Genesis of thinking in the context of non-classical epistemology

 
PIIS023620070003019-7-1
DOI10.31857/S023620070003019-7
Publication type Article
Status Published
Authors
 
Occupation: Professor of the Department of Ontology and Epistemology
Affiliation: Peoples Friendship University of Russian Federation
Address: 6 Miklukho-Maklay Str., Moscow 117198, Russian Federation
Journal nameChelovek
EditionVolume 30 Issue №1
Pages12-28
AbstractIn the classical directions of epistemology and psychology of the XIX—XX centuries the problem of the Genesis of thinking was formulated as a problem of explaining the qualitative transition from visual-sensual to mediated abstract-conceptual reflection. At the same time, in the modeling of such a transition, firstly, thinking was either reduced only to sensual-figurative forms (for example, behaviorism, Gestalt psychology, etc.), or interpreted as non-sensual (for example, the Wurzburg school), and secondly, the idea that such a transition is directed exclusively by socio-cultural determination (practice, work, communication, etc.) prevailed. At the turn of the XX — XXI centuries the theoretical context of this problem has significantly expanded due to psychological and epistemological concepts, in which the formation of knowledge is considered in the context of biological evolution, the principle of activity, information and operational models of intelligence, etc. On this way theoretical models in which transition from an image to thought consists in transformation by the subject of sensual imagery by means of operational influence on an image which are extracted from the imagery and fixed by signs of language are developed. With this approach, the Genesis of thinking appears as the formation of a system of interaction of operands (what is directed to the operational activity of the subject — sensual images, primary and secondary, their fragments, their combinations, abstractions, idealization, etc.) and operations on them. The formation of such a system is guided not only by socio-cultural, but also by natural and biological determinants. In the Genesis of thinking there are three stages: the formation of the prerequisites of operational activity in the psyche of the higher primates; the origin of mental operations as derivatives of subject action; interiorization of thinking.
Keywordsimage, perception, representation, activity, thinking, operation, operand, mythological thinking, language, consciousness
Publication date29.03.2019
Number of characters34889
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Происхождение мышления — одна из величайших «тайн мироздания» (происхождение вселенной, планетогенез, возникновение жизни, психической реальности, человека, цивилизации и др.), сокровенных загадок истории, сокрытых толщей столетий, безмолвно покоящихся в пластах культуры. В решении проблемы генезиса мышления каждая эпоха вырабатывала свои подходы. Предельно общий, мировоззренческий уровень данной проблемы открывал возможности не только научно-рационального ее анализа, но и умозрительно-спекулятивных трактовок, а также иррационалистических интерпретаций — мифологических, креационистских и пр. В ХIХ–ХХ веках проблема генезиса мышления прояснялась объединенными усилиями конкретных наук и философского познания, его гносеологических и онтологических (в частности, концепция универсального эволюционизма) представлений, методологических установок и т.д. В классических направлениях гносеологии и психологии ХIХ–ХХ веков было установлено, что мышление — это не непосредственное отражение объекта (подобную задачу решает чувственный образ), а опосредованное обобщенное отражение действительности1 , нацеленное на выделение глубинных закономерных, сущностных связей и отношений реальности, формирование системы объективных знаний о мире. (Другое дело, что такая нацеленность — это идеал, который никогда не реализовывается полностью, ведь субъект до конца не устраним как из процесса, так и из результата познания.) Проблема генезиса мышления формулировалась как задача научно-теоретической реконструкции качественного перехода от образа к мысли, от непосредственного наглядно-чувственного отражения к опосредованному абстрактно-понятийному отражению, включающему и высшие, теоретические формы знания. При этом господствовало представление о том, что такой переход определяется и направляется исключительно социально-культурной детерминацией (трудовой деятельностью, общением и др.).

1 О существующих теориях мышления см. [13].
2 При всем своем разнообразии конкретно-научные реконструкции качественного перехода от образа к мысли сводились к двум противоположным подходам. В первом специфика мышления как абстрактно-понятийного процесса размывалась и редуцировалась к чувственно-образным формам и их взаимодействиям (например, бихевиоризм, гештальт-психология и пр.). Второй подход строился на противопоставлении абстрактно-понятийного мышления и чувственной образности, на интерпретации мышления как безóбразного, а мысли как внечувственной (например, вюрцбургская школа). Данная противоречивость порождена в том числе и особенностями самого перехода от образа к мысли. Ведь он осуществляется не посредством формирования новой формы отражения, продолжающей чувственно-образный ряд ощущение — восприятие — представление (такой путь характерен для биологической эволюции). Переход от образа к мысли — это выход за границы чувственного опыта принципиально иным путем. Он состоит в активном преобразовании субъектом собственной чувственной образности и выработке средств разделения в ее содержании объективных и субъективных моментов. Для такого преобразования необходимы средства операционального воздействия на образ, которые могут быть извлечены лишь из него самого, его содержания, «образной ткани». Как такое возможно? Ответ на этот вопрос прояснился лишь в конце ХХ – начале ХХI века, когда существенно расширился теоретико-методологический контекст решения (междисциплинарной по своей сути) проблемы генезиса мышления.

Number of purchasers: 2, views: 829

Readers community rating: votes 0

1. Vekker L.M. Psihika i real’nost’: Edinaya teoriya psikhicheskikh protsessov [Mind and reality: A unified theory of mental processes]. Moscow: Smysl Publ.; Per Se, 2000.

2. Vygotskiy L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsii [Problems of the Theory and History of Psychology]. Vygotskiy L.S. Sobranie sochinenii: v 6 t. [The Collected Works: in 6 vol.]. Vol. 3. M.: Pedagogika Publ., 1983.

3. Galperin P.Ya. Psihologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deistvii [Psychology of thinking and the doctrine of the gradual formation of mental actions]. Galperin P.Ya. Psikhologiya kak ob»ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow: Institute of practical psychology Publ.; Voronezh: NPO «Modek» Publ., 1998. P. 272–317.

4. Zorina Z.A., Poletaeva I.I. Zoopsikhologiya: Elementarnoye myshlenie zhivotnykh [Zoopsychology: Elementary thinking of animals]. Moscow: Aspect Press Publ., 2002. Ð. 260–263.

5. Kezin A., Follmer G. Sovremennayaepistemologiya:naturalisticheskii povorot [Modern epistemology: naturalistic turn]. Sevastopol: SPC«ECOSYHydrophysics» Publ., 2004.

6. Leontyev A.N. Lektsii po obshchey psikhologii [Lectures on General psychology]. Moscow: Smysl Publ., 2000.

7. Leontyev A.N. Problemy razvitiya psikhiki [Problems of development of psyche]. Moscow: Moscow St. Univ. Publ., 1972.

8. Naidysh V.M. Mifotvorchestvo v deyatel’nosti soznaniya [Mythmaking in the Activities of Consciousness]. Voprosy filosofii. 2017. N 5. Ð. 26–34.

9. Naidysh V.M. Nauka drevneishikh civilizacii: Filosofskii analiz [Science of ancient civilizations: Philosophical analysis]. Moscow: Alpha-M Publ., 2012.

10. «Realisticheskii povorot» v sovremennoi epistemologii, filosofii soznaniya i filosofii nauki? Materialy «kruglogo stola» [«Realistic turn» in Contemporary Epistemology, Philosophy of Mind and Philosophy of Science? Materials of «Round Table»]. Voprosy filosofii. 2017. N 1. Ð. 5–38.

11. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Basics of General psychology]. St. Petersburg: Peter Ðubl., 2002.

12. Sokolov A.N. Vnutrennyaya rech’ i myshlenie [Inner speech and thinking]. Moscow: Nauka Ðubl., 1968. Ð. 230.

13. Tihomirov O.K. Psikhologiya myshleniya [Psychology of thinking]. Moscow: Moscow St. Univ. Publ., 1984. Ð. 232–254.

14. Evolyutsionnaya epistemologiya: Antologiya [Evolutionary epistemology: Anthology]. Moscow: Center for Humanitarian Initiatives Publ., 2012.

15. Yudin B.G. Transgumanizm — nashe budushchee? [Transhumanism is our future?]. Chelovek. 2011. N 3. Ð. 5–17.

16. Inhelder B., Piaget J. La genese desstructureslogiques elementaires: Classifications et seriations. Neuchatel; Paris: Delachaux & Niestle, 1959.

17. Klein R.G. The Human Carier: Human Biological and Cultural Origins. Third åd. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2009.

18. Maturana H.R., Varela F.J. El Arbol del Conocimiento: Las Bases Biologicas del Conocer Humano. Santiago: Editorial Univ., 1984.

19. Piaget J. Psychologie de l’intelligence. P.: Pres. Univ. de France, 1946.

Система Orphus

Loading...
Up