Primary Online Requests for Psychological and Pedagogical Help from Parents of Bilingual Children with Learning Difficulties

 
PIIS271291870016821-9-1
DOI
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Speech Therapy Department
Affiliation: Institute of Special Pedagogy and Psychology, Moscow City Teachers Training University
Address: Russian Federation,
Journal nameRussian Journal of Bilingualism Studies
EditionTheoretical and Applied Aspects of the Bilingualism Research in the Focus of Scientific Discussions
Pages69-75
Abstract

The article considers the primary online requests for psychological and pedagogical help from parents of bilingual children with learning difficulties. It analyzes the statistical parameters of the sample; data on the assistance received by children, the degree of school difficulties; complaints and requests from parents. 

Keywordsbilingualism, special educational needs, language and speech disorders, specific learning difficulties, dyslexia, speech therapy
Received17.09.2021
Publication date22.10.2021
Number of characters13764
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Проблема психолого-педагогической диагностики специфических трудностей в обучении у билингвальных детей. Психолого-педагогическое консультирование билингвальных детей в связи с трудностями в обучении представляет собой сложную во многих отношениях проблему [1, 2, 7, 9, 11, 12, 13, 15]. Прежде всего оно предполагает комплексное обследование: логопедическое и психологическое [3, 10, 11, ], причем в большинстве случаев требуется подключение специалистов, для которых родным является второй язык ребенка [6]. Кроме того необходимы консультации педагогов общего профиля, преподавателей русского языка как иностранного, семейных психологов [4, 8, 9]. Организовать такой формат взаимодействия, не прибегая к онлайн-консультированию практически невозможно, поскольку по месту жительства семьи обычно имеют доступ только к части специалистов. Помимо этого многие носители русского языка, живущие за рубежом, не могут пройти обследование у русскоязычных логопеда и психолога очно, а получение помощи на языке страны проживания затруднительно в силу языкового, социального и культурного барьеров [5, 12, 13]. В связи с этим дистанционная диагностика, хотя и имеет некоторые ограничения, может рассматриваться порой как единственный доступный вариант [14]. Онлайн-центр диагностики и поддержки детей с трудностями в обучении функционирует с 2020 года в рамках проекта «Внедрение инновационных образовательных стандартов и практик для детей с трудностями обучения в регионы Российской Федерации», реализуемого Ассоциацией родителей детей с дислексией. Центр оказывает безвозмездную помощь гражданам России, предоставляя консультации логопедов, нейропсихологов, семейных психологов. Консультирование проходит в 2 этапа. При первичном обращении родитель (законный представитель) ребенка заполняет анкету на сайте Центра, в которую входит ряд вопросов, касасющихся речевого и познавательного развития ребенка, а затем может выбрать свободный временной слот для первичного приема, длительность которого около 25 минут. В задачи первичного приема входят: уточнение запроса родителей, сбор анамнестических данных, обсуждение особенностей предстоящей онлайн-диагностики и запись к конкретному специалисту. На втором этапе проводится онлайн-обследование ребенка логопедом и/или нейропсихологом. Оно длится около 55 минут с небольшим перерывом. Перед его прохождением родители согласно полученным инструкциям отправляют в Центр фото письменных работ ребенка, видеозаписи беседы, чтения вслух. Родителей билингвальных детей специально предупреждают о необходимости предоставления работ на двух языках, а также по возможности заключений специалистов, говорящих на втором языке ребенка. Таким образом, логопед и психолог перед диагностическим приемом располагают данными первичной анкеты, заполненной родителями на сайте, сведениями, полученными на первичной консультации, а также образцами письма ребенка. Это помогает выстроить диагностическую гипотезу, подобрать адекватные инструменты обследования. Всего за 10 месяцев работы в Центр поступило около 1200 первичных обращений родителей, из них 61 обращение от родителей билингвальных или полилингвальных детей школьного возраста. В этой статье представлен анализ данных заполненных ими первичных опросников.

views: 355

Readers community rating: votes 0

1. Andreeva I.V., Hruslov G.V. Funkcionirovanie russkogo yazyka v stranah SNG i Baltii. M. : Gos. in-t rus. yaz., 2004. 78 s.

2. Babaeva E. A. Gotovnost' k obucheniyu v shkole detej-bilingvov s rechevoj patologiej: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.00 / Mosk. ped. gos. un-t im. V. I. Lenina. Moskva, 1992. 147 s.

3. Velichenkova O.A., Ruseckaya M.N. Logopedicheskaya rabota po preodoleniyu narushenij chteniya i pis'ma u mladshih shkol'nikov. Moskva : Nacional'nyj knizhnyj centr, 2015. 316 s.

4. Gagarina N.V., Klasert A., Topazh N. Test po russkomu yazyku dlya bilingval'nyh detej. SPb.: Zlatoust, 2015. 57 listov + metod. opisanie (48 s.).

5. Indenbaum E.L. K probleme detskogo dvuyazychiya i \"inokul'turnosti\" / E. L. Indenbaum // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. 2016. T. 17. S. 26-37.

6. Kasimova E.G. Formirovanie proiznosheniya u bashkirskih detej 6-8 let s fonetiko-fonematicheskim nedorazvitiem: Dis. … kand. ped. nauk. – M., 2003. 182 s.

7. Kruglyakova T.A. Voprosy osvoeniya i funkcionirovaniya yazyka v situacii mnogoyazychiya v dokladah uchastnikov konferencii «Problemy ontolingvistiki - 2017». 26-28 iyunya 2017 goda rgpu im. A. I. Gercena (Sankt-Peterburg) // Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017. ¹4. S. 349-358.

8. Kryahtunova O.V. Pedagogicheskij status detej-migrantov v russkoyazychnoj obrazovatel'noj srede / Polilingvial'nost' i transkul'turnye praktiki, 2018, ¹1 (15). S. 27-37.

9. Ovchinnikova I. G. K probleme specifiki oshibok v sluchae estestvennogo bilingvizma: sopostavlenie rechi russko-ivrit bilingvov s materialami nacional'nogo korpusa russkogo yazyka / I. G. Ovchinnikova // Problemy socio- i psiholingvistiki. 2011. ¹ 15. S. 168-182.

10. Ovchinnikov A. V. Logopedicheskaya pomoshch' dvuyazychnym detyam v rechevom razvitii // Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2011. ¹3-1. S. 141-144.

11. Polivara, Z. V. K voprosu izucheniya detej-bilingvov v logopedicheskoj nauke / Doshkol'noe obrazovanie v sovremennom izmenyayushchemsya mire: teoriya i praktika : III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferencii: sbornik statej, Chita, 27 noyabrya 2014 goda / pod redakciej A.I. Ulzytuevoj. Chita: Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2015. S. 124-130.

12. Polivara, Z. V. Etnopsiholingvisticheskij aspekt ocenivaniya rechevyh disfunkcij u detej - bilingvov / Z. V. Polivara // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2013. ¹ 10-2. S. 57-60.

13. Protasova E. Yu., Rodina N.M. Mnogoyazychie v detskom vozraste. SPb.: Zlatoust, 2005. 272 s.

14. Ruseckaya M. N., Lagutina A.V., Velichenkova O.A. Vozmozhnosti organizacii logopedicheskogo onlajn-konsul'tirovaniya russkoyazychnyh semej za rubezhom // Russkij yazyk za rubezhom. 2020. ¹ 1(278). S. 89-93.

15. Chirsheva, G. N. Osnovy ontobilingvologii (Russko-anglijskij material) : special'nost' 10.02.19 \"Teoriya yazyka\" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000. 463 s.

Система Orphus

Loading...
Up