki istoricheskoi mysli Publ., 2015. P. 87–108.

6. Schkolnye posobiia rannego Novogo vremeni: ot Chasoslova k Orbis sensualium pictus. Kollektivnaia monografiia [Schoolbooks of the Early Modern Times: from the Book of Hours to Orbis sensualium pictus. Collective Monograph], eds. К.А. Levinson, Yu.G. Kurovskaya, V.G. Bezrogov. Moscow: Pamyatniki istoricheskoi mysli Publ., 2017.

7. Alderson B., de Marez Oyens F. Be Merry and Wise. Origins of Children’s Book Publishing in England, 1650–1850. New Castle: OAK Knoll Press, 2006.

8. Alzheimer-Haller H. Handbuch zur narrative Volksaufklärung. Moralische Geschichten 1780–1848. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2004.

9. Barth S. Jungfrauenzucht: Literaturwissenschaftliche und pädagogische Studien zur Mädchenerziehungsliteratur zwischen 1200 und 1600. Stuttgart: M. & P. Verlag, 1994.

10. Bunyan J. Divine Emblems: or, Temporal Things Spiritualized. Fitted for the Use of Boys and Girls. Philadelphia: M. Carey, 1796.

11. Burmann G.W. Kleine Lieder für kleine Mädchen, und Jünglinge. Berlin: G.I. Decker, 1777.

12. Cats J. Maedchen-Plicht ofte Ampt der jonck-vrouwen, in eerbaer liefde, aen-ghewesen door sinnebeelden. Middelburg: H. vander Hellen, 1618.

13. Dietrich J.C. Biblisches Spruchbüchlein, darinn unterschiedene vornehme Sprüche zu Erbau und Fortpflantzung der Gottseeligkeit bey der Schul-Jugend. Ulm: E. Kühnen, 1616.

14. Elementarz dla małych dziatek. Wilno: Drukarnia Akademicka, 1791.

15. Galle A. Populäre Moral der christlichen Religion. Wien: s.n., 1813.

16. Graves F.P. A History of Education During the Middle Ages and the Transition to Modern Times. Westport: Macmillan, 1970.

17. Hegendorfer K. De instituenda vita et moribus corrigendis iuventutis paraenesis. Haganoae: J. Secerius, 1529.

18. Janeway J. A Token for Children: being an Exact Account of the Conversion, Holy and Exemplary Lives, and Joyful Death of several Young Children. Worcester: James R. Hutchius, 1785.

19. Jaritz G. Das Bild des “Negativen” als Visualisierung der Übertretung von Ordnungen im Spätmittelalter. Anzeiger des Germanischen Nationalmuseum. Jahrgang 1993. S. 205–213.

20. Korzo M.A. Polnische Fibelkatechismen des 16. und 17. Jahrhunderts: religiöser Inhalt und deutsche Einflüsse. Religion and Educational Media, eds. S. Schütze, E. Matthes, W. Sroka. Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt Verlag, 2018. S. 92–99.

21. Kraye J. Melanchthons ethische Kommentare und Lehrbücher. Melanchthon und das Lehrbuch des 16. Jahrhunderts, hrsg. von J. Leonhardt. Rostock: Universitäts Druckerei, 1997. S. 195–216.

22. Lehrbuch der Christlichen Religion zum Gebrauche in Kirchen und Schulen. München: J. Lentner, 1807.

23. Moore C.N. “Gottseliges Bezeugen und frommer Lebenswandel”. Das Exempelbuch als pietistische Kinderlektüre. Das Kind in Pietismus und Aufklärung, hrsg. von J.N. Neumann, U. Sträter. Halle: Verlag der Franckeschen Stiftungen; Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2000.

24. Moore C.N. The Maiden’s Mirror. Reading Material for German Girls in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1987.

25. [Otha B., Otha L.]. Syllabas per discendi Ratio. Pueris analphabetis. [Lipsiae: s.n., ca. 1526].

26. Pinicianus J. Brevis institutio de octo partibus orationis. Augusta: Otmar, 1522.

27. Popławski A. Nauka moralna dla szkół narodowych. Kraków: Szkoła Główna Koronna, 1790.

28. Reu J.M. Quellen zur Geschichte des biblischen Unterrichts. Gütersloh: Bertelsmann, 1906.

29. von Rochow F.E. Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in Landschulen. Teil. 2. Frankfurt: bei Eichenbergischen Erben, 1779.

30. von Rochow F.E. Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in Landschulen. Teil 1–2. Nürnberg: durch E.Ch. Grattenauer, 1791.

31. Sittenlehre für Volksschulen; oder Lesebuch für unstudierte Leute über die Pflichten gegen Gott, und den Nächsten. Stadtamhof: Daisenbergeschen Buchhandlung, 1808.

32. Stoy J.S. Goldener Spiegel für die Kinder. Mit Kupfern. Ein Lesebuch, bestehend in auserlesenen Erzählungen. Nürnberg: Ch. Weigel, A.G. Schneider, 1791.

33. Strauss G. Luther’s House of Learning. Indoctrination of the Young in the German Reformation. Baltimore; London, 1978.

34. Sturm I. De literarum ludis recte aperiendis. Argentoratum: V. Rihelius, 1538.

35. Weiße Ch.F. Neues A, B, C, Buch, nebst einigen kleinen Uebungen und Unterhaltungen. Leipzig: S.L. Crusius, 1773.

36. [Wirzbięta M.]. Elementaria institution Latini sermonis, et pietatis Christianae. Cracoviae: M. Wirzbięta, 1575.

Система Orphus

Loading...
Up