О формах и содержании нравственного назидания в школьных учебниках и детских книгах для чтения (XVI – начало XIХ века)

 
Код статьиS023620070010039-9-1
DOI10.31857/S023620070010039-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник сектора этики
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №3
Страницы116-134
Аннотация

Одним из агентов процессов нравственного реформирования, характеризующих европейское общество раннего Нового времени, были школьные институции различных уровней, которые прививали определенные нравственные ценности и модели достойного поведения в том числе и посредством учебной литературы и адресованных детям книг для чтения. Несмотря на то, что данная книжная продукция отличалась значительным консерватизмом, ее анализ на протяжении XVI – начала  XIX веков позволяет выявить изменение способа рассуждения о добродетельном и порочном, аргументации в пользу определенных моделей поведения; появление новых тематических блоков, которые свидетельствуют о влиянии философской мысли той эпохи на учебную литературу. В первой части исследования анализируются основные формы подачи назидательного материала в школьных учебниках и книгах для чтения. Подборки религиозно-моралистических сентенций, каталоги обязанностей (в виде т. н. «домашних таблиц» и тройственных обязанностей по отношению к Богу, самому себе и ближнему), правила приличия, поучительные рассказы, назидательные картинки и подборки аллегорических изображений-эмблем имели свои истоки в различных жанрах книжности, могли сосуществовать в одном и том же учебнике или конкурировать между собой.

Ключевые слованравственное назидание, школьный учебник, раннее Новое время, поучительные сентенции, «таблицы» обязанностей, правила приличия, визуализация нравственных предписаний
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках коллективного гранта РФФИ «Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции». Грант № 18-011-00297
Получено24.03.2020
Дата публикации30.06.2020
Кол-во символов24195
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 688

Оценка читателей: голосов 0

1. Баранникова Н.Б., Безрогов В.Г. Светский и религиозный компонент в западноевропейской учебной литературе XVIII в. // Западноевропейская и российская учебная литература XVI – начала XX вв. (конфессиональный аспект) / ред. Л.В. Мошкова, В.Г. Безрогов. М.: Издат. Центр ИЭТ, 2013. С. 116–158.

2. Корзо М.А. О нравственном реформировании ранненововременного общества: идейные основания и институты // Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 72–93.

3. Кошелева О.Е. Светские и религиозные компоненты в российской учебной литературе эпохи Просвещения // Западноевропейская и российская учебная литература XVI – начала XX вв. (конфессиональный аспект) / ред. Л.В. Мошкова, В.Г. Безрогов. М.: Издат. Центр ИЭТ, 2013. С. 191–216.

4. Левинсон К.А. Образы мира и системы ценностей в постреформационных немецких букварях // Проблемы современного образования. 2014. № 4. С. 33–40.

5. Ромашина Е.Ю., Безрогов В.Г. «Новый российский букварь с краткими нравоучениями и повестями» (1775–1785 гг.): опыт историко-педагогического детектива // «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.) / ред. М.В. Тендрякова, В.Г. Безрогов. М.: Памятники исторической мысли, 2015. С. 87–108.

6. Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus. Коллективная монография / ред. К.А. Левинсон, Ю.Г. Куровская, В.Г. Безрогов. М.: Памятники исторической мысли, 2017.

7. Alderson B., de Marez Oyens F. Be Merry and Wise. Origins of Children’s Book Publishing in England, 1650–1850. New Castle: OAK Knoll Press, 2006.

8. Alzheimer-Haller H. Handbuch zur narrative Volksaufklärung. Moralische Geschichten 1780–1848. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2004.

9. Barth S. Jungfrauenzucht: Literaturwissenschaftliche und pädagogische Studien zur Mädchenerziehungsliteratur zwischen 1200 und 1600. Stuttgart: M. & P. Verlag, 1994.

10. Bunyan J. Divine Emblems: or, Temporal Things Spiritualized. Fitted for the Use of Boys and Girls. Philadelphia: M. Carey, 1796.

11. Burmann G.W. Kleine Lieder für kleine Mädchen, und Jünglinge. Berlin: G.I. Decker, 1777.

12. Cats J. Maedchen-Plicht ofte Ampt der jonck-vrouwen, in eerbaer liefde, aen-ghewesen door sinnebeelden. Middelburg: H. vander Hellen, 1618.

13. Dietrich J.C. Biblisches Spruchbüchlein, darinn unterschiedene vornehme Sprüche zu Erbau und Fortpflantzung der Gottseeligkeit bey der Schul-Jugend. Ulm: E. Kühnen, 1616.

14. Elementarz dla małych dziatek. Wilno: Drukarnia Akademicka, 1791.

15. Galle A. Populäre Moral der christlichen Religion. Wien: s.n., 1813.

16. Graves F.P. A History of Education During the Middle Ages and the Transition to Modern Times. Westport: Macmillan, 1970.

17. Hegendorfer K. De instituenda vita et moribus corrigendis iuventutis paraenesis. Haganoae: J. Secerius, 1529.

18. Janeway J. A Token for Children: being an Exact Account of the Conversion, Holy and Exemplary Lives, and Joyful Death of several Young Children. Worcester: James R. Hutchius, 1785.

19. Jaritz G. Das Bild des “Negativen” als Visualisierung der Übertretung von Ordnungen im Spätmittelalter // Anzeiger des Germanischen Nationalmuseum. Jahrgang 1993. S. 205–213.

20. Korzo M.A. Polnische Fibelkatechismen des 16. und 17. Jahrhunderts: religiöser Inhalt und deutsche Einflüsse // Religion and Educational Media / Eds. S. Schütze, E. Matthes, W. Sroka. Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt Verlag, 2018. S. 92–99.

21. Kraye J. Melanchthons ethische Kommentare und Lehrbücher // Melanchthon und das Lehrbuch des 16. Jahrhunderts / Hrsg. von J. Leonhardt. Rostock: Universitäts Druckerei, 1997. S. 195–216.

22. Lehrbuch der Christlichen Religion zum Gebrauche in Kirchen und Schulen. München: J. Lentner, 1807.

23. Moore C.N. “Gottseliges Bezeugen und frommer Lebenswandel”. Das Exempelbuch als pietistische Kinderlektüre // Das Kind in Pietismus und Aufklärung / Hrsg. von J.N. Neumann, U. Sträter. Halle: Verlag der Franckeschen Stiftungen; Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2000.

24. Moore C.N. The Maiden’s Mirror. Reading Material for German Girls in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1987.

25. [Otha B., Otha L.]. ? Syllabas per discendi Ratio. Pueris analphabetis. [Lipsiae: s.n., ca. 1526].

26. Pinicianus J. Brevis institutio de octo partibus orationis. Augusta: Otmar, 1522.

27. Popławski A. Nauka moralna dla szkół narodowych. Kraków: Szkoła Główna Koronna, 1790.

28. Reu J.M. Quellen zur Geschichte des biblischen Unterrichts. Gütersloh: Bertelsmann, 1906.

29. von Rochow F.E. Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in Landschulen. Teil. 2. Frankfurt: bei Eichenbergischen Erben, 1779.

30. von Rochow F.E. Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in Landschulen. Teil 1–2. Nürnberg: durch E.Ch. Grattenauer, 1791.

31. Sittenlehre für Volksschulen; oder Lesebuch für unstudierte Leute über die Pflichten gegen Gott, und den Nächsten. Stadtamhof: Daisenbergeschen Buchhandlung, 1808.

32. Stoy J.S. Goldener Spiegel für die Kinder. Mit Kupfern. Ein Lesebuch, bestehend in auserlesenen Erzählungen. Nürnberg: bei Ch. Weigel, A.G. Schneider, 1791.

33. Strauss G. Luther’s House of Learning. Indoctrination of the Young in the German Reformation. Baltimore; London, 1978.

34. Sturm I. De literarum ludis recte aperiendis. Argentoratum: V. Rihelius, 1538.

35. Weiße Ch.F. Neues A, B, C, Buch, nebst einigen kleinen Uebungen und Unterhaltungen. Leipzig: S.L. Crusius, 1773.

36. [Wirzbięta M.]. Elementaria institution Latini sermonis, et pietatis Christianae. Cracoviae: M. Wirzbięta, 1575.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх