A ordeal by goodness: praxeological and metaphysical aspects

 
PIIS023620070000314-2-1
DOI10.31857/S023620070000314-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Department of Philosophy and History of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics
Address: Russian Federation, Novosibirsk
Affiliation: Department of Philosophy and History of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics
Address: Russian Federation
Journal nameChelovek
EditionIssue №4
Pages24-38
Abstract

The article covers the issue of the negative effects of positive moral actions for the protagonists and people around them. Why don’t good acts often cause feelings of gratitude and the desire of adequate retribution from the benefited ones, but result in indifference, contempt and hatred? This problem is difficult to be solved in theory. Its consideration may be more productive in the moral aspect of praxeology and metaphysics. Such moral phenomena as kindness performed out of inclination; ideologically motivated altruism; kindness, are analyzed. Those phenomena are presented as various aberrations of the moral consciousness, which can go of time on the basis of moral reflection and ethical enlightenment. From an ethical point of view, the equality of the subjects is a very important moment in moral relations between people.

Keywordsgood, help, moral mind, goodness by inclination, altruism as the ideological setting, kindness, equality of subjects of moral relations.
Received14.08.2018
Publication date03.10.2018
Number of characters36906
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

                                                                                        ...Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.                                                                                                                                                                            Рим. 16;19

Существо проблемы, которую мы ставим и пытаемся решить в статье, заключается в том, что интенция к добру и поступки, совершаемые многими людьми на благо ближних, нередко приводят к прямо противоположным и подчас совсем неожиданным результатам: к умножению зла в мире и ненависти именно тех, кого, казалось бы, облагодетельствовали. В нравственно-психологическом плане данный аспект отношений между людьми, к сожалению, практически не привлекал особого внимания философов, зато к нему нередко проявляли живейший интерес мастера художественного слова и представители психологической науки — как в области теории, так и в сфере конкретной жизненной эмпирии. К примеру, в своем знаменитом романе “Воскресение” Л.Н. Толстой показывает, как исполненный благими порывами и к тому же беспрерывно морализирующий князь Нехлюдов пытается вызволить из места заключения и “возродить” духовно и морально некогда соблазненную им деревенскую девушку Катюшу Маслову, ставшую в новых жизненных условиях проституткой и практически преступницей. Одна ко, к величайшему удивлению “избавителя”, спасаемая решительно отказывается от всякой помощи и поддержки, увидев в “добром деле” обеспеченного и благополучного барина очередные фальшь и лицемерие. Более того — героиня отказывается признавать себя “несчастной и униженной”, поскольку без всякого напускного смущения считает свое социальное положение “важным и нужным”, и сама начинает изобретать способы облегчения своего жизненного положения, весьма далекие от элементарных моральных представлений и потому вполне естественно воспринимаемые как общественно порицаемые.

2 Современные психологи, возможно, усмотрели бы в приведенном литературном примере достаточно часто встречаемое в нынешнем социуме нарушение “психологических границ” личности. Оно зачастую возникает, когда та или иная благожелательная моральная инициатива, предлагаемая кому-либо очередным “доброжелателем”, вступает в откровенный диссонанс с внутренним миром объекта благодеяния, разрушая и взрывая его целостность и оттого отвергаемая им сразу, безоговорочно и бесповоротно.
3 Или же, предоставив объекту благодеяния разбираться со своими переживаниями самостоятельно, современная психологическая эмпирика целиком сосредотачивается на самом субъекте интенции добра, дотошно выясняя его мотивацию, принципы и убеждения, бесцеремонно вмешиваясь в его образ жизни. При этом она предполагает (возможно, не без некоторых оснований): коль стремление делать добро ближнему “во что бы то ни стало”, без прагматических расчетов и уж тем более надежд на адекватное воздаяние оказывается на удивление устойчивым, то и сам “доброжелатель” непременно нуждается в соответствующей психологической опеке — столь часто практикуемых в современном обществе “индивидуальных консультациях”.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 1722

Readers community rating: votes 0

1. Blazhennoj pamyati starets Paisij Svyatogorets. Slova: v 5 t. M.: Svyataya gora, 2004–2008.

2. Dostoevskij F.M. Brat'ya Karamazovy // Dostoevskij F.M. Poln. sobr. soch.: v 30 t. T. 14. L.: Nauka, 1976. S. 54.

3. Klyuchevskij V.O. Dobrye lyudi Drevnej Rusi // Klyuchevskij V.O. Istoricheskie portrety: Deyateli istoricheskoj mysli. M.: Pravda, 1990. C. 177.

4. Optina Pustyn': Russkaya pravoslavnaya dukhovnost'. M.: Kanon, 1997. S. 181.

5. Svyatitel' Nikolaj Serbskij: Mysli o dobre i zle. Minsk: Izd-vo Svyato-Elisavetinskogo monastyrya, 2005. S. 95.

6. Sabirov V.Sh., Soina O.S. Nravstvennyj um cheloveka // Filosofiya i ehtika: Sb. nauch. tr. k 70-letiyu akademika A.A. Gusejnova. M.: Al'fa-M, 2009. C. 515–530.

7. Tolstoj L.N. Kazaki // Tolstoj L.N. Sobr. soch.: v 12 t. T. 3. M.: Khud.lit., 1973.

8. Shekspir U. Timon Afinskij // Shekspir U. Poln. sobr. soch.: v 8 t. T. 7. M.: Iskusstvo, 1960. S. 479.

9. Sheler M. Resentiment v strukture moralej. SPb.: Nauka, 1999. S. 90.

Система Orphus

Loading...
Up