Генезис мышления в свете неклассических эпистемологий

 
Код статьиS023620070003019-7-1
DOI10.31857/S023620070003019-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, 117189 Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №1
Страницы12-28
АннотацияВ классических направлениях гносеологии и психологии ХIХ–ХХ веков проблема генезиса мышления формулировалась как задача объяснения качественного перехода от наглядно-чувственного к опосредованному абстрактно-понятийному отражению. При этом в моделировании такого перехода, во-первых, мышление либо редуцировалось лишь к чувственно-образным формам (например, бихевиоризм, гештальт-психология и пр.), либо интерпретировалось как безóбразное, внечувственное (например, вюрцбургская школа) и, во-вторых, господствовало представление, что такой переход направляется исключительно социально-культурной детерминацией (практика, трудовая деятельность, общение и др.). На рубеже ХХ–ХХI веков теоретико-методологический контекст данной проблемы существенно расширился за счет психологических и эпистемологических концепций, в которых формирование познавательных способностей человека рассматривается в контексте биологической эволюции, принципа деятельности, информационных и операциональных моделей интеллекта и т.д. На этой основе сформировалось представление о том, что переход от образа к мысли состоит в активном преобразовании субъектом чувственной образности средствами операционального воздействия на образ. Подобные средства извлекаются из самой же образности и фиксируются знаками языка. При таком подходе генезис мышления предстает как становление системы взаимодействия операндов (то, на что направлена операциональная активность субъекта: чувственные образы, первичные и вторичные, их фрагменты и сочетания, абстракции, идеализации и др.) и операций над ними. Становление данной системы направляется не только социально-культурными (практика, трудовая деятельность, общение), но и природно-биологическими детерминантами. В генезисе мышления выделяются три этапа: формирование предпосылок операциональной активности в психике высших приматов; зарождение мыслительных операций как дериватов предметного действия; интериоризация мышления. 
Ключевые словаобраз, восприятие, представление, деятельность, мышление, операция, операнд, миф, язык, сознание
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по теме: «Мифотворческая деятельность сознания и ее исторические типы (от первобытной мифологии к неомифотворчеству). Философский анализ»; проект № 18-011-00186а.
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов34889
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1625

Оценка читателей: голосов 0

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se, 2000.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1998. С. 272–317.

4. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Кезин А., Фоллмер Г. Современная эпистемология: натуралистический поворот. Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2004.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.

8. Найдыш В.М. Мифотворчество в деятельности сознания // Вопр. философии. 2017. № 5. С. 26–34.

9. Найдыш В.М. Наука древнейших цивилизаций: Философский анализ. М.: Альфа-М, 2012.

10. «Реалистический поворот» в современной эпистемологии, философии сознания и философии науки? Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 2017. № 1. C. 5–38.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

12. СоколовА.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Наука, 1968. С. 230.

13. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 232–254.

14. Эволюционная эпистемология: Антология. М.: Центр гуманитарных инициатив. 2012.

15. Юдин Б.Г. Трансгуманизм — наше будущее? // Человек. 2011. № 3. С. 5–17.

16. Inhelder B., Piaget J. La genese des structures logiques elementaires: Classifications et seriations. Neuchatel; Paris: Delachaux & Niestle, 1959.

17. Klein R.G. The Human Carier: Human Biological and Cultural Origins. Third еd. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2009.

18. Maturana H.R., Varela F.J. El Arbol del Conocimiento: Las Bases Biologicas del Conocer Humano. Santiago: Editorial Univ., 1984.

19. Piaget J. Psychologie de l’intelligence. P.: Pres. Univ. de France, 1946.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх