“You can buy the whole world”: the problem of redemption in The Brothers Karamazov

 
PIIS023620070000329-8-1
DOI10.31857/S023620070000329-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Northwestern University
Address: USA
Journal nameChelovek
EditionIssue №4
Pages157-172
Abstract

The use of commercial language in Dostoevsky novels is considered. It is stressed that money plays a key role in the articulation of central spiritual dilemmas explored in Dostoevsky’s works. When Dostoevsky writes about significant spiritual experiences — such as achieving happiness, being resurrected into new life, or acquiring a relationship with God — he frequently uses the language of financial transaction to describe them. Analyzing the relationship between money and redemption can illuminate new dimensions of the spiritual heart of the novel, the choice between Ivan and Zosima, rebellion and faith. These two aspects of money — its importance for thinking about redemption and its ability to contain opposites — become especially significant in “The Brothers Karamazov”.

KeywordsDostoevsky, money, commercial language, redemption, the faith, rebellion, Zosima, Broters Karamazov, the book of Job.
Received29.09.2018
Publication date03.10.2018
Number of characters40466
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in

Table of contents

1

Деньги, как напоминал нам Достоевский, –

это, воистину, “чеканенная свобода”.

Дэниел Акст, “Нью/Йорк Таймс”

2 Упоминание о Достоевском в экономическом разделе “Нью-Йорк Таймс” выглядит вполне естественным — ведь “в его художественном мире главенствуют деньги” [14, p. 94]. Дж. Катто утверждает, что деньги — это один из конституирующих принципов в творчестве писателя: “В целом его сочинения говорят нам, что деньги — категория, подобная пространству, позволяющая познавать наше социальное и даже духовное бытие” [14, p. 153]. Но если деньги “как посредник, идея и послание” действительно становятся “одним из фундаментальных строительных блоков” творческого универсума писателя, то стоит глубже осмыслить их значение и роль в романах Достоевского1. 1. Роль денег в прозе Достоевского рассматривается также в работе С. Оливье [28].
3 В полном согласии с процитированными авторами я утверждаю, что деньги играли для русского писателя важнейшую роль в формулировании важнейших волновавших его духовных дилемм. Такие глубины духовного опыта, как достижение счастья, воскресение к новой жизни или обретение веры, он зачастую описывает языком торговых сделок. Например, Наташа Ихменева (“Униженные и оскорбленные”) верит, что счастье покупается страданием. “Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими9нибудь новыми муками” [5, т. 3, с. 230]. Для рассказчика в “Преступлении и наказании” воскресение можно в буквальном смысле слова купить страданиями и борьбой. Раскольникову пришлось понять, что “зарю обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь” должно купить себе [5, т. 6, с. 421]: “Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом” [5, т. 6, с. 422], — комментирует рассказчик. Те же мотивы звучат в “Бесах”: “Дайте себе обет, и сею великою жертвой купите всё, чего жаждете и даже чего не ожидаете, ибо и понять теперь не можете, что получите!” — восклицает Тихон [там же, т. 11, с. 29].
4 Проблема христианского искупления у Достоевского тесно связана с темой денег. Его, судя по всему, не оставляет мысль, что искупление — это нечто такое, что может быть выставлено на продажу. “Бог как купец”, — таинственно произносит Великий инквизитор [там же, т. 15, с. 230]. Два выдающихся православных героя Достоевского — старцы Зосима и Тихон, как и Великий инквизитор, говорят о Боге как о некоем надмирном бухгалтере. “Сделайте, что можете, — говорит Зосима госпоже Хохлаковой, — и сочтется Вам” [там же, т. 14, с. 53]. “Постарайтесь исполнить свой обет, — увещевает Тихон Ставрогина, — и ваши усилия вам будут зачтены. Всё сочтется: ни одно слово, ни одно движение душевное, ни одна полумысль не пропадут даром”, — заверяет Тихон [там же, т. 11, с. 29].
5 Не приходится удивляться, что о событиях внутренней духовной жизни Достоевский говорит в терминах денежных расчетов. Здесь можно вспомнить как о мучительных финансовых проблемах, всю жизнь его сопровождавших, так и о глубоком знании Евангелия, в котором он постоянно наталкивался на использование языка купли-продажи для описания духовных предметов. Хотя, как напоминает Малколм Джонс, одного лишь наличия подобных образов в Библии еще недостаточно, чтобы понять в полной мере роль этого языка для Достоевского, — ведь «связь любого конкретного художественного текста Достоевского с его библейским “прообразом” крайне проблематична» [21, p. 124]. «Можно в подробностях показать, — считает Джонс, — что, как бы ни был текст “Братьев Карамазовых” наполнен библейскими аллюзиями, он глух к важнейшему посланию Нового Завета, и лишь выявляя одно за другим отклонения и искажения, можем мы проследить связь содержащегося в нем религиозного дискурса с предполагаемым источником в сердце христианского Благовещения» [idid, p. 124].

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 1816

Readers community rating: votes 0

1. Aleksandrova Z.E. Slovar' sinonimov russkogo yazyka. Prakticheskij spravochnik. M.: Russkij yazyk, 1989.

2. Vinogradov V.V. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. M; L.: Izd9vo AN SSSR, 1956.

3. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. M.; SPb., 1903.

4. Dolinin A.S. Poslednie romany Dostoevskogo. Kak sozdavalis' “Podrostok” i “Brat'ya Karamazovy”. M.: Sov. pisatel', 1963.

5. Dostoevskij F.M. Poln. sobr. soch. V 30 t. L.: Nauka, 1973–1990.

6. Dostoevskij F.M. Poln. sobr. soch. Kanonicheskie teksty: V 16 t. T. 1 / Pod red. V.N. Zakharova. Petrozavodsk: PetrGU, 1995.

7. Kasatkina T. Kharakterologiya Dostoevskogo: tipologiya ehmotsional'no-tsennostnykh orientatsij. M.: Nasledie, 1996.

8. Mochul'skij K. Dostoevskij: Zhizn' i tvorchestvo. P.: YMCA Press, 1980. S. 505.

9. Fasmer M. Ehtimologicheskij slovar' russkogo yazyka. M.: Progress, 1986.

10. Florovskij G.V. Puti russkogo bogosloviya. Parizh, 1936.

Система Orphus

Loading...
Up