Испытание добром: праксиологический и метафизический аспекты

 
Код статьиS023620070000314-2-1
DOI10.31857/S023620070000314-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры
Аффилиация: кафедра философии и истории Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Должность: заведующий кафедрой
Аффилиация: кафедра философии и истории Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №4
Страницы24-38
Аннотация

Поднимается вопрос о негативных последствиях положительных моральных поступков для их протагонистов и окружающих людей. Почему добрые деяния нередко вызывают не чувства благодарности и желание адекватного воздаяния со стороны облагодетельствованных кем-либо, а оборачиваются равнодушием, презрением и ненавистью? Эта проблема трудно разрешима в теоретическом плане. Более продуктивным может быть ее рассмотрение в аспекте нравственной праксиологии и метафизики. Проанализированы такие духовно-нравственные феномены, как добро, совершаемое по склонности, идейно мотивированный альтруизм, доброхотство, представленные в качестве вариантов аберраций нравственного сознания, которые могут изживаться на основе моральной рефлексии и этической просвещенности. С этической точки зрения важным моментом в нравственных отношениях между людьми является равенство их субъектов.

Ключевые словадобро, помощь, нравственный ум, добро по склонности, альтруизм как идейная установка, доброхотство, равенство субъектов нравственных отношений.
Получено14.08.2018
Дата публикации03.10.2018
Кол-во символов36906
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

                                                                                        ...Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.                                                                                                                                                                            Рим. 16;19

Существо проблемы, которую мы ставим и пытаемся решить в статье, заключается в том, что интенция к добру и поступки, совершаемые многими людьми на благо ближних, нередко приводят к прямо противоположным и подчас совсем неожиданным результатам: к умножению зла в мире и ненависти именно тех, кого, казалось бы, облагодетельствовали. В нравственно-психологическом плане данный аспект отношений между людьми, к сожалению, практически не привлекал особого внимания философов, зато к нему нередко проявляли живейший интерес мастера художественного слова и представители психологической науки — как в области теории, так и в сфере конкретной жизненной эмпирии. К примеру, в своем знаменитом романе “Воскресение” Л.Н. Толстой показывает, как исполненный благими порывами и к тому же беспрерывно морализирующий князь Нехлюдов пытается вызволить из места заключения и “возродить” духовно и морально некогда соблазненную им деревенскую девушку Катюшу Маслову, ставшую в новых жизненных условиях проституткой и практически преступницей. Одна ко, к величайшему удивлению “избавителя”, спасаемая решительно отказывается от всякой помощи и поддержки, увидев в “добром деле” обеспеченного и благополучного барина очередные фальшь и лицемерие. Более того — героиня отказывается признавать себя “несчастной и униженной”, поскольку без всякого напускного смущения считает свое социальное положение “важным и нужным”, и сама начинает изобретать способы облегчения своего жизненного положения, весьма далекие от элементарных моральных представлений и потому вполне естественно воспринимаемые как общественно порицаемые.

2 Современные психологи, возможно, усмотрели бы в приведенном литературном примере достаточно часто встречаемое в нынешнем социуме нарушение “психологических границ” личности. Оно зачастую возникает, когда та или иная благожелательная моральная инициатива, предлагаемая кому-либо очередным “доброжелателем”, вступает в откровенный диссонанс с внутренним миром объекта благодеяния, разрушая и взрывая его целостность и оттого отвергаемая им сразу, безоговорочно и бесповоротно.
3 Или же, предоставив объекту благодеяния разбираться со своими переживаниями самостоятельно, современная психологическая эмпирика целиком сосредотачивается на самом субъекте интенции добра, дотошно выясняя его мотивацию, принципы и убеждения, бесцеремонно вмешиваясь в его образ жизни. При этом она предполагает (возможно, не без некоторых оснований): коль стремление делать добро ближнему “во что бы то ни стало”, без прагматических расчетов и уж тем более надежд на адекватное воздаяние оказывается на удивление устойчивым, то и сам “доброжелатель” непременно нуждается в соответствующей психологической опеке — столь часто практикуемых в современном обществе “индивидуальных консультациях”.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1723

Оценка читателей: голосов 0

1. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: в 5 т. М.: Святая гора, 2004–2008.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1976. С. 54.

3. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси // Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. C. 177.

4. Оптина Пустынь: Русская православная духовность. М.: Канон, 1997. С. 181.

5. Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле. Минск: Изд-во Свято-Елисаветинского монастыря, 2005. С. 95.

6. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Нравственный ум человека // Философия и этика: Сб. науч. тр. к 70-летию академика А.А. Гусейнова. М.: Альфа-М, 2009. C. 515–530.

7. Толстой Л.Н. Казаки // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 12 т. Т. 3. М.: Худ.лит., 1973.

8. Шекспир У. Тимон Афинский // Шекспир У. Полн. собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М.: Искусство, 1960. С. 479.

9. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999. С. 90.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх